Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Основания для возврата денежных средств покупателю

Потребление товаров и услуг – жизненная необходимость современного человека. Но бывают ситуации, когда покупка по каким-то причинам нуждается в отмене, то есть в возврате и последующей компенсации денег покупателю.

Возврат денежных средств

Количество покупок, совершаемых населением, стремительно растет. Связано это с расширением предложения различных товаров и услуг и их доступностью для широких масс. Действие Закона №2300-1 «О защите прав потребителей»  дает последним возможность в любой момент передумать, вернув товар в магазин и получив за это уплаченные деньги обратно.

Когда «недовольный» потребитель возвращает товар, продавец, осмотрев его на предмет отсутствия порчи, ознакомившись с набором документов, оформляет возврат денег. На практике возможны и другие способы решения (замена, оплата продавцом ремонтных работ, соразмерная дефекту скидка для брака и т. д.).

Перечень оснований

ФЗ №2300-1 подразумевает два базовых основания для возврата товара и последующего получения денег за него.

  1. Понравился, имеет надлежащее качество, но не подошел. Эти нормы оговариваются в ст. 25. Потребитель, обнаружив несоответствие размеру, цвету, фасону, габаритам, комплектации и форме, вправе вернуть товар обратно в течение 14 дней. Если продавец проверил наличие всех сопровождающих документов и установил, что обращение потребителя с возвратом не противоречит нормам закона, в его обязанности входит возврат денежных средств за совершенную покупку в момент обращения.
  2. Не понравился в связи с дефектом, браком, серьезными неисправностями по технической части. Регулирование вопроса проходит в ст. 21-24. Потребитель вправе рассчитывать на возврат средств, а также на обмен, ремонт за счет продавца, скидку в соответствии с размером дефекта. Обратиться с неисправностью потребитель может в течение всего срока годности товара. Продавец отказать в удовлетворении претензий не имеет права.

Особого внимания заслуживает дистанционная торговля, т. к. большинство современных людей предпочитает совершать покупки через интернет. Регулируется этот вопрос в ст. 26.1. Продавец описывает товар посредством специальных буклетов, каталогов и карточек. Обнаружив несоответствия или дефекты, потребитель наделен правом возврата и получением полной суммы потраченных денег.

До момента передачи товара потребитель вправе отказаться когда угодно, а после – на протяжении 7 дней. В свою очередь, продавец обязан вернуть деньги сразу после получения соответствующего обращения о возврате и ознакомления с фактом сохранности потребительских свойств и наличия чековых документов. Время поступления финансов на карту или в электронную платежную систему определяется техническими нюансами работы последних.

Причины и сроки

Перечень основанийВернуть деньги покупатель может при соблюдении ряда условий. Они включают предоставление определенного набора документов и сохранность товарного вида, потребительских свойств продукта. Причин, по которым это происходит на практике, достаточно:

  • не устроил цвет (в магазине из-за яркого освещения он казался одним, а в итоге примерки дома оказался другим);
  • не подошел размер (в спешке был куплен товар большего или меньшего размера, чем требуется);
  • габариты и формы оказались неприемлемыми, а также комплектация или фасон;
  • есть дефекты и очевидный брак;
  • продукт не соответствует описаниям, представленным в онлайн-магазине;
  • денежные средства были перечислены по ошибке или изъяты в большем размере, чем требовалось (актуально для интернет-магазинов).
Читайте также:   Журнал регистрации ПКО и РКО

Во всех этих ситуациях оформляется возврат денежных средств. Хотя на практике есть иные способы разрешения подобных спорных ситуаций.

Исходя из товара, который подлежит возврату, варьируют сроки его сдачи, а соответственно – и получения денег.

  1. Ненадлежащее качество. Согласно ст. 22 и 23, требования покупателя должны быть удовлетворены на протяжении 10 дней с момента, когда они были предъявлены.
  2. Должное качество. Если клиент нуждается в возврате суммы, которая была выплачена за товар, являющийся качественным, но не подходящим ему по ряду параметров, ст. 25 свидетельствует, что сроки компенсации финансов не должны переходить за отметку в 3 дня.

Соответственно, продавец имеет полное право отказать в немедленном предоставлении денег.

От поставщика

На предприятиях возврат денег тоже не редкость. Поставщики оформляют его практически по тем же причинам, что и магазины для своих клиентов. Вот основные проводки, которые составляются сотрудниками бухгалтерского отдела:

  • Дт 51 Кт 60.01 – получение от поставщиков и подрядчиков денежных средств, которые были уплачены ранее;
  • Дт 51 Кт 60.02 – авансовые платежи.

В основном возврат оформляется безналичным способом с соблюдением всех сроков и сумм.

Чтобы вернуть товар в магазин, покупателю нужно иметь при себе лишь удостоверение личности и документ, подтверждающий факт оплаты товара. На самой товарной позиции должна быть сохранена маркировка с указанием основных сведений, включая срок годности, состав, способ применения, название продукта, фирму-производителя, посредников.

Ответственность сторон

Единственное, за что несет ответственность покупатель – несоблюдение норм возврата. Если в процессе проведения экспертизы будет обнаружено, что порча произошла не по вине изготовителя, магазина, а в связи с неосторожностью самого потребителя с него будет взыскана сумма, равная стоимости проведения исследования.

Что касается продавца, то чаще всего он несет ответственность за несоблюдение сроков возврата средств. В таком случае потребитель имеет полное право требовать от него оплату неустойки. Ее размеры составляют 1% от покупки за каждый просроченный день. Но требование об этом может быть предъявлено в стенах судебных инстанций.

Нарушение сроков может возникнуть и не по вине продавца, особенно, если оформление проходит на банковскую карту или электронный кошелек. Дело в том, что по «пути» к клиенту средства проходят немалый путь через несколько посредников. Все равно ответственность закрепляется за продавцом. Но последний вправе требовать от банка, задержавшего платеж, выплаты неустойки.

Нормативная регламентация

Единственный документ, регулирующий подобные правоотношения – Закон «О защите прав потребителей». В нем содержится информация о сроках, порядках, способах возврата средств (ст. 19-26). Еще один вспомогательный закон – Гражданский кодекс РФ.

Правильное оформление описано в данном видео.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector