Содержание статьи
Аналог журнала регистрации хозяйственных операций существовал ещё задолго до появления бухгалтерской науки как таковой. Назывались такие журналы «амбарными книгами» и выполняли, по сути, те же функции, что и современные бухгалтерские акты.
Сейчас журнал хозяйственных операций – это документ, в котором фиксируется всё хозяйственное функционирование определённой фирмы, расположенное в хронологическом порядке. Любое предприятие – частное или общее, многомиллионное или известное узкому кругу лиц – ведёт подобный учёт.
Форма, содержание и бланк
Благодаря данному журналу отслеживается общее финансовое состояние фирмы, показываются все изменения в худшую или лучшую сторону и делаются прогнозы на дальнейшее развитие компании.
Грамотный и добросовестный экономист на основании данной документации также сможет спрогнозировать пути лучшего развития компании и решения тех или иных проблем, если таковые будут обнаружены.
Все документы попадают к бухгалтеру не всегда в нужный срок и не всегда в том виде, какой требуется по норме. Тогда приходится создавать документы либо с устного пересказа, либо самостоятельно. Официально подобные действия запрещены, но на практике применяются довольно часто.
Ведение журнала и бухгалтерского учёта напрямую связано друг с другом и гарантирует компании прозрачность и легитимность всех проведённых на фирме операций, поскольку в документе отображаются все изменения в хозяйственной деятельности компании, такие как:
- Изменение активов (какие-либо изменения в оборудование, помогающем производству продукта фирмы, будь то поломка, замена или его ремонт).
- Изменение пассивов (действия с кредитами и ценными бумагами).
- Позитивные перемены в общем состоянии компании (в активах, пассивах и финансовом состоянии).
- Негативные перемены в общем состоянии компании (в активах, пассивах и финансовом состоянии).
- Определённые факты, не относящиеся ни к одной из вышеперечисленных категорий (другие изменения).
[docs]
Некоторые предприятия дополнительно указывают в журнале первичные документы, влияющие на передвижение денежных средств.
Порядок составления и заполнения
Основных требований к ведению журнала нет, но существует ряд общепринятых правил, ведение которых обязательно для каждого типа документации:
- Все операции записываются строго по датам: с начала ведения журнала и заканчивая последней записью. Хаотичное заполнение дат категорически запрещено.
- В журнал записывается любая хозяйственная деятельность, вне зависимости от масштабности и уровня влияния на работу компании.
- Проводки должны ссылаться лишь на первичную документацию.
- Цифры в журнале записываются словами (например, «шесть тысяч пятьсот восемьдесят три экземпляра»). Это поможет избежать ошибок при неправильном наборе нужной суммы и подделки информации. Однако в последнее время сотрудники предприятия пренебрегают данным правилом и вносят данные в реестр цифрами.
Не существует также и общей формы ведения журнала, поскольку сфера использования его довольно обширна. Чаще всего каждое предприятие создаёт удобный для себя бланк, в котором задействованы все необходимые пункты и подпункты. Например, в компании, занимающейся организацией свадеб, обязательно будет пункт «расходы» (сколько средств было потрачено на материалы – шарики, ленты, цветы и т.д.) и приходные операции (сколько было получено от частных лиц за всю работу). Разрешено это и законом «О бухучёте».
Журнал ведётся либо в бумажном варианте – это обычная книга, прошитая и пронумерованная, либо сброшюрованная, которая заполняется вручную. Либо в электронном виде – при помощи специальных бухгалтерских программ. Здесь большинство информации заполняется автоматически при первичном указании настроек.
Обязательными для каждого журнала являются: № операции, дата, пояснение (описание операции), сумма каждой операции. Дополнительно могут указываться: дебет, кредит и сведения о первичной документации или журнале ордере (место, где зафиксирована операция). Каждая новая запись обязательно начинается с новой строки во избежание ошибок и недопониманий в дальнейших действиях.
Сейчас чаще всего используют электронные версии журналов – это гораздо удобнее и быстрее, тем не менее политика некоторых предприятий позволяет заполнение подобной документации лишь вручную. Это более долгий и трудоёмкий процесс: здесь важно быть максимально внимательным.
В бумажном виде
Бумажный журнал чаще всего ведётся на мелких предприятиях с небольшим товарооборотом, заполнение всех пунктов вручную в многомиллионных компаниях практически невозможно из-за постоянных изменений.
Порядок заполнений бумажной версии такой:
- В новой строке указывается номер операции с её реквизитами (дата, содержание, тип). Дополнительно возможно указание, на основе каких документов проводится данная операция.
- Далее указывается сумма операции – финансовая прибыль и финансовый ущерб.
- Указывается дебет – то, сколько должны предприятию другие лица и сколько они заплатили за данную операцию.
- Указывается кредит – то, что должно предприятие другим лицам и сколько оно в итоге получило.
- Ставится подпись и расшифровка подписи.
- При необходимости повторяется всё сначала.
Подпись и её расшифровка являются обязательными, поскольку, если в журнале будет допущена ошибка или возникнут недопонимания в том или ином вопросе, представители компании сразу смогут обнаружить, кто заполнял данную форму и кто в состоянии расшифровать написанное.
В 1С
Если журнал ведётся в электронном виде (чаще всего это «1С: Бухгалтерия»), то выполняется следующее:
- Запускается программа «1С: Бухгалтерия» (или другая бухгалтерская программа, используемая фирмой»). В строке «Меню» открывается вкладка «Учёт».
- В данной вкладке открывается подпункт «Хозяйственные операции», щёлкается кнопка «Добавить».
- Вводятся следующие данные: дата, тип, реквизиты, сумма.
- Дополнительно возможно добавление подпункта «От кого», а также указать дебет и кредит (данное действие производится при необходимости связи с банковским действием: кредиты, поступления или отход денежных средств). Здесь также выбирается нужный банковский документ, нажимается кнопка «Утвердить». Далее данный документ уже автоматически привязывается к операции.
- Производится сохранение.
- При необходимости всё повторяется вновь.
Журнал регистрации хозяйственных операций также имеет функцию, которая добавлена в контекстное и дополнительное меню. Такая особенность позволит найти запись по номеру проводки (наиболее детальное описание каждого действия). Для поиска записи по номеру проводки из контекстного или дополнительного меню выбирается соответствующая команда: появится окно, которое позволит ввести в поле номер проводки.
Бухгалтеру придётся вводить меньше данных вручную, если программа по бухгалтерскому учёту содержит в себе множество разнообразных функций и правильно настроена на работу определённого предприятия.
Пример заполнения
Ниже приведён пример заполнения, но стоит помнить, что форма заполнения определённого предприятия может разниться и иметь свои нюансы, о которых новому работнику необходимо сообщить заранее.
№ | Дата | Первичный документ | Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 06.05.17 | Платёжное поручение №021 от 03.02.17 | Оплачен счёт за выполнение работы | 60 (шестьдесят) | 51 (пятьдесят один) | 6100 (шесть тысяч сто) |
2 | 06.05.17 | Лицевой счёт | Выдана зарплата | 10000 (десять тысяч) | - | 10000 (десять тысяч) |
3 | 08.05.17 | Выписка банка №027 от 26.03.17 | Поступила оплата от покупателя | 26 (двадцать шесть) | 10 (десять) | 5000 (пять тысяч) |
4 |
Таким образом, журнал хозяйственных операций является неотъемлемой частью работы предприятия, который ведётся внимательным и ответственным бухгалтером и заполняется каждый раз, когда в деятельности компании происходят любые хозяйственные изменения.
Как происходит отображение хозяйственных операций? Подробная информация – в данном видео.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются