Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Системы управления запасами на предприятии

Управление запасами предприятий часто является наиболее затратным и рискованным делом для компании. Без соответствующих бизнес-процессов и программного решения для надежного мониторинга, эффективного контроля и распределения расходных материалов затраты и риски будут экспоненциально возрастать.

Управление запасами на предприятии

Классификация

Классификация запасовПроцессы по управлению запасами являются общей проблемой как для предприятий любого сектора системы хозяйствования. Запасы создаются везде – в промышленности, розничной и оптовой торговле, на предприятиях любой формы собственности и направления деятельности.

Запасы классифицируют следующим способом:

  1. Производственные – запасы соответствующего потребления.
  2. Текущие – предоставляют бесперебойное снабжение на предприятие продукции исходя из интервала поставки.
  3. В пути – транспортируемая от поставщика к потребителю продукция.
  4. Сезонные – возникают при производстве сезонного характера с аналогичными потреблением и транспортировкой, позволяют предприятию стабильно функционировать и выпускать продукцию.
  5. Переходящие – запасы на конец отчетного периода, которые обеспечивают бесперебойное производство и потребление в отчетном и следующим за ним периоде до момента поставки продукции.
  6. Незавершенное производство – продукция на стадии обработки и еще не выпущена.
  7. Неликвидные – производственные или товарные запасы, которые не используются и не реализуются уже в течение долгого промежутка времени.
  8. Подготовительные – комплектующие и составляющие, необходимые для подготовки продукции к отпуску, приемке, погрузке или разгрузке.
  9. Сырье и материалы – становятся частью готовой продукции в процессе производства.
  10. Резерв – продукция, объем которой предприятие поддерживает постоянно, используется в случае возникновения непредвиденных заказов или колебаний спроса в большую сторону.
  11. Страховые (гарантийные) – необходимы для поддержания бесперебойной работы в случаях отклонения поставок, увеличения спроса, проблемах со своевременной закупкой и поставкой.
  12. Готовая продукция – уже произведена, но еще не отправлена.
  13. Текущее пополнение – количество запасов, которое обновляется с каждой новой партией продукции, зависит от завоза и комплектности поступления.
  14. Запасы в размере однодневного оборота – расположены в торговом зале, предназначены для отпуска покупателю, пополняются ежедневно из запасов текущего пополнения.

Цели и задачи

Цели и задачи управленияУправление запасами – это контроль за состоянием продукции, ее хранением, использованием компонентов, которые участвуют в ее производстве. Процесс контролирует количество готовой продукции для реализации.

Предприятие несет определенные затраты на хранение, отслеживание и страхование своих запасов. Неправильные системы инвентаризации могут создать значительные финансовые проблемы для бизнеса, так как неправильное управление приводит к переполнению или нехватке запасов.

Успешное управление запасами включает в себя создание плана закупок для обеспечения того, чтобы товары были доступны, когда они понадобятся, отслеживания существующих запасов, их использования.

Компании могут сэкономить значительные суммы денег и сократить количество отходов с помощью системы управления запасами.

Модель Уилсона

В основе данной модели по управлению запаса лежит их разделение на две группы.

Не зависят от объема

В данную категорию относят транспортировку, прием, а также любое действие, связанное с заказом новой партии. Некоторые издержки могут изменяться в зависимости от объема.

Для управления и минимизации стоит приобретать продукцию в большем объеме. Затраты на партию будут разделены между всеми запасами, в результате каждая следующая единица продукции приобретается по меньшей цене.

Зависят от объема

К данной группе относят издержки, связанные с процессом хранения продукции на складе. При увеличении резервов затраты растут линейно, следовательно, чем их меньше, тем меньше расходов.

Особенности

Для оптимизации управления двумя группами запасов используют формулу Уилсона:

EOQ = корень квадратный из ((2 * F * S) / C), где

F – стоимость оформления, S – годовая потребность, C – годовая стоимость хранения (оплата за дополнительные помещение, особые условия хранения, страховку, порчу или износ продукции, дополнительные доходы).

ABC-классификация

ABC-методСущность данного метода состоит в классифицировании запасов по комплексному параметру, который учитывает стоимость, дефицитность, важность и прочее. Для каждой выделенной категории формируются свои методики по управлению.

Обычно используют трехступенчатую классификацию:

  • A – важные, дефицитные;
  • B – вспомогательные и легкодоступные;
  • C – средний вариант.

Методика ABC формируется согласно принципу Паретто (правило 80/20): контроль за небольшим количеством элементов позволяет контролировать ситуацию в целом или же контроль над 20% продукции позволяет на 80% контролировать систему.

Читайте также:   Образец служебной записки на списание материальных ценностей

Важным моментом является принцип определения границ групп, согласно которому выделяют три подхода:

  1. На основании данных обследования, при котором отсутствует единый подход.
  2. Дифференциальный. Определяется средняя себестоимость одного товара. A – если себестоимость в 6 раз выше средней, C – в два раза меньше, B – остальное.
  3. Аналитический. Самый сложный метод, при котором используются такие математические преобразования, как теорема Лагранджа, метод наименьших квадратов и подобное.

Некоторые фирмы выделяют еще и D-категорию, к которой относятся неликвидные активы или «мертвые» запасы.

ППМ

Метод ППМ является одним из самых сложных в планировании запасов, расшифровывается как планирование потребностей в материалах. Метод образует систему формирования себестоимости посредством связи между графиками закупки и производства. С помощью ППМ производится управление процессом с помощью заказа тех компонентов, которые необходимы для бесперебойного производственного процесса.

Оптимизация и эффективность

Оптимизация и эффективностьКаждая компания имеет проблемы соответствия объемов поставок и потребительского спроса. Насколько хорошо компания управляет этим, настолько выше рентабельность.

Проблемы с оптимизацией весьма актуальны для предприятий РФ. При неэффективном управлении, излишки запасов вызывают ухудшение показателей ликвидности и деловой активности предприятия.

Кроме того, объем запасов на хранении оказывает значительное влияние на имеющиеся денежные средства, что важно для компаний в целях сохранения уровня запасов и ускорения продаж.

Когда аналитики делают прогнозы и выносят рекомендации по покупке или продаже исходя их производительности компании, управление запасами, в которое входит процесс инвентаризации, является одним из главных факторов.

Главная проблема в управлении поставками продукции заключается во возникновении «эффекта хлыста», что приводит к небольшим изменениям в реальном спросе, которые вызывают большие изменения в его характере, из-за чего компания закупает больше, чем действительно необходимо.

Без оптимизации запасов компании часто устанавливают цели инвентаризации с помощью правила буравчика (чтобы продвигаться, нужно вертеться). Правило обычно включает в себя установление количества дней в качестве целевого охвата.

Модели оптимизации запасов могут быть как детерминированными, так и стохастическими.

Многоуровневая оптимизация запасов подходит для крупных предприятий с большим производственным процессом. Учитывает влияние запасов на любом уровне производства. Многоуровневого оптимизации запасов представляет современный подход к оптимизации в конце цепочки поставок. В рамках оптимизации, эффективность работы поставщиков, обслуживание клиентов и показатели внутренних активов должны постоянно контролироваться для обеспечения непрерывного производства.

Успех компании напрямую зависит от оптимизации управления запасами.

Логистические системы

Данные системы проектируются для обеспечения потребителя каким-либо видом ресурса, что достигается учетом текущего уровня запасов, определением размера гарантийного запаса, расчетом размера и определением интервала времени между заказами.

Логистические системы классифицируются следующим образом.

Фиксированный размер заказа

Основной параметр системы – размер заказа, который строго зафиксирован и не зависит от параметров работы системы. Определение размера является первостепенной задачей.

Логистические системы

Объем закупки должен быть не только рациональным, но и оптимальным. Критерием должен быть минимум совокупных затрат на хранение и повторение заказа, он учитывает три фактора:

  1. Используемая площадь складских помещений.
  2. Издержки на хранение.
  3. Стоимость оформления.

Фиксированный интервал между заказами

В данной системе заказы проводится в строго определенные промежутки времени через ровные интервалы, например, один раз в 14 дней. Определить данный интервал можно по следующей формуле:

И = Н / С / ОРЗ, где

Н – число рабочих дней в году, С – потребность в заказываемом продукте.

Гарантийный запас позволяет обеспечивать потребность на время предполагаемой задержки поставки, его восполнение происходит в процессе последующих поставок через пересчет размера.

Постоянно пересчитываемым параметром в данной системе является именно размер заказа, который рассчитывается следующим образом:

PЗ = МЖЗ – TЗ + OП, где

МЖЗ – максимальный размер желательного заказа, шт., TЗ – текущий заказ, шт., OП – ожидаемое потребление за время. Размер заказа определяется в штуках.

Лекция по управлению запасами представлена ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector