Содержание статьи
Управление запасами предприятий часто является наиболее затратным и рискованным делом для компании. Без соответствующих бизнес-процессов и программного решения для надежного мониторинга, эффективного контроля и распределения расходных материалов затраты и риски будут экспоненциально возрастать.
Классификация
Процессы по управлению запасами являются общей проблемой как для предприятий любого сектора системы хозяйствования. Запасы создаются везде – в промышленности, розничной и оптовой торговле, на предприятиях любой формы собственности и направления деятельности.
Запасы классифицируют следующим способом:
- Производственные – запасы соответствующего потребления.
- Текущие – предоставляют бесперебойное снабжение на предприятие продукции исходя из интервала поставки.
- В пути – транспортируемая от поставщика к потребителю продукция.
- Сезонные – возникают при производстве сезонного характера с аналогичными потреблением и транспортировкой, позволяют предприятию стабильно функционировать и выпускать продукцию.
- Переходящие – запасы на конец отчетного периода, которые обеспечивают бесперебойное производство и потребление в отчетном и следующим за ним периоде до момента поставки продукции.
- Незавершенное производство – продукция на стадии обработки и еще не выпущена.
- Неликвидные – производственные или товарные запасы, которые не используются и не реализуются уже в течение долгого промежутка времени.
- Подготовительные – комплектующие и составляющие, необходимые для подготовки продукции к отпуску, приемке, погрузке или разгрузке.
- Сырье и материалы – становятся частью готовой продукции в процессе производства.
- Резерв – продукция, объем которой предприятие поддерживает постоянно, используется в случае возникновения непредвиденных заказов или колебаний спроса в большую сторону.
- Страховые (гарантийные) – необходимы для поддержания бесперебойной работы в случаях отклонения поставок, увеличения спроса, проблемах со своевременной закупкой и поставкой.
- Готовая продукция – уже произведена, но еще не отправлена.
- Текущее пополнение – количество запасов, которое обновляется с каждой новой партией продукции, зависит от завоза и комплектности поступления.
- Запасы в размере однодневного оборота – расположены в торговом зале, предназначены для отпуска покупателю, пополняются ежедневно из запасов текущего пополнения.
Цели и задачи
Управление запасами – это контроль за состоянием продукции, ее хранением, использованием компонентов, которые участвуют в ее производстве. Процесс контролирует количество готовой продукции для реализации.
Предприятие несет определенные затраты на хранение, отслеживание и страхование своих запасов. Неправильные системы инвентаризации могут создать значительные финансовые проблемы для бизнеса, так как неправильное управление приводит к переполнению или нехватке запасов.
Успешное управление запасами включает в себя создание плана закупок для обеспечения того, чтобы товары были доступны, когда они понадобятся, отслеживания существующих запасов, их использования.
Компании могут сэкономить значительные суммы денег и сократить количество отходов с помощью системы управления запасами.
Модель Уилсона
В основе данной модели по управлению запаса лежит их разделение на две группы.
Не зависят от объема
В данную категорию относят транспортировку, прием, а также любое действие, связанное с заказом новой партии. Некоторые издержки могут изменяться в зависимости от объема.
Для управления и минимизации стоит приобретать продукцию в большем объеме. Затраты на партию будут разделены между всеми запасами, в результате каждая следующая единица продукции приобретается по меньшей цене.
Зависят от объема
К данной группе относят издержки, связанные с процессом хранения продукции на складе. При увеличении резервов затраты растут линейно, следовательно, чем их меньше, тем меньше расходов.
Особенности
Для оптимизации управления двумя группами запасов используют формулу Уилсона:
F – стоимость оформления, S – годовая потребность, C – годовая стоимость хранения (оплата за дополнительные помещение, особые условия хранения, страховку, порчу или износ продукции, дополнительные доходы).
ABC-классификация
Сущность данного метода состоит в классифицировании запасов по комплексному параметру, который учитывает стоимость, дефицитность, важность и прочее. Для каждой выделенной категории формируются свои методики по управлению.
Обычно используют трехступенчатую классификацию:
- A – важные, дефицитные;
- B – вспомогательные и легкодоступные;
- C – средний вариант.
Методика ABC формируется согласно принципу Паретто (правило 80/20): контроль за небольшим количеством элементов позволяет контролировать ситуацию в целом или же контроль над 20% продукции позволяет на 80% контролировать систему.
Важным моментом является принцип определения границ групп, согласно которому выделяют три подхода:
- На основании данных обследования, при котором отсутствует единый подход.
- Дифференциальный. Определяется средняя себестоимость одного товара. A – если себестоимость в 6 раз выше средней, C – в два раза меньше, B – остальное.
- Аналитический. Самый сложный метод, при котором используются такие математические преобразования, как теорема Лагранджа, метод наименьших квадратов и подобное.
Некоторые фирмы выделяют еще и D-категорию, к которой относятся неликвидные активы или «мертвые» запасы.
ППМ
Метод ППМ является одним из самых сложных в планировании запасов, расшифровывается как планирование потребностей в материалах. Метод образует систему формирования себестоимости посредством связи между графиками закупки и производства. С помощью ППМ производится управление процессом с помощью заказа тех компонентов, которые необходимы для бесперебойного производственного процесса.
Оптимизация и эффективность
Каждая компания имеет проблемы соответствия объемов поставок и потребительского спроса. Насколько хорошо компания управляет этим, настолько выше рентабельность.
Проблемы с оптимизацией весьма актуальны для предприятий РФ. При неэффективном управлении, излишки запасов вызывают ухудшение показателей ликвидности и деловой активности предприятия.
Кроме того, объем запасов на хранении оказывает значительное влияние на имеющиеся денежные средства, что важно для компаний в целях сохранения уровня запасов и ускорения продаж.
Когда аналитики делают прогнозы и выносят рекомендации по покупке или продаже исходя их производительности компании, управление запасами, в которое входит процесс инвентаризации, является одним из главных факторов.
Главная проблема в управлении поставками продукции заключается во возникновении «эффекта хлыста», что приводит к небольшим изменениям в реальном спросе, которые вызывают большие изменения в его характере, из-за чего компания закупает больше, чем действительно необходимо.
Без оптимизации запасов компании часто устанавливают цели инвентаризации с помощью правила буравчика (чтобы продвигаться, нужно вертеться). Правило обычно включает в себя установление количества дней в качестве целевого охвата.
Модели оптимизации запасов могут быть как детерминированными, так и стохастическими.
Многоуровневая оптимизация запасов подходит для крупных предприятий с большим производственным процессом. Учитывает влияние запасов на любом уровне производства. Многоуровневого оптимизации запасов представляет современный подход к оптимизации в конце цепочки поставок. В рамках оптимизации, эффективность работы поставщиков, обслуживание клиентов и показатели внутренних активов должны постоянно контролироваться для обеспечения непрерывного производства.
Успех компании напрямую зависит от оптимизации управления запасами.
Логистические системы
Данные системы проектируются для обеспечения потребителя каким-либо видом ресурса, что достигается учетом текущего уровня запасов, определением размера гарантийного запаса, расчетом размера и определением интервала времени между заказами.
Логистические системы классифицируются следующим образом.
Фиксированный размер заказа
Основной параметр системы – размер заказа, который строго зафиксирован и не зависит от параметров работы системы. Определение размера является первостепенной задачей.
Объем закупки должен быть не только рациональным, но и оптимальным. Критерием должен быть минимум совокупных затрат на хранение и повторение заказа, он учитывает три фактора:
- Используемая площадь складских помещений.
- Издержки на хранение.
- Стоимость оформления.
Фиксированный интервал между заказами
В данной системе заказы проводится в строго определенные промежутки времени через ровные интервалы, например, один раз в 14 дней. Определить данный интервал можно по следующей формуле:
Н – число рабочих дней в году, С – потребность в заказываемом продукте.
Гарантийный запас позволяет обеспечивать потребность на время предполагаемой задержки поставки, его восполнение происходит в процессе последующих поставок через пересчет размера.
Постоянно пересчитываемым параметром в данной системе является именно размер заказа, который рассчитывается следующим образом:
МЖЗ – максимальный размер желательного заказа, шт., TЗ – текущий заказ, шт., OП – ожидаемое потребление за время. Размер заказа определяется в штуках.
Лекция по управлению запасами представлена ниже.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются