Содержание статьи
Движение материалов от одной организации к другой, или внутри своей, обязательно должно осуществляться на основании соответствующего документа. Накладная М-15 «Отпуск материалов на сторону» составляется в случае передачи товарно-материальных ценностей.
Для чего нужна
Форма М-15 является первичным учетным документом и подтверждает факт передачи материальных ценностей. Это может быть перемещение материалов между подразделениями одной организации или передача ценностей сторонней фирме.
Тот, кто отгружает материалы, использует накладную в качестве расходного документа и основания для их списания. Получатель, наоборот, использует данный документ в качестве подтверждения прихода.
Накладная М-15 позволяет идентифицировать следующие данные:
- дату составления документа, следовательно, дату произведения самой отгрузки материалов;
- кто является поставщиком и кто получателем ТМЦ;
- всю информацию о передающихся материальных ценностях, их наименование, количество и стоимость.
Все принявшие участие в данной операции автоматически становятся ответственными лицами.
Кем выписывается
Отпуск товарно-материальных ценностей заключается на основании приказа руководителя или договора, который заключают между собой организации. Кроме этого, основанием передачи могут служить наряды и доверенности, без которых невозможно произвести получение материалов.
Лица, имеющие право выписывать накладную на отпуск материалов на сторону:
- бухгалтер, несущий ответственность за участок ТМЦ в бухгалтерии;
- кладовщик, действующий по приказу или на основании доверенности;
- уполномоченный сотрудник, исполняющий свои обязанности в данном структурном подразделении.
В каких случаях составляется
Форма бланка М-15 является утвержденной Госкомстатом РФ, Постановление №71а от 30.10.1997 г. Согласно ему, данным документом разрешается подтверждать факт отпуска и передачи товарно-материальных ценностей. Что касается реализации товаров, для этого используется похожая форма ТОРГ-12.
Накладная на отпуск материалов на сторону необходима в случаях:
- Передачи материальных ценностей в другое подразделение организации для каких-либо нужд или для использования в производстве.
- Отпуска материалов при заключении договора со сторонней организацией для собственных нужд.
- Передачи товарно-материальных ценностей на ответственное хранение.
- Когда отпускается давальческое сырье на переработку как внутри своей организации, так и сторонней.
Ответственное хранение
После заключения договора хранения одна организация вправе передать другой материальные ценности на хранение, которые должны быть возвращены в первоначальном состоянии.
В этом случае другая фирма не получает право собственности на переданные им ТМЦ. Такое действие вполне может осуществляться на основании М-15.
Давальческое сырье
Отпуск материалов в качестве сырья для переработки, если он сопровождается перевозкой при помощи транспорта, оформляется накладной 1-Т. Но при непосредственной передаче можно обойтись только М-15. Это касается только подразделений одного предприятия.
Если же отпуск производится на сторону, то оформляется как накладная М-15, так и 1-Т.
[docs]
Обязательные реквизиты
Как и любой официальный документ, который фиксирует и доказывает передачу каких-либо ценностей или денежных средств, накладная на отпуск материалов имеет обязательные реквизиты:
- дата и номер накладной;
- полное наименование того, кто отпускает ТМЦ;
- полное наименование получателя материалов;
- информация, на основании чего осуществляется данный отпуск;
- точное название передаваемого товара;
- количество отпускаемых единиц;
- подписи всех ответственных за проведение данной операции лиц.
Несмотря на то, что бланк накладной М-15 является унифицированным и есть практически во всех программах в своем первоначальном виде, сохраняя все строки и столбцы, каждая организация может утвердить внесенные ей изменения.
Саму форму можно упростить или добавить некоторые пункты. Это обязательно отражается в учетной политике предприятия.
Последовательность действий при совершении отпуска ТМЦ
Для грамотного проведения сделки по передаче материалов, необходимо придерживаться определенного алгоритма действий:
- Оформляются все необходимые документы, на основании которых создается накладная М-15.
- Накладная заполняется по всем правилам бухгалтером или другим уполномоченным на это лицом в двух экземплярах.
- Саму накладную и все документы, разрешающие отгрузку и вывоз, отдают на подпись руководителя.
- После этого ее подписывает главный бухгалтер.
- После проведения передачи ТМЦ накладную подписывают материально-ответственные лица, как отпускающие, так и принимающие. В обязательном порядке указывается должность и расшифровка подписи.
- Первый экземпляр забирает фирма-получатель. Второй экземпляр, вместе со всеми необходимыми отчетными документами, ответственное лицо сдает в бухгалтерию.
- На основании полученных документов бухгалтер оформляет операцию созданием бухгалтерских проводок.
Заполнение бланка
Заполнять накладную разрешается как вручную, так и при помощи специальной техники. Главное, чтобы присутствовали все необходимые реквизиты.
В первую очередь заполняется шапка документа с прилежащей к ней таблицей:
- Указывается номер накладной по порядку после предыдущей.
- Полное название организации.
- Код ОКПО.
- Далее в таблицу вписывается дата оформления документа.
- Код операции, если он необходим.
- Информация об отправителе, структурное подразделение и вид его деятельности.
- Информация о получателе, структурное подразделение и вид его деятельности.
- Информация об ответственном за поставку лице, его структурное подразделение, вид деятельности и код исполнителя. Имени ответственного лица в данной таблице не указывается.
- Обязательно заполняется строка Основание, в нее вносится название, номер и дата того документа, который служит разрешением на проведение этой операции.
- Также заполняются строки «Кому» и «Через кого».
После оформления верхней части документа можно переходить к заполнению основной таблицы:
Номер столбца | Содержание |
---|---|
1 | Указывается номер корреспондирующего счета, его субсчет |
2 | Указывается код аналитического учета, если это необходимо |
3 | Полное наименование материальной ценности, марка, сорт, артикул, размер и другие имеющиеся уточняющие данные |
4 | Вписывается номенклатурный номер, у каждого материала он свой личный, за неимением такового, ячейка не заполняется |
5 | Код единицы измерения согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения |
6 | Название единицы измерения, применяемой к данному материалу |
7 | Количество отпускаемых ТМЦ, которое запланировано по учету |
8 | Количество отпускаемых ТМЦ, которое произведено по факту |
9 | Вносится цена отпускаемых материалов за одну единицу, в рублях |
10 | Общая стоимость всех материалов, полученная путем умножения количества единиц на цену, в рублях |
11 | Сумма самого НДС, которым облагаются данные материалы, в рублях |
12 | Общая сумма, полученная путем сложения общей стоимости ТМЦ и суммы НДС |
13 | Указывается инвентарный номер материальной ценности |
14 | Указывается номер паспорта, если он имеется |
15 | Порядковый номер, соответствующий записям в карточке склада |
Ниже располагаются места для подписей, с указанием должности, подписи и расшифровки:
- Отпуск разрешил (как правило, руководитель).
- Главный бухгалтер (или лицо его замещающее).
- Отпустил (как правило, кладовщик или начальник цеха).
- Получил (как правило, кладовщик или начальник цеха).
В случае, когда какая-либо информация отсутствует, и строки или ячейки должны оставаться незаполненными, в них нужно ставить прочерк. Это нужно для того, чтобы избежать вписывание в них ложной информации.
Нумерация всех накладных производится по порядку, учитывая номер предыдущей. В начале каждого года, нумерация обновляется и начинается с №1.
Отражение отпуска материальных ценностей в бухгалтерском учете
Кроме сбора необходимых документов, для полного и правильного учета результат проделанной операции отражается в бухгалтерском учете. Для этого используется счет 10 «Материалы», который корреспондирует с другими счетам, в зависимости от операции:
- Дт 20 Кт 10 – материалы передаются в основное производство;
- Дт 23 Кт 10 – материалы передаются во вспомогательное производство;
- Дт 25 Кт 10 – материальные ценности уходят на общепроизводственные расходы;
- Дт 26 Кт 10 – материальные ценности уходят на общехозяйственные расходы;
- Дт 91.2 Кт 10 – выбытие материалов за счет безвозмездной передачи ТМЦ;
- Дт 91.2 Кт 68.2 – НДС от стоимости безвозмездно переданных ТМЦ.
Для того чтобы не возникало вопросов о том, почему бухгалтерский учет ТМЦ не соответствует фактическому, нужно внимательно, а главное, законно производить документальное оформление всех проделанных с ними операций. Это поможет обезопасить фирму от хищений, а наличие всех подписей будет доказательством при возникновении спорных моментов.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются