Счет 79 в бухгалтерском учете: расчеты и проводки

Счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты» относится к активно-пассивным и применяется в бухгалтерском учете предприятий, имеющих филиалы, представительства, отделения и другие подразделения.

Счет 79

Юридическим лицом в этом случае остается головное предприятие. Для осуществления деятельности оно выделяет подразделениям имущество, открывает расчетные счета, по доверенности предоставляет руководителю определенные права.

Определение и характеристика

Определение счета 79Каждое из подразделений ведет учет хозяйственных операций, формирует бухгалтерский баланс. Но он не является самостоятельным отчетом, его показатели только входят в состав сводного баланса по юридическому лицу.

В процессе работы между отдельными подразделениями, а также между вышестоящей организацией и подразделениями может возникать необходимость проведения расчетов.

Они связаны с передачей основных средств, материалов, общехозяйственных расходов. Внутрихозяйственные расчеты проводятся при передаче дебиторской или кредиторской задолженности, прибылей и убытков. Возможно перечисление денежных средств между банковскими счетами юридического лица, что так же должно быть отражено в бухгалтерском учете.

Чтобы подобные расчеты не приводили к образованию доходов и расходов, для их обобщения используется бухгалтерский счет, отражающий операции внутри одного хозяйства. Кроме этого, используя 79 счет, центральная организация имеет возможность осуществлять контроль над деятельностью каждого из своих подразделений.

Читайте так же:   Документальное оформление счета 10 в бухгалтерском учете

Регистрация хозяйственных операций по 79 счету производится на основании извещений (авизо). Форма документа не установлена законодательством, поэтому каждое предприятие имеет право сформировать свой бланк. Порядок составления авизо может быть выбран юридическим лицом самостоятельно. На практике используется следующие способы:

  • создание извещения в централизованной бухгалтерии и направление бухгалтеру структурного подразделения для проводки;
  • создание извещения в структурном подразделении и отправка в головной офис для централизованного учета;
  • оформление извещения бухгалтером, первым получившим первичную документацию;
  • одновременное формирование встречных авизо.

Сторона, получившая извещение, проверяет его, акцептует и направляет один экземпляр подписанного документа отправителю. Встречаются случаи, когда акцепт авизо не требуется. Это может быть при передаче:

  • общеуправленческих затрат;
  • начисленных налогов для включения головной организацией в единую декларацию;
  • расчетов по капитальным вложениям;
  • иных операциях.

Основными принципами внутрихозяйственных расчетов являются:

  1. Равенство оборотов и сальдо в подразделениях. Они должны быть идентичными по счету, субсчету и признаку аналитического учета.
  2. Документирование операций по проведению внутрихозяйственных расчетов. После подписания извещения обеими сторонами суммы, отраженные в нем, должны проводиться в полном объеме и у отправителя, и у получателя документа.
  3. Полнота информации. При формировании извещения в него кроме бухгалтерских данных включают информацию по налоговому учету.
  4. Равенство сторон, участвующих в расчетах. При возникновении спорных ситуаций решением проблемы занимается вышестоящее подразделение.

При завершении отчетного года 79 счет подлежит реформации. Этой операцией счета подразделений закрываются на головной офис. Следующий отчетный период начинается с нулевого сальдо. Если деятельность подразделения заканчивается в середине года, реформация проводится на последнее число месяца, в котором формируется отчетность.

Какие расчеты являются внутрихозяйственными

Какие расчеты считаются внутрихозяйственнымиДля детализации расчетов по счету 79 открывают субсчета, позволяющие проводить расчеты раздельно по видам операций. Основными из них являются:

  1. 79-1 «Расчеты по выделенному имуществу». Он предназначен для осуществления расчетов по передаче активов и применяется в корреспонденции со счетом 01 «Основные средства».
  2. 79-2 «Расчеты по текущим операциям» используют для других операций.
  3. 79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом» применяют для бухгалтерского учета имущества, находящегося в доверительном управлении. После заключения договора объекты собственника передаются доверительному управляющему, и на него возлагается обязанность по ведению их учета. Собственник в это время обособляет переданные объекты от другого своего имущества.

Каждое юридическое лицо вправе самостоятельно установить перечень субсчетов, необходимых для работы. Он включается в рабочий план счетов юридического лица и отражается в Учетной политике либо другом внутреннем регламентирующем документе. Это необходимо для обеспечения единых принципов формирования баланса и достоверности бухгалтерской отчетности.

Аналитика по счету 79 ведется по каждому подразделению, которое формирует бухгалтерский баланс. При переходе имущества в доверительное управление аналитический учет операций проводится по каждому отдельному договору.

Типовые проводки с примерами

После акцепта авизо получатель и отправитель извещения создают бухгалтерские записи в регистрах учета своего подразделения. В качестве примера рассмотрим несколько наиболее часто встречающихся операций с проводками по 79 счету.

Передача имущества от головного предприятия в подразделение

Мебельной фабрикой «Апрель» было передано в филиал «Набережный» следующее имущество:

  1. Станок деревообрабатывающий. Первоначальная стоимость 120000 рублей, начисленный износ 16000 рублей.
  2. Пиломатериалы на сумму 85000 рублей.
ДебетКредитНаименование операцииСумма
Проводки в бухгалтерии фабрики «Апрель»:
79-1 01Передача первоначальной стоимости станка деревообрабатывающего120000,00
0279-1Списание износа станка деревообрабатывающего16000,00
79-1 10Списание стоимости пиломатериалов85000,00
Проводки в бухгалтерии филиала
0179-1 Постановка на учет станка деревообрабатывающего (первоначальная стоимость)120000,00
79-1 02Отражение в учете износа станка деревообрабатывающего16000,00
1079-1 Приход на склад пиломатериалов85000,00

Передача доходов филиала на центральную организацию

Доходы от основной деятельности филиала за месяц в размере 12580000 рублей переданы филиалом в центральный офис для включения в сводную отчетность.

ДебетКредитСодержание операцииСумма
Проводки в бухгалтерии филиала «Набережный»:
9079-2 Передача доходов 12580000,00
Проводки в бухгалтерии фабрики «Апрель»:
79-2 90Поступление доходов12580000,00

Расчеты по договорам доверительного управления

Мебельной фабрикой «Заря» передано фирме «Полет» здание по договору доверительного управления. Первоначальная стоимость здания 1820000 рублей, начисленный износ 300000 рублей.

Фирма «Полет» перечислила на расчетный счет мебельной фабрики месячную сумму прибыли по договору в размере 45000 рублей.

ДебетКредитХозяйственная операцияСумма
Проводки в бухгалтерии фабрики «Апрель»:
79-3 01Передача первоначальной стоимости здания1820000,00
0279-3 Списание начисленного износа здания300000,00
5079-3 Поступление на расчетный счет оплаты по договору45000,00
79-3 91Отражение в финансовых результатах прибыли по договору45000,00
Проводки в бухгалтерии фирмы «Полет»:
0179-3 Постановка на учет первоначальной стоимости здания1820000,00
79-3 02Отражение начисленного износа здания300000,00
79-3 50Перечисление оплаты по договору45000,00
8479-3 Отражение в финансовых результатах прибыли, причитающейся  мебельной фабрике «Апрель»45000,00

Чтобы при формировании сводной бухгалтерской отчетности не произошло наложение оборотов, проводки у передающей и принимающей стороны должны быть зеркально противоположными. Другим обязательным условием является создание проводок в одном отчетном периоде.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных