Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Виды бухгалтерского баланса, классификация и формы

Бухгалтерский баланс – это документ, в котором записано всё, что есть у предприятия. Он является видом статистической отчетности. Его составляют для общего понятия финансового состояния дел на предприятии, чтоб узнать количество средств и причину их возникновения.

Виды бухбаланса

Каждое предприятие имеет определенное количество средств производства, активов, пассивов. Оно осуществляет каждый день множество денежных операций (например, с налоговой или другими государственными структурами).

Отчетность формируется на двусторонней таблице, где каждая строка и строчка имеет своё имя. На одной стороне записываются активы, а на другой – пассивы предприятия. Они должны равняться друг другу.

По столбцу «активы» видно, чем представлены они, а по столбцу «пассивы» – кто инвестировал в них суммы. Все строки в активе, как правило, расписаны по возрастанию ликвидности.

Ликвидность — это быстрый переход каждого наименования в деньги. Но, согласно МСФО, активы и пассивы могут размещаться в любом порядке ликвидности, на усмотрение руководства организации.

Необходимость в использовании

Необходимость в использованииБаланс — это не только составная часть учета, но и самый важный его элемент. Он является важнейшим документом, синтезом учетных записей на необходимый период, поэтому просто необходимо уметь его анализировать, оценивать и рационально использовать каждую строчку.

Бухгалтерский учет тесно пересекается с планированием, анализом, контролем и регулированием. Первые две функции вписывают в отчёт для оформления, прогнозирования и контролирования планов. Анализ оформляют между сбором информации и выбором варианта оперативного регулирования деятельности. Для него необходимо знать методы и приёмы, которые дают возможность узнать всё об объекте и его развитии.

Контроль дает возможность провести учет и проконтролировать деятельность и все активы компании. Регулирование помогает найти и выбрать лучшие варианты выхода из кризисных ситуаций и поставить нужные цели для решения финансовых проблем предприятия.

Классификация, разновидности и формы

Существует много факторов, которые влияют на изменение самой структуры баланса. Поэтому они разделены на множество видов и подвидов бухгалтерской отчетности. Рассмотрим каждый из них.

В отчетности можно разделять виды бухгалтерского баланса на различные классификации по:

  • времени составления;
  • способу «очистки»;
  • характеристике отображаемой информации;
  • периодичности составления;
  • источникам информации;
  • форме отображаемой информации;
  • форме собственности;
  • целям составления;
  • характеру деятельности;
  • объёму информации.

Классификация бухгалтерского баланса по времени составления в свою очередь разделяется на 6 подпунктов.

  1. Классификация балансаВступительный – название говорит само за себя. Это первоначальный баланс, который составляется на первых ступенях деятельности компании. В процессе инвентаризации в активе обычно отображается либо взносы акционеров, либо установочного капитала, а в пассиве – источники всех средств.
  2. Текущий должен формироваться на протяжении всей деятельности предприятия.
  3. Санируемый необходим, когда предприятие на грани банкротства, оценивается реальное состояние финансовой стороны предприятия.
  4. Объединительный формируют при слиянии нескольких организаций в одну большую.
  5. Ликвидационный, как понятно по названию, составляется в случае полной ликвидации организации.
  6. Разделительный напротив, формируется, когда одна большая фирма разделяется на некоторое количество малых фирм.

Итак, баланс по времени составления актуален в каждой организации и используется на протяжении всей её деятельности.

Классификация бухгалтерского баланса по способу «очистки» разделяется на брутто и нетто. В брутто (его еще называют грубый учет) есть регулирующие статьи, а в нетто их соответственно нет.

Регулирующими статьями в балансе называют нематериальные активы, резервы под обесцененные вложения в ценные бумаги, амортизация, амортизация основных средств и торговая наценка. Категория нетто (некоторые источники называют его чистым учетом) «очищена» от этих статей.

Классификация по форме отображаемой информации в бухгалтерском балансе делится на динамический и статистический. Статистический формируется в конкретную дату на основании моментальных данных. Динамический, в свою очередь, может формироваться на конкретную дату или в ходе деятельности предприятия.

Читайте также:   Корреспонденция счетов и бухгалтерские проводки

Бухгалтерский баланс по периодичности составления бывает:

  • месячный;
  • квартальный;
  • полугодовой;
  • за девять месяцев;
  • годовой.

Это значит, что отчетность формируется каждый необходимый отчетный период.

Баланс составляют по источникам информации. Например, те, что формируются по описи средств или инвентаризации, называются инвентарными. Те, что составляются на основе текущих записей, называю книжными. Те, что формируются благодаря данным учета, и они же утверждены инвентаризацией, называются генеральными балансами.

Классификация бухбаланса

Виды баланса, которые характеризуются по отображаемой информации, бывают средние и уплотнённые.

По форме собственности бывают такие балансы:

  • государственной организации;
  • кооперативной;
  • частной компании;
  • смешанной компании;
  • совместной;
  • общественной.

Каждый пункт говорит сам за себя, каждый отчетный документ оформляет необходимая структура.

Баланс по целям составления бывает:

  • пробный;
  • окончательный;
  • отчетный;
  • прогнозируемый.
Пробный учет формируют в начале деятельности, окончательный – в конце. Отчетный заполняется в необходимом отчетном периоде, прогнозируемый баланс – на будущее, чтоб понимать, чего ожидать от той или иной деятельности.

По характеру деятельности баланс бывает в связи с неосновной и основной деятельностью.

По объёму информации учет можно вести единичный, сводный и консолидированный. Единичный баланс формируется на основе одного предприятия, сводный – двух и больше, а консолидированный – когда несколько организаций ведут отчетность и не включают в неё внутренние обороты.

Формы балансаПомимо классических видов отчетности существуют еще несколько классификаций.

Оборотный баланс имеет всю информацию о дебетовых и кредитовых оборотах за необходимый период. Он используется как промежуточный анализ перед или после формирования самого предприятия. По своему наполнению оборотный учет отличается от сальдового и имеет данные про движение активов и пассивов в отчетном периоде.

Сальдовый баланс говорит об имуществе фирмы на необходимый период в денежном эквиваленте, формируется путем ревизии остатков на всех счетах.

Баланс расходов и доходов организации представляет финансовый документ, который формирует предприятие на один квартал или на один год. В нем содержится расчет платежей, доходов, размещение прибыли, фондов, резервов предприятия.

Так же существуют приёмы вуалирования отчетности. Например, размещение необходимых активов не в тех статьях, когда списываются недостачи за счет излишков либо наоборот суммы не списываются в нужное время, учет имущества не той организации, ведение отчетности по недостоверным данным.

Видов отчетности очень много. Чтоб разобраться какой из них необходим для предприятия в определенный период, нужно конкретизировать цели документации. Это поможет составить правильный баланс в анализируемом периоде.

Лекция по бухучету для начинающих представлена ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector