Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Корреспонденция счетов и бухгалтерские проводки

В процессе ведения коммерческой деятельности бухгалтеры и экономисты в документах отражают большое количество операций. Существует огромное количество способов сделать это, но наиболее распространенный вариант – формирование проводки.

Бухгалтерская проводка

Что это такое

Что такое проводкаЧерез любую организацию, какой бы незначительной по размерам она ни была, ежедневно проходит огромное количество платежей, торговых сделок. К ним могут относиться следующие направления:

  • оплата долговых обязательств;
  • внесение налогов, сборов, взносов;
  • расчетные операции с поставщиками и подрядчиками;
  • плата за пользование оборудованием;
  • обеспечение складирования, транспортирования продукции.

Все эти мероприятия должны хоть как-то отражаться. В качестве наиболее распространенного и удобного инструмента этих действий выступает бухгалтерская проводка. В ее рамках и производится отражение стоимости операций.

Вся финансовая деятельность фирмы отражается в рамках принципа двойной записи, включающей следующие направления:

  1. Дебет – позволяет получить общее представление о доходах и поступлениях предприятия из различных внешних источников.
  2. Кредит – в него входят расходы компании, в частности – на выплату заработной платы, осуществление расчетных мероприятий и т. д.

Все счета по дебету и кредиту имеют между собой взаимосвязь. В документах производится их отражение в рамках единой таблицы, которая представляет корреспондентский счет.

Корреспонденция – это и есть основные проводки бухгалтерии. По сути она представляет набор записей, которые внесены в бумажные ведомости или базу в компьютере. Она свидетельствует о том, что у объектов изменились определенные свойства. Пункты включают непосредственно дебет, кредит, значения, отраженные в числах – стоимость, объем.

Типы бухгалтерских записей

Все проводки подразделяются на две колоссальные группы и могут быть простыми и сложными:

  • простые – в рамках документации фиксируется всего два счета, принимающих участие в операции – дебет и кредит;
  • сложные – они включают больше, чем два счета.

Использование тех или иных типов имеет зависимость от отражаемой торговой операции.

Принцип самолетика

Принцип самолетикаВ бухучете нередко используется понятие бухгалтерского самолетика. Он представляет технику, посредством которой происходит отражение проводок посредством графического отражения записей в Т-образной форме. Отсюда и произошло такое название.

В бухучете всегда принято применять методику двойной записи. Ее смысл заключается в том, что отражение каждой операции осуществляется по дебету и кредиту двух счетов соответственно.

Состояние счета нередко демонстрируется посредством применения самолетика, в котором слева производится отражение записей по дебету, а справа – по кредиту.

Сама форма и напоминает самолетик. Обычно его используют экономисты-новички в целях наглядного отображения результата операции. Профессионалы используют простую запись и редко используют этот способ отражения операций.

Типовые двойные проводки

Если рассматривать типовые операции, отраженные по принципу двойной записи, можно отметить их следующие записи:

  • Дт 08 Кт 60 – отражение операций по основным средствам предприятия;
  • Дт 07 Кт 60 – приобретение объекта ОС и соответствующего оборудования;
  • Дт 19 Кт 60 – отражение налога на добавленную стоимость в рамках приобретенных основных фондовых ресурсов;
  • Дт 08 Кт 07 – передача оборудования на монтажные работы;
  • Дт 62 Кт 91 – продажа объекта, который относился к категории основных средств;
  • Дт 91 Кт 01 – списание стартовой стоимости объекта в процессе его выбытия;
  • Дт 91 Кт 99 – отражение прибыли, полученной в ходе ведения коммерческой деятельности;
  • Дт 99 Кт 91 – отражение убытков;
  • Дт 10 Кт 60 – операции по приобретению материалов в целях осуществления производственной деятельности;
  • Дт 20 Кт 10 – списание материалов по тому же направлению;
  • Дт 62 Кт 90 – продажа продукции покупателям или оказание услуг;
  • Дт 68 Кт 51 – перечисление налоговых выплат и соответствующих сборов в бюджет;
  • Дт 70 Кт 51 – выплата заработной платы сотрудникам.

Здесь представлены лишь основные финансовые операции, которые встречаются в деятельности организации систематически, т. е. осуществляются на регулярной основе.

Порядок составления записей

Определение проводки традиционно состоит из нескольких последовательных шагов:

  • установление экономической сути хозяйственной операции;
  • факт признания объекта, который подвергается учетным мероприятиям;
  • проведение его отражения в счетах предприятия.

Эту работу проделывает бухгалтер с соблюдением осторожности, чтобы избежать ошибок.

Примеры по основным хозяйственным операциям

Чтобы иметь более подробное представление о данной операции, стоит принять во внимание практический пример ее проведения и оформления.

Сумма в 500 000 рублей из кассы поступила на банковский счет организации. Эти счета должны иметь соответствие проводимой сделке. Т. е. операции по кассе отражаются на счете 50, а по расчетным счетам – на счете 51.

Со счета 50 по кредиту происходит перемещение средств на дебет 51. При этом происходит составление следующих форм документации:

  • кассовый расходный ордер;
  • банковская выписка;
  • корешок документа о том, что взнос оплачен.
Читайте также:   Пример составления баланса по оборотно-сальдовой ведомости

Примеры проводок

На этих видах документации последовательно происходит проставление значения бухгалтерских проводок. Основная операция выглядит как Дт 51 Кт 50. Также указывается сумма средств – 500 000 руб.

Посредством данного обозначения не составит труда получить информацию о деталях, т. е. отметить, что в кассе средства уменьшились, а на счете в банке – увеличились. Сумма в ходе совершения обеих операций является идентичной.

Простая проводка

В компании есть касса, из которой произошло начисление заработной платы в адрес сотрудников. Общая сумма выплат составляет 100 000 рублей. Посредством проводки происходит отражение денежного движения.

Так, по дебету 70 отражаются расчеты с персоналом, по счету 50 – касса. Величина по дебету и кредиту идентична.

Сложная проводка

Если говорить о более сложной операции, то стоит отметить, что ряд операций может подлежать отражению по дебету и кредиту по нескольким счетам. Стоимость при этом равняется сумме по дебету. В качестве такой транзакции может выступать поступление дохода от реализации товарных позиций на сумму, составляющую 200 000 рублей, а также от продажи основных объектов в размерном показателе 150 000 руб.

Отражение проводки будет осуществляться посредством трех счетов.

  1. Дебет – «Расчетные счета.
  2. Кредит – «Продажи».
  3. Кредит – «Прочие поступления».

К каждому из этих направлений будет приписана соответствующая сумма – 350 000, 150 000 и 200 000 руб. соответственно.

Особенности учетных мероприятий

Ранее подобный учет использовался на практике далеко не всеми компаниями, но в настоящее время эти правила и нормы стали более жесткими. Бухгалтерские проводки применяют и крупные предприятия, и индивидуальные предприниматели, функционирующие посредством УСН.

Для ряда организаций крайне важную роль играет обеспечение «чистоты» бухгалтерского учета из-за ежегодного аудита Это относится к следующим видам предприятий:

  • акционерные общества;
  • члены областей, которые связаны с ценными бумагами;
  • финансово-кредитные институты;
  • пенсионные фонды негосударственного характера.

Учетные мероприятия

Ответственность за ошибки

В процессе ведения деятельности могут возникнуть ошибки, которые традиционно влекут за собой несколько форм и разновидностей санкций:

  • административные штрафы;
  • налоговые взыскания;
  • прочие меры ответственности.

Ответственность за все деяния возлагается на главного бухгалтера и руководителя фирмы. Именно эти стороны считаются материально ответственными лицами перед работодателями за фактически нанесенный ущерб.

Порядок взыскания выплат подлежит определению на основании трудового договора, заключенного с сотрудником. Если в нем нет ни слова о материальной ответственности, могут быть использованы на практике лишь взыскания, которые не превышают величину заработка в месяц.

В качестве материально ответственного лица в данном случае выступает не только бухгалтер, но и руководитель. Убытки, которые могут быть взысканы, определяются на основании ст. 277 ТК РФ.

Материальная ответственность остается актуальной и в рамках испытательного срока. Каждый день компании осуществляют большое количество сделок и операций, включая финансовые транзакции. Каждое действие подлежит фиксации в компьютерной базе. В ряде компаний ведение учета осуществляется в бумажном журнале.

Посредством проводок в бухгалтерии можно создать видимую картину по текущей ситуации и увидеть все операции, которые проводились между счетами. На базе этих сведений можно получить представление о деятельности фирмы, ее доходах и расходных направлениях.

Некоторые предприятия подразумевают проведение обязательного аудита, в рамках которого и осуществляется контроль бухучета. Во избежание штрафных санкций и взысканий важно обеспечить подтверждение всех записей первичными документами.

Таким образом, проводки – специальные записи, играющие важную роль в процессе ведения бухучета и оформления основных операций. Грамотный подход к их оформлению позволит избежать ошибок и проблем с законодательством.

Как составить бухгалтерскую проводку? Ответ на вопрос – на видео ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector