Содержание статьи
В процессе ведения коммерческой деятельности бухгалтеры и экономисты в документах отражают большое количество операций. Существует огромное количество способов сделать это, но наиболее распространенный вариант – формирование проводки.
Что это такое
Через любую организацию, какой бы незначительной по размерам она ни была, ежедневно проходит огромное количество платежей, торговых сделок. К ним могут относиться следующие направления:
- оплата долговых обязательств;
- внесение налогов, сборов, взносов;
- расчетные операции с поставщиками и подрядчиками;
- плата за пользование оборудованием;
- обеспечение складирования, транспортирования продукции.
Все эти мероприятия должны хоть как-то отражаться. В качестве наиболее распространенного и удобного инструмента этих действий выступает бухгалтерская проводка. В ее рамках и производится отражение стоимости операций.
Вся финансовая деятельность фирмы отражается в рамках принципа двойной записи, включающей следующие направления:
- Дебет – позволяет получить общее представление о доходах и поступлениях предприятия из различных внешних источников.
- Кредит – в него входят расходы компании, в частности – на выплату заработной платы, осуществление расчетных мероприятий и т. д.
Все счета по дебету и кредиту имеют между собой взаимосвязь. В документах производится их отражение в рамках единой таблицы, которая представляет корреспондентский счет.
Типы бухгалтерских записей
Все проводки подразделяются на две колоссальные группы и могут быть простыми и сложными:
- простые – в рамках документации фиксируется всего два счета, принимающих участие в операции – дебет и кредит;
- сложные – они включают больше, чем два счета.
Использование тех или иных типов имеет зависимость от отражаемой торговой операции.
Принцип самолетика
В бухучете нередко используется понятие бухгалтерского самолетика. Он представляет технику, посредством которой происходит отражение проводок посредством графического отражения записей в Т-образной форме. Отсюда и произошло такое название.
В бухучете всегда принято применять методику двойной записи. Ее смысл заключается в том, что отражение каждой операции осуществляется по дебету и кредиту двух счетов соответственно.
Состояние счета нередко демонстрируется посредством применения самолетика, в котором слева производится отражение записей по дебету, а справа – по кредиту.
Сама форма и напоминает самолетик. Обычно его используют экономисты-новички в целях наглядного отображения результата операции. Профессионалы используют простую запись и редко используют этот способ отражения операций.
Типовые двойные проводки
Если рассматривать типовые операции, отраженные по принципу двойной записи, можно отметить их следующие записи:
- Дт 08 Кт 60 – отражение операций по основным средствам предприятия;
- Дт 07 Кт 60 – приобретение объекта ОС и соответствующего оборудования;
- Дт 19 Кт 60 – отражение налога на добавленную стоимость в рамках приобретенных основных фондовых ресурсов;
- Дт 08 Кт 07 – передача оборудования на монтажные работы;
- Дт 62 Кт 91 – продажа объекта, который относился к категории основных средств;
- Дт 91 Кт 01 – списание стартовой стоимости объекта в процессе его выбытия;
- Дт 91 Кт 99 – отражение прибыли, полученной в ходе ведения коммерческой деятельности;
- Дт 99 Кт 91 – отражение убытков;
- Дт 10 Кт 60 – операции по приобретению материалов в целях осуществления производственной деятельности;
- Дт 20 Кт 10 – списание материалов по тому же направлению;
- Дт 62 Кт 90 – продажа продукции покупателям или оказание услуг;
- Дт 68 Кт 51 – перечисление налоговых выплат и соответствующих сборов в бюджет;
- Дт 70 Кт 51 – выплата заработной платы сотрудникам.
Здесь представлены лишь основные финансовые операции, которые встречаются в деятельности организации систематически, т. е. осуществляются на регулярной основе.
Порядок составления записей
Определение проводки традиционно состоит из нескольких последовательных шагов:
- установление экономической сути хозяйственной операции;
- факт признания объекта, который подвергается учетным мероприятиям;
- проведение его отражения в счетах предприятия.
Эту работу проделывает бухгалтер с соблюдением осторожности, чтобы избежать ошибок.
Примеры по основным хозяйственным операциям
Чтобы иметь более подробное представление о данной операции, стоит принять во внимание практический пример ее проведения и оформления.
Сумма в 500 000 рублей из кассы поступила на банковский счет организации. Эти счета должны иметь соответствие проводимой сделке. Т. е. операции по кассе отражаются на счете 50, а по расчетным счетам – на счете 51.
Со счета 50 по кредиту происходит перемещение средств на дебет 51. При этом происходит составление следующих форм документации:
- кассовый расходный ордер;
- банковская выписка;
- корешок документа о том, что взнос оплачен.
На этих видах документации последовательно происходит проставление значения бухгалтерских проводок. Основная операция выглядит как Дт 51 Кт 50. Также указывается сумма средств – 500 000 руб.
Простая проводка
В компании есть касса, из которой произошло начисление заработной платы в адрес сотрудников. Общая сумма выплат составляет 100 000 рублей. Посредством проводки происходит отражение денежного движения.
Так, по дебету 70 отражаются расчеты с персоналом, по счету 50 – касса. Величина по дебету и кредиту идентична.
Сложная проводка
Если говорить о более сложной операции, то стоит отметить, что ряд операций может подлежать отражению по дебету и кредиту по нескольким счетам. Стоимость при этом равняется сумме по дебету. В качестве такой транзакции может выступать поступление дохода от реализации товарных позиций на сумму, составляющую 200 000 рублей, а также от продажи основных объектов в размерном показателе 150 000 руб.
Отражение проводки будет осуществляться посредством трех счетов.
- Дебет – «Расчетные счета.
- Кредит – «Продажи».
- Кредит – «Прочие поступления».
К каждому из этих направлений будет приписана соответствующая сумма – 350 000, 150 000 и 200 000 руб. соответственно.
Особенности учетных мероприятий
Ранее подобный учет использовался на практике далеко не всеми компаниями, но в настоящее время эти правила и нормы стали более жесткими. Бухгалтерские проводки применяют и крупные предприятия, и индивидуальные предприниматели, функционирующие посредством УСН.
Для ряда организаций крайне важную роль играет обеспечение «чистоты» бухгалтерского учета из-за ежегодного аудита Это относится к следующим видам предприятий:
- акционерные общества;
- члены областей, которые связаны с ценными бумагами;
- финансово-кредитные институты;
- пенсионные фонды негосударственного характера.
Ответственность за ошибки
В процессе ведения деятельности могут возникнуть ошибки, которые традиционно влекут за собой несколько форм и разновидностей санкций:
- административные штрафы;
- налоговые взыскания;
- прочие меры ответственности.
Ответственность за все деяния возлагается на главного бухгалтера и руководителя фирмы. Именно эти стороны считаются материально ответственными лицами перед работодателями за фактически нанесенный ущерб.
В качестве материально ответственного лица в данном случае выступает не только бухгалтер, но и руководитель. Убытки, которые могут быть взысканы, определяются на основании ст. 277 ТК РФ.
Материальная ответственность остается актуальной и в рамках испытательного срока. Каждый день компании осуществляют большое количество сделок и операций, включая финансовые транзакции. Каждое действие подлежит фиксации в компьютерной базе. В ряде компаний ведение учета осуществляется в бумажном журнале.
Посредством проводок в бухгалтерии можно создать видимую картину по текущей ситуации и увидеть все операции, которые проводились между счетами. На базе этих сведений можно получить представление о деятельности фирмы, ее доходах и расходных направлениях.
Некоторые предприятия подразумевают проведение обязательного аудита, в рамках которого и осуществляется контроль бухучета. Во избежание штрафных санкций и взысканий важно обеспечить подтверждение всех записей первичными документами.
Таким образом, проводки – специальные записи, играющие важную роль в процессе ведения бухучета и оформления основных операций. Грамотный подход к их оформлению позволит избежать ошибок и проблем с законодательством.
Как составить бухгалтерскую проводку? Ответ на вопрос – на видео ниже.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются