Бухгалтерский баланс – документ, к составлению которого следует отнестись очень серьезно. В нем представлены данные по определенному предприятию для налоговой службы, государственных органов статистики, структурных подразделениях организации по аналитике и управлению.
Помимо формирования данного документа требуется составление пояснений к нему.
Что это такое и кто составляет
Документ, поясняющий финансовую отчетность, содержит сведения по определенным активам и обязанностям компании, которые отражает бухгалтерский баланс, вместе с доходами и расходами, то есть финансовыми результатами.
Сотрудник бухгалтерии в указанной документации поясняет сведения, наиболее важные для аудиторов. Благодаря этой информации, они имеют возможность оценить финансовое состояние предприятия. В пояснениях обычно указана:
- первоначальная стоимость и начисленная амортизация в начале и конце отчетного периода;
- ценовой показатель поступающего и выбывающего имущества;
- каким образом начисляется амортизация в бухгалтерском учете.
Составление пояснений к балансу – обязанность каждого предприятия, если оно не является малым. У малых организаций нет необходимости оформлять данные пояснения, когда их бухгалтерский баланс не подвергается проверкам.
Нормативная регламентация
По Федеральному закону №402, документы, поясняющие деятельность организации, должны входить в годовой бухгалтерский баланс. Данное правило также регулируется Приказом Минфина РФ №66н от 02 июля 2010 года.
Согласно ПБУ 4/99, данные пояснительных документов объясняют значение числовых показателей в финансовой отчетности. В пункте 6 раскрывается экономическое положение организации.
Статья 5 Федерального закона №307 от 30 декабря 2008 года устанавливает необходимость составления пояснений.
Формы и порядок заполнения
Для пояснительной документации не используют обязательный шаблон составления, в данном случае допускается основываться на форму №5, рекомендованную Министерством Финансов в приложении 3 Приказа №66н от 02 июля 2010 года.
[docs]
Первые три раздела раскрывают элементы, составляющие нематериальные активы, основные средства и выгодные вклады в объекты имущества предприятия, а также амортизационную стоимость. Следовательно, подобные пояснения позволяют подробно обосновать первоначальную стоимость амортизируемого имущества и начисленных размеров амортизации.
Раздел о дебиторской и кредиторской задолженности подробно раскрывает данный вопрос, учитывая все расчетные счета. При этом долги кредиторов и дебиторов разделяют на краткосрочные и долгосрочные. К долгосрочным относят информацию о долгах, оплаты по которым планируются позже одного года с момента отчетного периода.
В пунктах, характеризующих сведения просроченных платежах компании, содержатся данные о долгах, по которым закончился указанный в договорных соглашениях указанный период погашения. Здесь комментируется задолженность с просроченным сроком погашения, равным более трех месяцев от отчетного периода.
Графа о затратах на обычные виды деятельности состоит из расходов предприятия, сгруппированных, в соответствии со следующими экономическими элементами:
- материальные издержки;
- затраты, связанные с выплатой заработной платы;
- отчисления на потребности социального характера;
- амортизация;
- прочие расходы.
Внутрихозяйственным оборотом также считаются издержки по причине брака, простоев, списанные активы, возмещения провинившихся физических и юридических лиц.
Федеральный закон №402 устанавливает правила оформления пояснительных записок для бухгалтерского баланса предприятия. Данные пояснения должны состоять из краткой характеристики работы компании, включая ее финансовую, текущую, инвестиционную деятельность.
В записке также следует дать описание основным показателям рабочего процесса и факторам, оказавшим влияние за отчетный период на экономический результат работы предприятия, включая способы решений по результатам оценки годового бухгалтерского отчета.
В частности, должны быть указаны существенные данные, позволяющие получить достаточно полную и объективную картину об имуществе и состоянии капитала в компании. В записку еще необходимо включить информацию по доходам, расходам и обязательствам, выявленным после формирования годового бухгалтерского баланса до того, как он будет представлен.
В пояснениях к бухгалтерской отчетности включают сведения, касающиеся прибыли и убытков, в том числе наличие и перемещение на начальную и конечную отчетную дату:
- соответствующих фондов нематериального характера;
- основных ресурсов;
- имущества, принятого в аренду;
- определенных вложений капитала;
- долгов сторонних компаний предприятию.
Документы, поясняющие бухгалтерскую отчетность, должны содержать:
- изменения в уставных, резервных, добавочных финансовых ресурсах компании;
- количество ценных бумаг от акционерного, зависимого, дочернего общества, оплаченных в полной мере, либо какая-то их часть;
- резервы будущих затрат, оценочных ресурсов, размеры на начальный и конечный отчетный период финансового капитала, его перемещениях на протяжении всего учетного времени;
- присутствующие отдельные виды задолженности организации другим юридическим лицам, относительно начальной и конечной отчетной даты;
- объемы по продажам готовых изделий, выполненным работам и оказанным услугам, согласно виду производственного процесса, а также географическому рынку реализации;
- расходы, связанные с производством, то есть издержки обращения;
- остальные издержки и доходы;
- любые предоставленные и полученные обеспечения по обязательствам, вместе с платежами предприятия;
- завершенные операции;
- сотрудничающие стороны;
- помощь от государства;
- доходы от одной акции.
В пояснительной записке к бухгалтерскому балансу, а также отчету по прибылям и убыткам следует отдельно указать показатели:
- условных расходов или доходов относительно налога на прибыль;
- временной и постоянной налоговой разницы, созданной в отчетное время и имеющей место в прошедшем налоговом периоде;
- отложенных и постоянных налоговых взносов, включая остатки налоговых активов;
- оставшихся налоговых обязательств и активов, списанных на счета по учету доходов и затрат, по причине выбытия соответствующих фондов и обязанностей, согласно договору;
- изменений используемых ставок по налогам, в отличие от прошлого учетного времени, включая объяснения оснований внесенных коррективов.
Для указания количественных сведений лучше всего использовать развернутую таблицу, сопоставляя остатки после оборота денежных средств, в соответствии с начальным и конечным этапом учетного времени.
Дополнительная информация представлена в данной лекции.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются