Содержание статьи
Осуществление предпринимательской деятельности, связанной с производством товаров, оказанием услуг, реализацией продукции, зачастую сопряжено с использованием техники или специализированного оборудования.
Исходя из имеющихся финансовых возможностей и других факторов, организация осуществляет покупку нового или бывшего в употреблении оборудования либо использование его в аренду. В любом случае, при приеме на себя любой аппаратуры очень важно оценить ее техническое состояние, работоспособность, степень изношенности.
Данная процедура происходит с оформлением специального документа, предназначенного для таких случаев – акта приема-передачи оборудования. Зачастую акт является обязательной частью договора купли-продажи или аренды, и посредством его принимающая сторона подтверждает факт соответствия необходимых параметров, а передающая сторона снимает с себя ответственность за имеющиеся недочеты (в случае их наличия).
Что прописывать
Необходимая к отражению информация в актах приема-передачи прежде всего обуславливается причинами, по которым его составляют:
- Требованием статей закона. Согласно действующему законодательству Российской Федерации, процесс передачи машин и техники от одного лица к другому в процессе купли-продажи, приема на временное пользование, осуществления ремонта или дополнительной комплектации, нуждается в подтверждении его количества и качества путем отражения в соответствующих документах.
- Юридическая сила, которой обладает составленный и подписанный документ. При возникновении разногласий между сторонами отношений купли-продажи, аренды и прочих, которые подписали документ приема-передачи, судебные разбирательства будут происходить обязательно с учетом содержимого документа.
- Возможность постановки техники на бухгалтерский баланс предприятия. Подписанный акт приема-передачи служит основанием для оприходования машин и аппаратов.
Любой составляемый акт приема-передачи оборудования опирается на такие основные требования:
- Оформление документа и его подписание сопровождается созданием комиссии в составе двух и более человек, причем один из них назначается председателем. В готовом бланке оформляемого документа члены созданной комиссии должны быть перечислены в алфавитном порядке, обязательно указывается должность, занимаемая каждым из них.
- В начале документа обязательно прописывают, на каком основании он создан (причина перехода техники от одного юридического или физического лица другому, а также приказ, отражающий создание комиссии).
- Для оформления допускается использование как типовых форм, каждая из которых применяется в зависимости от основных условий и факторов передачи техники, так и каждая организация вправе разработать свою форму. Как правило, лично разработанной формой пользуются либо лица, осуществляющие производство и продажу машин и аппаратов, либо крупные организации, в которых разработана единая система подобных документов.
- Информация, содержащая в себе характеристику и качественные показатели, может предоставляться в любой из удобной сторонам отношений форме – либо в виде текста, либо в табличной форме. В основном при передаче достаточно большого количества единиц техники, при наличии значительного перечня характеристик их выражают в виде таблицы.
- Составленное количество оригинальных документов должно соответствовать количеству сторон, подписывающих его – каждый из участников отношений в итоге имеет на руках собственный акт. В тексте указывается количество подписанных экземпляров.
- В том случае, если акт подразумевает оформление дополнительных документов (в качестве приложения к основной форме), то они нумеруются и их наличие также отражается в тексте.
- В акте приема-передачи указывают полные наименования и реквизиты всех сторон.
- Документ должен содержать в себе основную характеристику передаваемого оборудования (параметры, производительность, принцип работы). В том случае, если указываемые параметры не отображаются в основном документе, но необходимы для указания, их можно прилагать в качестве дополнительных к основному.
В качестве унифицированных (типовых документов) можно использовать следующие существующие формы:
- Акт приема-передачи основных средств (ОС-1) – его в основном используют в том случае, когда приобретенное или взятое в аренду оборудование не нуждается в дополнительной установке.
- Акт приема-передачи объектов, подвергшихся ремонту, реконструкции или модернизации (ОС-2). Основными случаями его использования являются прием техники после устранения поломок, включения в линию дополнительных машин или аппаратов, усовершенствование технологии путем добавления дополнительных операций, уменьшение или изменение размера конструкции при наличии первоначальных рабочих характеристик.
- Акт приема оборудования (ОС-14). Применяют при оснащении производства, установке новой или подержанной техники на открывающееся или уже работающее предприятие.
- Акт приема-передачи техники для ее дальнейшего монтажа (ОС-15). Может применяться в случае, если организация приобрела оборудование для дальнейшего использования в своих целях, но процесс монтажа будет осуществляться сторонней организацией – в этом случае ответственность за его состояние до момента окончания работ будет нести третья сторона. Производимые работы могут заключаться как в сборке конструкции из составляющих ее деталей и элементов, так и в подключении к необходимым коммуникациям (газопроводу, водопроводу, монтажу систем слива, передачи обрабатываемого сырья на обработку следующей машиной).
- При передаче комплекта машин акт может быть оформлен как на каждую отдельную единицу, так и на всю линию (весь перечень в целом).
Процесс передачи
В процессе приема-передачи оборудования одна из сторон снимает с себя ответственность за качество принятого оборудования.
В том случае, если при дальнейшей эксплуатации машин будет обнаружен какой-либо дефект или произойдет поломка, связанная с ненадлежащим качеством или неполной комплектацией, то доказать вину лица, которое осуществило продажу оборудования или ее сдачу в аренду, весьма сложно.
В судебной практике существует прецеденты, когда даже при наличии подписанного принимающей стороной документа о проведении проверки исправности была доказана вина первоначального владельца. Для проведения такой процедуры должны иметься веские доказательства и ей предшествует дополнительная экспертиза с привлечением государственных или сторонних организаций.
Непосредственно процесс приема-передачи оборудования осуществляется при осуществлении таких основных пунктов:
- Факт приобретения оборудования. Данный факт должен подтверждаться соответствующей накладной или чеком. Вид документа будет зависеть от особенностей организации, вида ее деятельности, юридическое это или же физическое лицо. В том случае, если происходит сдача оборудования в аренду, то это подтверждается наличием оформленного и подписанного договора аренды оборудования.
- Согласование содержания акта приема-передачи. Он подписывается после подтверждения согласия на то обеих сторон либо в одной из типовых форм или же в свободной форме. В том случае, если один из участников отношений изъявляет желание включить в акт дополнительные пункты, касающиеся комплектации единиц, его состояния, функциональных особенностей, то с согласия других участников такие изменения вносятся.
Кроме того, если в акте прописаны характеристики продукции, которые производит (штампует, упаковывает и т.д.) аппарат, принимающей стороне стоит учитывать, что они изначально имеют допустимые отклонения, в пределах которых могут варьироваться:
- Создание комиссии. Комиссия создается на основании отдельного приказа и может включать в себя как сотрудников одной или обеих сторон договорных отношений, так и представителей сторонних (независимых) организаций.
- Непосредственная передача оборудования от одного владельца другому. Члены созданной комиссии проводят все необходимые процедуры и в итоге констатируют факт соответствия или нет согласно необходимому количеству принимаемого оборудования, его наименования, марки, типа и комплектации, отсутствия повреждений (как явно видимых, так и возможных). Также отдельно фиксируется наличие имеющихся сопроводительных документов.
- Если на момент передачи оборудования не имеется возможности принять его надлежащим типу и способу использования образом, то тогда просто производят осмотр визуально и проверяют его соответствие сопровождающей документации (паспорту, техническим характеристикам). Окончательную приемку документально оформляют уже после произведения необходимых операций и мероприятий. Каждый этап такой приемки сопровождается оформлением актов с указанием соответствующей полученной информации.
- После составления оформленный и подписанный всеми сторонами акт приема-передачи передается в бухгалтерии обеих сторон деловых отношений. Одна сторона на основании такого акта снимает материальные средства с баланса предприятия, другая сторона (купившая или принявшая в аренду) ставит его на приход.
Пример
Стандартный акт должен содержать в себе такие данные и состоять из следующих пунктов:
- номер документа, его наименование;
- дата создания;
- в случае использования типовой формы, указывается какая именно по соответствующей классификации;
- указывается основной договор, приложением к которому является данный акт;
- полное наименование предприятия, которое передает оборудование, должностное лицо-представитель и документ (зачастую устав), на основании которого он работает;
- полные сведения о принимающей стороне;
- список оборудования, которое передается.
В списке оборудования указывается количество единиц, их стоимость (отдельно по каждому виду), марки в соответствии с обозначениями завода-изготовителя. Отдельно может описываться внешний вид машин и аппаратов, их упаковка (целостная или нет), состояние его исправности.
В случае, если принимается оборудование, которое уже было в употреблении, тогда обращается внимание на степень износа отдельных деталей и всей единицы в целом.
Отдельным пунктом указывается, имеются ли какие-либо претензии у принимающей стороны. При их наличии обозначается каждая неисправность или претензия отдельным пунктом, причем, если возможно, то дефект описывается в конкретных цифрах (наличие царапины размером 5 см, нехватка одной держащей ножки, порыв транспортерной ленты в размере 10 см и т.д.).
[docs]
Включается стоимость переданных единиц машин и аппаратов цифрами и прописью. Отдельно указывается сумма НДС. Указывается ответственность сторон в случае невыполнения обязательств. Отмечается количество оформленных экземпляров настоящего акта.
Стоит отметить, что без оформления акта приема-передачи любой договор (купли-продажи, аренды и т.д.) не считается официально заключенным. В связи с этим, для законной передачи прав на оборудование от одного владельца другому такой документ является обязательным.
Что такое акт приема-передачи и для чего он нужен? Ответ на вопрос – в данном видео.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются