Содержание статьи
Бухгалтерский баланс – это отчетные данные о текущей стоимости собственности и обязательств компании, представляемые в табличном виде. Он включает в себя два основных раздела: активы и пассивы. Главное правило составления отчетности – актив всегда должен равняться пассиву, именно такой вид документации и будет называться балансом.
Баланс является самой ответственной и важной отчетной формой (форма №1). Именно по ней можно анализировать текущее состояние организации, оценить, каким имуществом она владеет и сколько за ней числится долгов. Баланс включает в себя всю информацию по компании на какую-либо конкретную дату (обычно конец периода, квартала или года).
Именно этим он сильно отличается от прочих форм бухгалтерской документации, например, от отчета о прибыли и убытках, которые предоставляет данные и финансовых итогах работы предприятия за определенный временной отрезок нарастающим показателем с начала года (отчетного периода).
Подготовкой отчета за год стоит заняться в самом начале отчетного периода. Вся документация подается в соответствующие органы с января по март 2018 года. От формы налогообложения и прочих параметров будет зависеть вид и срок отправления бумаг в инстанции.
Как строится
Баланс состоит из актива и пассива. В конечном счете, показатели должны быть равны. Актив включает в себя всего два раздела:
- внеоборотные активы (они эксплуатируются в течение длительного времени, больше 12 месяцев: строения, оборудование, нематериальные активы и др.);
- оборотные активы (они эксплуатируются в короткие сроки: сырье для производства, финансовые средства и др.).
С активом все просто, он отображает, какой собственностью владеет организация. Пассив же показывает источники получения этого имущества. Он включает в себя три раздела:
- резерв и капитал (ресурсы, которыми владеет организация);
- долгосрочные обязательства (кредиты, займы и другие формы задолженностей, срок погашения которых не превышает 12 месяцев);
- краткосрочные обязательства (долг перед сотрудниками, поставщиками, партнерами, и другие обязательства, которые должны быть выполнены в течение 12 месяцев).
На данный момент времени на предприятиях действует форма баланса, установленная в Приказе от Министерства Финансов (от 02.06.2010.). Все аспекты регламентированы в разделе «О формах бухгалтерской отчетности компаний».
Кому и для чего нужен
Бухгалтерский баланс служит лицевой оболочкой компании. Он нужен, чтобы лица, которые уже сотрудничают или только планируют вступать в отношения с организацией, могли правильно оценить ее состояние, насколько хорошо продвигаются дела и не грозит ли предприятию неминуемое банкротство.
Например, все банки тщательно изучают баланс, чтобы удостовериться в платежеспособности заемщика. Отчетная документация сдается в налоговые и статистические учреждения. Также баланс предоставляется владельцам, акционерам компании как финансовый доклад о проделанной работе.
Весь финансовый анализ строится на основе бухгалтерского баланса. Он помогает определить устойчивость нынешнего положения компании, возможность ее работы и дальнейшие перспективы. Как правило, изучение баланса выполняется вместе с отчетом о прибылях и убытках (чаще всего используются автоматизированные программы). В итоге будут получены все требуемые коэффициенты, полностью отражающие текущее положение дел.
Сдача в 2018 году
Время сдачи бухгалтерского баланса в 2018 году в налоговый орган и сроки его подачи в статистический орган совпадают. За 2018 год баланс отправляется в налоговый и статистические органы до 01.04.2019. С 2019 года субъекты МСП обязаны пользоваться ТКС при отправке отчетности.
Время на предоставления требуемых данных в этом году – 10 рабочих дней. Отсчет будет начать со следующего дня от даты, прописанной в бумагах (не должен быть позже 31.12.2018.). Обязательный аудит требуется для компаний, которые подходят под отдельный список критериев.
Кто обязуется сдавать баланс
Абсолютно все предприятия обязаны вести бухгалтерский учет. Совсем не важно, какую форму налогообложения они используют. В итоге, все коммерческие и некоммерческие компании обязательно сдают бухгалтерский баланс за определенный период вместе с остальной отчетной документацией.
Согласно нормам налогового законодательства (ст.23 НК РФ) все организации должны представить бухгалтерский отчет вовремя в следующие инстанции:
- ИФНС;
- в статистическое региональное отделение;
- владельцам предприятия (акционерам, вкладчикам) – по их первому требованию.
Вид сдачи отчетности не регламентируется в строгом порядке. Получается, что организация имеет право самостоятельно решать – на бумаги или в цифровом формате сдавать документацию за годовую деятельность компании.
Штрафы
Законодательство предусматривает начисление штрафных санкций за несвоевременное представление баланса предприятия. Причем, размер взыскания будет завесить от того, в какой орган документация не была направлена вовремя (инспекцию или Росстат).
Что будет, если вовремя не сдать баланс? При несвоевременной подаче бухгалтерской документации в ФНС, согласно указам Налогового кодекса (ст. 126) предприятие будет оштрафовано на 200 рублей за каждый отдельный не полученный в срок документ.
Несдача баланса в Росстат в этом году грозит немного более высоким штрафом. Таким образом, при несвоевременной отправке документов в статистический орган, с компании может быть взыскано от 3 до 5 тысяч рублей. Также каждая отдельная инстанция вправе назначить штраф на имя руководителя предприятия. Сумма этого взыскания будет равняться от 300 до 500 рублей.
Какие документы подаются вместе с балансом
Вместе с балансом в налоговый и статистический орган подается много документации. Бухгалтерская отчетность включает в себя не только баланс, но и прочую информацию о деятельности предприятия. Именно поэтому сроки сдачи документации выбраны одинаковые, независимо от типа статистических данных.
Напомним, что в этом году отчетность и баланс должны быть направлены в соответствующие органы не позже, чем 31 марта.
Для обычных коммерческих предприятий ежегодная бухгалтерская отчетность будет состоять из:
- баланса;
- отчета и финансах и приложений к документам (сюда включаются данные об изменении капитала и движении финансов компании).
Некоммерческим компаниям также понадобится дополнительно сдать отчет о целевом расходе капитала.
Небольшие компании могут сдавать документацию об отчетности по упрощенному механизму, без детального рассмотрения пунктов баланса. Нужно отметить, что пояснительная записка к бухгалтерским бланкам больше не требуется. Это значит, что если предприятие захочет что-либо пояснить в документации, то она имеет право составить вольное заявление.
Как происходит закрытие года в бухгалтерии, можно узнать из данного видео.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются