Внесение авансового платежа: как подстраховаться с помощью банковской гарантии?

Гарантия банка2Каждая коммерческая сделка несет в себе определенные риски, которые возрастают для заказчика в случае внесения предоплаты. Включение в договор пункта об уплате неустойки не гарантирует заказчику своевременного возврата аванса, а судебные разбирательства отнимают много ресурсов. Одним из удобных вариантов снижения рисков в таких ситуациях является получение банковской гарантии на авансовый платеж.

Суть банковской гарантии

Данный финансовый инструмент представляет собой обязательство банка или другой кредитной организации (гаранта) обеспечить денежную выплату заказчику (бенефициару) в объеме уплаченного аванса в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения исполнителем (принципалом) условий договора и отказа от возврата денежных средств. Говоря иначе, банк выступает поручителем исполнителя.

Стоит отметить, что под авансовым платежом понимается сумма, которую заказчик выплатил исполнителю в счет будущей оплаты по договору. В случае неисполнения договора, вне зависимости от причин, аванс возвращается заказчику. За свои услуги финансово-кредитное учреждение получает комиссию от принципала.

Банк вправе запросить с должника (принципала) возмещения расходов в соответствии с подписанным между ними договором.

Рассматриваемый финансовый инструмент имеет ряд положительных моментов:

  • обеспечение соблюдения условий сделки всеми ее участниками;
  • снижение финансовых рисков для заказчика;
  • повышение уровня надежности исполнителя;
  • выгодные условия выдачи (по сравнению с оформлением кредитных продуктов);
  • дополнительная проверка коммерческой сделки с юридической точки зрения;
  • возможность разрешить финансовые разногласия без обращения в суд, что позволит сэкономить время и деньги на судебные разбирательства.

В каких случаях выдается банковская гарантия?

Рассматриваемый финансовый инструмент в некоторой степени схож с кредитом, поэтому логично, что требования, предъявляемые к принципалу (исполнителю договорных обязательств), аналогичны тем, которые банк выдвигает заемщикам.

Перед вынесением решения о сотрудничестве банк проверяет уровень финансовой стабильности принципала. Перечень наиболее распространенных требований:

  • ведение коммерческой деятельности не менее полугода;
  • обороты компании должны быть не меньше суммы возникшего обязательства;
  • безубыточная деятельность (за исключением сезонности);
  • хорошая кредитная история, а зачастую полное ее отсутствие.

Законодательство РФ не установило строгой формы договора между гарантом и принципалом. При этом существуют нормативные документы, определяющие основные моменты предоставления данного банковского продукта. Общие вопросы регулируются статьями 368-379 ГК РФ и законом 223-ФЗ.

Требования к оформлению документа содержатся в пункте 4 статьи 368 ГК РФ. В договоре должны быть указаны:

  • все участники сделки (финансовая организация, бенефициар, принципал);
  • само обязательство, на которое дается банковская гарантия;
  • дата ее выдачи и срок действия;
  • объем аванса, подлежащий выплате.

Допускается оформление гарантийной услуги как в письменном, так и в электронном виде (ст. 368 и ст. 424 ГК РФ).

Гарантия банка3Весьма полезно (но необязательно) указать в договоре возможность и порядок уменьшения или увеличения гарантируемой суммы при выполнении определенных условий.

Проверка гарантий, выданных на основании закона 223-ФЗ, возможна в справочнике кредитных организаций на сайте ЦБ. Для этого нужно в оборотной ведомости банка отыскать информацию по гарантийным обязательствам.

В тех случаях, когда заключаются государственные и муниципальные контракты по результатам проведенных тендеров и аукционов, гарантия банка на возврат авансового платежа требуется по умолчанию на основании требований закона 44-ФЗ.

Порядок и условия получения

Основные этапы получения гарантии на возврат авансового платежа:

  1. Анализ предложений и выбор оптимального банка-гаранта. Критериями отбора являются: рейтинг банка, величина запрашиваемой суммы, размер комиссии и условия оформления банковского продукта. Найти подходящий вариант можно самостоятельно или через брокеров.
  2. Подача пакета документов на предоставление банковского продукта. В целях экономии времени следует начать подготовку документов заранее еще на этапе выбора банка. Стандартный пакет включает в себя: учредительные документы, устав, свидетельство ИНН, справка об отсутствии задолженности перед бюджетом, бухгалтерская и финансовая отчетность. Неплохо предоставить сведения, характеризующие клиента как успешного в своем сегменте и надежного партнера для банка.
  3. Анализ финансового состояния принципала. Финорганизация изучает предоставленные документы, проверяет достоверность содержащейся в них информации, анализирует рентабельность принципала и выносит решение о выдаче или отказе в банковской услуге.
  4. Вынесение решения о выдаче. На основании проведенного анализа банк делает выводы насчет возможности оказания услуги. Решение принимается в среднем за одну неделю, но бывает, что сроки рассмотрения увеличиваются до двух-трех недель.
  5. При одобрении – заключение договора и выпуск гарантии. Принципал получает проект документа с индивидуальными условиями (процентная ставка, сроки и так далее). Согласованный документ подписывается с обеих сторон, принципал оплачивает комиссию банка, и гарантия передается бенефициару.

Банк обязан перечислить бенефициару уплаченный аванс в срок, указанный в банковском документе. Обычно это составляет от нескольких дней до трех месяцев.

Если финансовая организация просрочила выплату, то бенефициар имеет право потребовать оплату неустойки (обычно это 0,1% от суммы выплаты за каждый день просрочки).

Обеспечение выданного аванса

Кредитные учреждения охотнее выдают свои гарантии в случае, когда принципал предоставляет обеспечение. Чаще всего, это залог активов, принадлежащих принципалу (акции, недвижимость, ликвидная продукция собственного производства на складе, оборудование, транспорт, а в некоторых случаях запасы материалов, сырья или объекты незавершенного строительства и так далее).

Альтернативой служит также поручительство юридических или физических лиц (например, акционера компании-принципала). Возможно также совмещение – в дополнение к залогу оформляется поручительство.

Процедура обращения за гарантированной выплатой

В том случае, когда исполнитель не выполняет условия сделки, либо выполняет их недобросовестно и отказывается вернуть полностью или частично аванс, заказчик вправе обратиться в банк за компенсацией своих расходов. При этом срок действия банковской гарантии не должен закончиться на день обращения.

Для возврата авансового платежа бенефициар направляет финучреждению письменное заявление с просьбой выдать гарантированную сумму. Помимо этого, необходимо предоставить документы, подтверждающие отсутствие должного результата работы исполнителя. Гарант проводит проверку, после которой, при соблюдении всех требуемых условий, возвращает бенефициару аванс. С этого момента исполнитель обязан вернуть эту сумму банку-гаранту.

Срок действия гарантии

Рассматриваемый финансовый инструмент имеет свой срок действия, зафиксированный в договоре с кредитной организацией. Гарантия банка5В течение указанного временного промежутка бенефициар имеет право обратиться к гаранту с целью компенсации своих расходов. Срок действия соотносится с периодом действия договора между исполнителем и заказчиком.

Датой начала действия предоставляемой услуги является дата ее выпуска банком, если в договоре не прописано иное. Заканчивается гарантия банка, как правило, одновременно со сроком исполнения обязательств по договору с заказчиком, либо на месяц позже.

При добросовестном выполнении исполнителем своих обязательств ее действие можно прекратить, не дожидаясь обозначенного срока. Для этого заказчик подтверждает, что не имеет претензий к исполнителю, затем направляет письменное заявление гаранту для снятия обязательств с исполнителя по обеспечению возврата авансового платежа.

Практика предоставления данных финансовых услуг является существенным вкладом в развитие товарно-денежных отношений. Очевидно, что получение такого рода поручительства со стороны банка – это эффективный механизм минимизации рисков заказчика в случае неудовлетворительных результатов работы исполнителя.

О том, как получить гарантию финансово-кредитной организации, рассказано ниже.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных

Adblock
detector