Как составить смету на строительные работы

Автор:Иван Иванов

Смета на строительные работыЛюбое строительство в той или иной мере может ставить перед собой две задачи– получить прибыль или возвести определенную постройку социального, культурного или религиозного назначения.

При любом развитии событий, заказчик преследует цель удешевления строительного производства.

Собственно, с этой целью и составляется смета – документ, который включает в себя подробную оценку необходимых материалов и стоимость планируемых работ.

Для чего применяется смета на строительные работы

Смета позволяет реально увидеть, сколько необходимо материалов, рабочих, инструментов и административных ресурсов для завершения строительства в срок. Или, если подойти к вопросу с другой стороны, за какой срок можно завершить строительство, исходя из имеющихся ресурсов.

В существующем правовом пространстве нашей страны составление смет – деятельность, не подлежащая лицензированию. Что это значит?

Любое физическое или юридическое лицо имеет право составлять смету, невзирая на наличие или отсутствие специального разрешения.

Сметы могут составляться практически всеми участниками строительства:

  1. Заказчик, как фирма, которая хочет реально представлять риски и прибыли от планируемой застройки. Заказчику в первую очередь необходимо качественная и грамотно составленная сметная документация, поскольку она подлежит проверке надлежащими органами в случае проблем с объектом;
  2. Проектная организация. Именно проектные организации в основной своей массе занимаются составлением сметы, в силу того, что данный документ является частью проектного документа (ПД) на строительство. Важно отметить – если для деятельности по составлению сметы лицензия не нужна, то для проектирования она необходима. Такой вот правовой парадокс;
  3. Инвестор. Может заказать смету для того, чтобы представлять себе прибыль от планируемых вложений;
  4. Бригадир. Просто в силу необходимости планирования работ на ближайшее время: неделю, месяц или год.

Содержание

Содержание сметыВ любую смету должны входить три пункта это прямые затраты, накладные расходы и сметная прибыль.

Прямые расходы — это затраты, необходимые для финансового обеспечения работы строителей, аренду или поддержание в рабочем состоянии строительной техники, покупки оборудования и материалов.

Прямые расходы рассчитывают исходя из выбранного метода подсчета: ресурсный, базисно-индексный, базисно-компенсационный, базисно-ресурсный, повременной или аналоговый.

Ресурсный метод подразумевает расчет сметы исходя из реальных расценок продукции и размера заработной платы работников, сложившихся на время составления сметы (Письмо Минстроя РФ от 10.11.1992 г. № БФ-926/12). По факту, это самый точный метод расчета прямых расходов, но он имеет ряд существенных недостатков.

Прежде всего это объем работы по составлению СД. Сметчику придется заполнить тысячи позиций затрат. Во-вторых, не всегда ясно, как определить реальную стоимость товара. Это вызвано разнообразием ценовых сегментов на одном и том же рынке продукции.

Например, сметчику необходимо просчитать необходимое количество кирпича. Берутся усредненные параметры количества стройматериала, далее сметчику нужно выбрать, какие ценовые характеристики обозначить в смете. Можно выбрать завод А, где кирпич дорогой и визуально красивый, завод Б, где заботятся о долговечности, но не думают о дизайне или завод С, где просто очень дешевая продукция. Причем, зачастую цены значительно разнятся от фирмы к фирме, что делает не всегда возможным использование средней цены на рынке, к тому же заказчик потребует обоснование, которое не так просто предоставить.

Базисно-индексный метод основывается на пересчете цен на 1 января 1991 года с применением специальных индексов, которые обновляются каждый год (Письмо Госстроя РФ от 31.05.1993 г. № 12-133). Этот метод значительно проще, но он же и не столь точен, как ресурсный. Есть и другие методы расчета.

Базисно-ресурсный, подразумевает разделение сметы на две части. Одну, например, стоимость материалов, сметчик считает с помощью индексов, поскольку найти информацию по реальной стоимости проблематично, а вот зарплату работников можно подсчитать и ресурсным методом. Таким образом получается достаточно точная смета с приемлемым уровнем трудоемкости.

Базисно-компенсационный метод крайне затратен для заказчика, так как подразумевает все то же использование индексов в сочетании с формированием компенсационного фонда, откуда будут выплачены все затраты связаннее с изменением тарифов (на электроэнергию, обслуживание машин, перерасход материалов)

Повременной метод не годится для больших проектов, так как подразумевает почасовую оплату труда. Это методика для быстрого подсчета смета на какой-либо бытовой подряд или небольшой ремонт.

Аналоговый метод отлично подойдет для крупных строительных фирм, обладающих большой базой уже выполненных проектов. Методика подразумевает сравнение с уже построенным зданием, укрупнение, уменьшение или сохранение затрат в зависимости от новых условий строительства и габаритов типового здания, а так же изменения ситуации на рынке стройматериалов и выдача готового результата.

Накладные расходы определяются, как процент от заработной платы рабочих: строителей и механизаторов. Величина процентной ставки зависит от вида и местности строительства. Накладные расходы представляют собой расходы на административных служащих.

Данные траты нелогично было бы относить к прямым затратам, так как руководящий персонал не относится к рабочим и соответствен, заработную плату им нельзя просчитать из расчета выполняемых объемов работ.

Под сметной прибылью понимается часть общего фонда, которую выделяют для премирования работников, уплаты налоговых сборов и усовершенствования оборудования. Зависит сметная прибыль, как и накладные расходы от фонда оплаты труда и в общем случае принимается равной 65 процентам от ФОТ (фонд оплаты труда).

В частных случаях, при необходимости точных расчетов, сметчики руководствуются общеотраслевыми нормативами или строительными нормативами для каждого отдельного вида строительных или монтажных работ.

Важно заметить, что сметная прибыль включается в стоимость готового проекта и не может быть отнесена к стоимости здания.

Как оформить

Как оформить сметуНа сегодняшний момент оформление сметы не унифицировано. Она может быть составлена на любом листе бумаги и даже от руки.

Важным и единственным условием правильного оформления сметы является личная подпись руководителя двух организаций – заказчика и исполнителя.

Печать можно заменить подписью, если это предусмотрено внутренним распорядком организации. Смета составляется в двух экземплярах для каждой из сторон.

Требования к самой смете определяются заказчиком или, если особых требований нет, удобством сметчика. Но, в общем случае, сметчики руководствуются методическими указаниями Госстроя России (Постановление Госстроя России от 05.03.2004 г. № 15/1), а сама смета составляется в виде таблиц с постатейной записью пунктов расходов и их стоимости.

Документы для скачивания (бесплатно)

Изменение согласованных цен

Госстрой России, рекомендует при составлении сметы заинтересованным сторонам договариваться о составе цен. Рекомендуется применять твердые цены и базисные на определенный период.

В конце расчетов базисные цены умножаются на коэффициент приведения цены к настоящему времени, а так же включаются накопительные фонды и компенсация рыночных удорожаний.

В итоге, заказчик будет иметь наиболее приближенную к реальности цену, что при использовании только лишь твердых цен недостижимо.

Типовые ошибки

Ошибки при составлении сметыСоставление сметы процесс не столько трудный, сколько кропотливый и требующий понимания базовых принципов. От незнания основных документов возникает множество типовых ошибок:

  • непонимание специалистом строительных процессов, что в итоге приводит к увеличению трудозатрат, а как следствие и оплаты рабочим;
  • все объемы строительных процессов должны быть обоснованы нормативной документацией, что позволит так же избежать ошибки с единицами измерения;
  • разные нормативные базы для ценового обоснования работ;
  • завышение сроков. Зачастую человеку кажется, что лучше указать больший срок, чем есть на самом деле, чтобы не ошибиться. Это ошибочное утверждение, которое вводит заказчика в заблуждение и может вовсе разубедить в целесообразности постройки.

Кроме того, случаются ошибки и по вине непосредственно заказчиков:

  1. Если сметчику предоставлен сырой проект, еще не прошедший все стадии проектирования, то нет ничего удивительного в отсутствии некоторых деталей в исходном документе. Например, отсутствует расчет монтажа отопления в некоторых комнатах;
  2. При добавлении деталей в уже готовый проект, в связи с изменением условий финансирования или требований государственных органов.

В итоге, нужно заметить, что от всех ошибок уберечься невозможно, но к этому стоит стремиться. Заказчику стоит выбирать проверенных сметчиков и следить за качеством и достоверностью предоставляемых материалов.

Способы обмана заказчика

Обман заказчикаСтоит различать ошибки по невнимательности и реальную попытку обмана. Невнимательность приводит, как правило, к удорожанию проекта, тогда как мошенничество к удешевлению, однако и то, и другое ведет к финансовым потерям.

Удешевление производится для того, чтобы привлечь застройщиков к потенциально невыгодным объектам. В основном, используется два пути.

Первый, часто встречается в коттеджном строительстве, так как застройщики подобных объектов зачастую не особо разбираются в строительных процессах. Берется готовая смета и из нее вычеркиваются отдельные позиции. В итоге получается вполне выгодный объект, а дополнительные траты выписываются потом в отдельную графу непредвиденных расходов.

В этом случае, все пробелы, как правило, легко устраняются профессиональной проверкой, потому как отсутствие таких граф, как обустройство лестниц или перекрытие между этажами, вызывает недоумение у любого, знакомого на практике со строительным производством.

Второй путь гораздо сложнее для мошенников, но и опаснее для заказчика, так как он абсолютно законен. Это занижение цен. Т.е. берутся цены пятилетней давности, по ним ведется расчет. Возможность дополнительных трат, как правило, заранее прописывается в договоре. В результате – повышенная стоимость стройки на абсолютно законных основаниях.

Чтобы не стать жертвой подобной схемы нужно заранее обговорить со сметчиком ценовую базу, на основании которой будет производиться расчет.

Проверка выполненных работ

При необходимости, заказчик имеет полное право привлечь стороннюю организацию для проверки сметы. Проверка ведется в трех направлениях:

  1. Соответствие расценок рыночной действительности;
  2. Корректность применения индексов;
  3. Правильность подсчета объема работ.

В итоге, самая незначительная ошибка устраняется, а возможность применения мошеннических схем исчезает вовсе. Единственный минус – деньги. Редко какой заказчик захочет дважды платить за одну и ту же смету.

Подробнее о составлении смет — смотрите в видео:

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных

Adblock
detector