Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Налоговый учет в РФ

Начинающие предприниматели, юридические и физические лица часто путают такие понятия как налоговый и бухгалтерский учет. Эти виды контроля во многом перекликаются, но имеют разные функции и задачи. Бизнесмену необходимо понимать эту разницу и организовать работу предприятия так, чтобы и налоговый, и бухгалтерский учет отражали реальное положение дел компании.

Определение налогового учета

Понятие «Налоговый учет» подразумевает сбор информации, а также ее обобщение с целью вычисления налоговой базы. Процесс основывается на анализе первичной документации, которая собрана и предоставлена согласно требованиям НК РФ – ст. 313. Саму систему налогообложения предприниматели, юридические или физические лица разрабатывают самостоятельно. Налоговый учет имеет ряд определенных целей и задач.

Цели

Цель сбора и обобщения информации определяется, прежде всего, интересами тех, кто этой информацией пользуется. Заинтересованных принято подразделять на две категории:

  • внешние пользователи информацией;
  • внутренние пользователи.

Первая категория – это непосредственно налоговые службы, консультанты по вопросам, касающимся налогообложения.  Внешние пользователи осуществляют контроль над правильностью формирования налоговой базы, расчетов, а также поступлений налогов в бюджет. Консультанты помогают предпринимателям определиться с системой налогообложения, налоговой политикой в целом. Также проводятся консультации в отношении минимизации налоговой нагрузки предприятия.

Вторая категория – это сами бизнесмены, администрация компании. В этом случае налоговый учет нужен для анализа дел компании в целом. Руководителю может потребоваться анализ непроизводственных расходов, то есть тех, что не подлежат налогообложению. Это позволяет оптимизировать налогооблагаемую прибыль путем сокращения конкретных расходов.

Исходя из интересов тех и других пользователей, можно выделить несколько основных целей налогового учета:

  • Сбор информации о суммах доходов и расходов предприятий. Собирается достоверная и прозрачная информация, на основании которой определяется налоговая база.
  • Сбор и анализ информации для всех пользователей учета с целью контроля правильного исчисления налогов, их поступления в бюджет.
  • Сбор информации для администрации компаний с целью оптимизации налогооблагаемой прибыли.
ВАЖНО: Налоговый учет – это обобщение собранных данных. Процесс их сбора, регистрации и документирования подлежит бухгалтерскому учету. Эту разницу нужно четко понимать.

Учет отражает такие данные как порядок определения расходов и доходов, долей расходов, суммы создаваемых резервов, а также суммы задолженностей, если таковые имеются. Обращайте внимание на то, что информация налогового учета не отражается в бухгалтерском. Она формируется и подтверждается первичными документами, справкой бухгалтера, регистрами и расчетами налоговой базы.

В итоге, целью налогового учета считается обеспечение прозрачной и достоверной информации о расчетах между организациями и государством.

Функции

Налоговый учет осуществляет определенные функции, которые подразделяются на три основные категории:

  • фискальная функция;
  • контрольная;
  • информационная функция.

учёт налогоплательщиковС помощью первой решается такая государственная задача как наполнение бюджета страны. Правила, а также принципы расчета поступлений основываются на интересах государства. Расчет сумм всегда отличается от данных, сформированных бухгалтерским учетом. Расходы и доходы, подлежащие налогообложению, отличаются.

С помощью второй функции налоговые органы контролируют выполнение предприятиями своих обязательств в отношении выплаты налогов. Контроль осуществляется посредством специально разработанных учетных документов, форм – декларации, счета-фактуры и другие.

С помощью информационной функции ведется учет налогооблагаемых показателей. Осуществляется сбор информации о своевременности выплат налогов, а также сроках погашения задолженностей. Информационная и фискальная функции во многом перекликаются, так как, по сути, предоставляют информацию о поступлениях в бюджет.

Постановка на учет в РФ

За постановку на учет несут ответственность налоговые органы. Регистрация происходит с момента поступления информации в ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП или на основании заявления. Вставать на учет необходимо по месту жительства или месту нахождения организации, ее имущества, филиалов. Процедура постановки занимает 5 дней независимо от того, какой статус имеет налогоплательщик – физическое это лицо или юридическое. На учет встают:

  • физ. лица, регистрирующие ИП;
  • физ. лица, ведущие нотариальную или адвокатскую частную практику;
  • лица, имеющие в собственности транспортное/недвижимое имущество;
  • организации, создающие обособленные учреждения;
  • организации, имеющие статус «крупнейший налогоплательщик»;
  • иностранные граждане и организации.

В случае расширения компании и открытии филиалов, налогоплательщик обязан поставить на учет обособленную структуру там, где она фактически находится. Процедура постановки организации на учет в целом одинаковая. Но имеется ряд отличий в документации для регистрации и после нее.

Физические лица

Граждане ставятся на учет автоматически с момента поступления сведений от соответствующих органов:

Для того чтобы постановка на учет прошла быстрей, можно самостоятельно обратиться в налоговый орган с заявлением.

Граждане (не имеющие статус ИП), занимающиеся оказанием услуг, обязаны оповестить о своей деятельности налоговую службу и зарегистрироваться. Самозанятые физические лица работают по специальному режиму, часто патентному. После регистрации они не получают документ или уведомление о регистрации в налоговой. Во всех остальных случаях отправляется уведомление по почте.

После регистрации выдается специальный документ – ИНН, который по желанию налогоплательщика можно внести в паспорт. Учетная запись вносится в ЕГРН. Если физическое лицо регистрируется в качестве ИП, ему выдается свидетельство о регистрации, подтверждающее получение ИНН, данные вносятся в ЕГРИП. Регистрация ИП занимает пять дней. Если ИП прекращает свою деятельность, то налоговая служба снимает его с учета, делается выписка из ЕГРИП.

Юридические лица

Регистрация организаций в налоговом учете происходит по месту нахождения. То же правило касается и филиалов, и представительств, и имущества компании. Как только в ЕГРЮЛ делается запись о создании компании, НС в течение пяти дней ставит эту организацию на учет.

Если у предприятия работают обособленные структуры (например, филиалы), заниматься их регистрацией следует самостоятельно. То есть в этом случае нужно подать заявление в ту налоговую, где находится филиал или иная обособленная структура. Сделать это можно в течение месяца после открытия. Для постановки на учет потребуются:

  • Свидетельство о постановке на учет самой организации.
  • Необходимо предоставить выписку из ЮГРЮЛ, в которой предоставлены данные об обособленной структуре.
  • Документация, подтверждающая создание филиала или иной обособленной организации.
ВАЖНО: Филиалы могут находиться в пределах одного региона. В этом случае их можно зарегистрировать только в одной налоговой службе. Причем ее выбор остается на усмотрение организации.

Постановка учет обязательна в следующих случаях – создание компании, реорганизация уже существующей структуры, ликвидация компании или ее «переезд» в другое место. Все эти операции подлежат регистрации в НС в течение 10 дней. Для этого собирается определенный пакет документов:

  • свидетельство о государственной регистрации;
  • учредительные документы;
  • документация, подтверждающая создание предприятия.
Читайте также:   Когда налоговой проверкой могут быть охвачены предприниматели

Перед тем, как подавать заявление, сходите в местную налоговую службу и узнайте, какие именно понадобятся документы. Набор документации может варьироваться, в каждом регионе действуют свои, дополнительные требования. Если организация прекратила деятельность, налогоплательщик оповещает об этом НС, подает заявление. Процедура снятия состоит из выписки из ЕГРЮЛ и непосредственно снятия с учета.

Регистрация транспортного средства, а также недвижимости происходит автоматически. Соответствующие органы, ГИБДД или Федеральная регистрационная служба, отправляют сведения в налоговую. На их основании и происходит постановка на учет. Налоговая служба отправляет налогоплательщику соответствующий документ о регистрации.

Налоговый и бухгалтерский учет

учёт налоговДля многих начинающих предпринимателей понятия налогового и бухгалтерского учета мало чем отличаются. Они не понимают, в каких случаях нужен бухгалтерский отчет, а в каких налоговый. Разобраться в тонкостях отчетности сможет специалист. Однако предпринимателю следует все-таки понимать базовую разницу между бухгалтерским и налоговым учетом.

Целью бухгалтерского учета является сбор и документирование информации по всем хозяйственным операциям предприятия. То есть бухучет нужен для формирования отчетов, которые отражают реальное положение дел организации. Бухгалтерская отчетность нужна как внутренним, так и внешним пользователям – руководителям, инвесторам, банкам, налоговым органам и т. д.

Целью налогового учета является обобщение информации по доходам и расходам предприятий для корректного вычисления налоговой базы. То есть этот вид учета интересен, прежде всего, налоговым органам, которые контролируют исполнение налогоплательщиком обязательств по уплате налогов. Данные формируются на базе первичных документов, включая бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерский и налоговый учет тесно взаимосвязаны, но имеют разные цели и методы формирования. Так, бухучет ведется только юридическими лицами, налоговый же ведется любыми предприятиями и всеми гражданами РФ. В налоговом учете предусмотрено разделение расходов на косвенные и прямые, в бухучете его нет. В связи с этим и возникает путаница, особенно, у начинающих бизнесменов. Если хозяину организации нужен отчет о реальном положении дел, следует сформировать бухгалтерский отчет, а не налоговый. Именно он отражает реальную картину.

Налоговые регистры

Регистр представляет собой сводную таблицу, куда вносятся данные обо всех хозяйственных операциях организации. Наибольший интерес представляют бухгалтерские и налоговые регистры. Первые призваны собирать и документировать сведения о проведении финансовых операций. Они формируются на основании первичных документов, которые приносят бухгалтеру. Налоговый регистр – это, по сути, тот же бух. отчет. Разница лишь в том, что в налоговом регистре могут отсутствовать определенные строки или наоборот, дополнять бухгалтерскую отчетность. В НК не прописан тот факт, что налоговые регистры должны вестись по строго определенной форме. Это остается на усмотрение бухгалтера. Поэтому многие специалисты просто дополняют уже готовые бухгалтерские регистры теми, что необходимы для исчисления налоговой базы. Законом это не запрещено.

Налоговые регистры ведут в случае отчислений по налогу на прибыль – ст. 313, 314 НК РФ. В остальных случаях ведение налоговых регистров не предусмотрено. Существует 4 общих правила по ведению налоговой отчетности. Они касаются обязательного отражения следующей информации:

  • данные о доходах и расходах;регистры налогового учёта
  • данные о доли расходов;
  • данные об убытках, которые планируется перенести на следующий отчетный период;
  • данные о резерве и долге по налогам.

В налоговый регистр также входят:

  • наименование;
  • дата;
  • период;
  • название хозяйственной операции;
  • измерители операции в денежном или натуральном эквиваленте;
  • подпись человека, ответственного за документ.

Все эти информационные блоки отражены в НК РФ и должны быть внесены в регистры в обязательном порядке. Как показывает практика, бухгалтеры предпочитают дополнять бухгалтерскую отчетность дополнительными регистрами для отчетности перед налоговыми органами. Закон этого не запрещает.

Изменения в учете за прошедший год

За прошедший год произошло довольно много изменений как положительных, так и не очень. Все они, так или иначе, касаются налогового учета и налогов в целом. Краткое содержание основных значительных изменений:

  • Изменился лимит по стоимости основных средств. Сейчас он составляет 100 000 рублей.
  • Авансовые платежи по налогу на прибыль теперь можно выплачивать ежеквартально, в случае если сумма выручки не превышает 15 млн. рублей за квартал.
  • Введена новая форма по отчетности НДФЛ – 6-НДФЛ, форма 2-НДФЛ, а также отчетность по ней остается.
  • Теперь предусмотрен штраф за несвоевременное предоставление отчета за квартал по форме НДФЛ. Его размер варьируется – это от 500 до 1000 рублей в зависимости от ситуации.
  • Если в компании доход получили менее 25 человек, отчет по форме 2-НДФЛ можно сдавать на бумажном носителе.
  • Сейчас соц. вычеты по НДФЛ (обучение/лечение) представляются работодателем по заявлению сотрудника.
  • Начисление НДФЛ на материальную выгоду производится ежемесячно.
  • Расчеты НДФЛ, НДС для филиалов/представительств и других обособленных учреждений компании сдаются по месту нахождения филиала или иной обособленной структуры.
  • Введена передача данных по кассовым чекам в налоговую службу посредством электронной кассы.

Это основные новые положения в налоговом учете за прошедший год. Организациям и предпринимателям, а также физическим лицам необходимо постоянно следить за изменениями в налоговом учете. Они могут произойти в течение года, нововведения упраздняются и наоборот. Для успешного ведения бизнеса постоянно интересуйтесь последними и актуальными положениями не только в налоговом законодательстве, но и в отношении бухгалтерского учета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector