Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 
Проблемы и противоречия сохранения авторских прав в сети Интернет

Проблемы и противоречия сохранения авторских прав в сети Интернет

Авторское право6С развитием информационных технологий возникла необходимость в защите результатов интеллектуального труда в сети Интернет. Здесь выделяют два подхода для достижения обозначенной задачи – пользование международными стандартами и создание отдельных государственных правил и принципов.

Авторское право в интернете

Под наименованием «авторское право» понимается обособленная отрасль гражданского права, которая занимается регулированием отношений, связанных с созданием неких произведений музыкального, литературного и художественного характера.

Защитные механизмы касательно прав автора возникают с момента создания произведения. Его дальнейшее использование без разрешения владельца будет приравнено к правонарушению, и ответственный за проступок понесет наказание.

Защита собственности интеллектуального типа осуществляется согласно международным нормам, изложенным в таких документах:

  • Всемирная конвенция об авторских правах;
  • Бернская конвенция по охране произведений литературного и художественного жанра;
  • соглашение ТРИПС;
  • международные договоренности ВОИС;
  • Директива ЕС №2001/29/ЕС от 22.05.2001г.;
  • Конвенция о защитных мерах касательно производителей фонограмм от противоправного использования и воспроизведения.

Помимо международных стандартов, действуют также отдельные российские нормы. Они содержатся во многих нормативах, включая:

Субъекты защиты

Далеко не всегда итоги интеллектуального труда принадлежат непосредственному автору. Тем не менее, именно он приобретает первоначальные имущественные права на созданные материалы и является субъектом защиты. Также в качестве субъектов авторского права выступают:Авторское право3

  • лица, в адрес которых передано исключительное право на воспроизведение и использование контента;
  • компании и организации, которые заказали автору произведение за отдельную плату;
  • заказчики творения, созданного согласно предварительно заключенным договоренностям;
  • правообладатели в лице различных предприятий, при условии приобретения прав у первоначального владельца;
  • наследники автора или правообладателя (устанавливается период действия уникального права).

Субъективные авторские права

Международная концепция определяет два типа субъективных авторских прав:

  1. Личные неимущественные (моральные). Они не связаны с получением прибыли, предполагают только установление права авторства, использования материалов под именем правообладателя или анонимно, исключительное полномочие на публикацию и обнародование после получения официального согласия.
  2. Исключительные. К ним относят воспроизведение материалов, обнародование контента, переработка творения, практическая реализация концептуального проекта.

В первом случае отсутствует срок действия, моральные права неотчуждаемы, передать их третьим лицам невозможно. Во втором случае действует определенный временной отрезок, в течение которого правообладатель может реализовывать свои исключительные права (на протяжении жизни автора и 50 лет после его кончины (70 лет – в России)).

Объекты

Под защиту авторства во «всемирной паутине» попадают такие объекты:

  • произведения литературного и художественного жанров, научные доклады, узкоспециализированные исследования;
  • текстовый контент с высокой уникальностью;
  • материалы аналитического характера (результаты опросов, исследований, обзоры, статистические подборки);
  • результаты видеосъемки, за исключением мероприятий общественного назначения;
  • материалы, в составе которых имеются уникальные аудиозаписи (диктофон, лекционные материалы, интервью, музыкальные композиции);
  • фотоизображения (личные снимки, авторские фото общедоступных мест);
  • контент обучающего характера;
  • изображения авторских работ (разнообразные изделия, украшения, примеры ландшафтного дизайна);
  • операционные системы, программы и приложения для компьютерной техники и смартфонов;
  • графические работы авторского происхождения;
  • дизайн сайтов и отдельных страниц, логотипы популярных сообществ, телеканалов и информационных ресурсов;
  • переработки и доработка произведений (перевод, аранжировка, аннотация и т.д.).

Обозначенный перечень является неполным, его можно дополнить прочими объектами, подлежащими защите. Более детально ознакомиться с перечнем материалов, попадающих под действие защитных механизмов можно в ст. 1259 ГК РФ.

Свободное использование произведений

Отдельные виды произведений могут использоваться совершенно свободно. К ним относят:

  • официальные документы, переводы и цитаты из них;
  • государственная символика, отличительные знаки регионального, муниципального уровня;
  • произведения народного происхождения, при условии, что на него не распространяется право авторства;
  • информационные сообщения, имеющие свободный доступ;
  • лозунги и высказывания.

Свободное использование контента предусматривается несколькими вариантами:

  1. Авторское право5Без предварительного согласования с правообладателем. Здесь ответствует плата за пользование материалом, при публикации обязательно оставляется ссылка на автора (часть 4 ГК РФ, закон 230-ФЗ от 2006 года). В рамках данного способа допускается цитирование, использование отдельных высказываний, кусков произведения, передача во временное пользование копий творения общественным организациям.
  2. Репродуцирование. Выражается в единичном копировании творения, отсутствии авторского согласия и выплаты гонорара.
  3. Материалы, имеющие открытый доступ. Публикация допускается в случае отсутствия финансовых целей, обнародовании на общественных каналах и СМИ.
  4. Вознаграждение за произвольное воспроизведение фонограмм и прочей аудиовизуальной продукции. Каждая страна устанавливает отдельные правила и принципы. В России ставка вознаграждения оценивается в 1% от полной стоимости объекта для любых средств воспроизведения (телефоны, компьютеры, СМИ, радиостанции и т.д.).

Коммерческое и некоммерческое использование контента

Использование уникального контента осуществляется по двум принципам:

  1. Коммерческое применение. Предполагает публикацию и обнародование творения с целью получения прибыли. В обязательном порядке требует согласия автора (правообладателя), если осуществляется третьими лицами. За согласие от владельца исключительных прав предусматривается соответствующее вознаграждение.
  2. Некоммерческое использование. Здесь отсутствует материальный принцип, прибыль не предусматривается. Осуществляется в целях общественного доступа к информации, свободном распространении неких сведений, относящихся к уникальному контенту.
Читайте также:   Промышленный образец как объект патентного права

Ответственность за нарушения

Законодатель предоставляет владельцам авторского контента различные методики защиты. В случае выявления нарушения предусматривается несколько вариантов наказания для ответственного лица:

  1. Гражданско-правовая ответственность. Проявляется в виде штрафа в 10-50 тыс. рублей и компенсации за незаконно обнародованные материалы в двойном тарифе от суммы, которую мог получить автор.
  2. Административное наказание. Здесь вопрос регламентируется ст. 7.12 КоАП РФ. За противоправное получение коммерческих результатов предусмотрен штраф в 1,5-2 тыс. рублей для частных лиц, 10-20 тыс. рублей – для чиновников и ответственных лиц, 30-40 тыс. руб. – для юрлиц. Аналогичные санкции применяют касательно лиц, которые присвоили авторство или навязывают создателю произведения соавторство.
  3. Уголовная мера. Согласно ст. 146 УК РФ, игнорирование авторских прав влечет за собой уголовное преследование. Наказание для нарушителя состоит из различных мер, в числе которых:
  • штрафные санкции (200 тыс. рублей или уровень дохода нарушителя за 1,5 года);
  • обязательные работы на 480 часов;
  • исправительный труд на период до 2-х лет;
  • тюремное заключение на 2 года.
В случае совершения преступления по предварительной договоренности, сговору нескольких лиц, наказание ужесточается. Штраф достигнет предельной отметки в 500 тыс. рублей, исправительные работы составят 5 лет, тюремное заключение – 6 лет.

Как узнать, можно ли использовать фото, изображение, тексты, видео или их части?

Авторское право4Ключевым принципом интеллектуальной собственности является формат: отсутствие запрета не воспринимается как разрешение (п. 1 ст. 1229 ГК РФ). Потому следует проверить наличие лицензии на контент. В случае обнаружения лицензионного сертификата, для использования произведения следует получить согласие правообладателя.

В отдельных ситуациях допускается свободное использование материалов для информирования общественности. При этом обязательно нужно делать отсылку на автора.

Что такое лицензия СС и как она работает?

С 2002 года была запущена международная лицензия СС (Creative Commons). Она представляет собой обобщенный документ, содержащий условия использования уникального контента. Учитывая различные принципы правовых систем стран мира, в каждом конкретном государстве устанавливается особая адаптация документа с применением соответствующей терминологии, пояснений.

Регулируется вопрос использования лицензий международной группой Creative Commons, подразделения которой имеются во всех государствах, где допускается использование лицензирования данного формата.

Как договориться с автором?

Вопрос договоренностей с автором решается в индивидуальном порядке, требует особого подхода. Прежде чем использовать контент, нужно получить согласие правообладателя. Выполнить ряд существенных условий, поставленных им. Они могут иметь материальный (вознаграждение за разрешение) и нематериальный (указание авторства, отсылка к владельцу) характер.

Как действует авторское право в соцсетях?

Принцип работы интеллектуальной собственности в социальных сетях ничем не отличается от стандарта. Здесь запрещено использовать аудио и видеофайлы, полученные с пиратских ресурсов, трекеров, изображения, защищенные копирайтом, копировать публикации, закрепленные за конкретными авторами.

Зачастую соцсети становятся местом нарушения авторских прав. Из-за особенностей использования ресурсов, отследить потенциальные нарушения практически невозможно. Тем не менее, в случае фиксации факта нарушения, правообладатель может отстоять свои интересы.

Как защитить автора?

Вопрос защиты авторства имеет немало тонкостей и сложностей:

  1. Авторское правоВ отдельных странах приложения для компьютера (смартфона) приравниваются к литературному творению, несмотря на ускоренное устаревание контента.
  2. Ранние творения автора подлежат защите до 150 лет, в то время как поздние – не более 70 лет после кончины правообладателя.
  3. В большинстве случаев авторское право принадлежит не создателю, а правообладателю, то есть третьему лицу (организации).

Прежде чем говорить о защите интеллектуального имущества, его нужно зарегистрировать за именем автора (обладателя прав). Регистрация предполагает предоставление доказательной базы, подтверждающей конкретное авторство.

Наиболее эффективным механизмом защиты считают технические средства, представленные в виде программных или аппаратных средств, задачей которых становится ограничение или затруднение выполнения действий с контентом.

Высокий спрос имеет депонирование, то есть фиксация авторства посредством выдачи сертификата. Данная услуга предоставляется специализированными фирмами, имеющими лицензию.

О том, как обходить подводные камни и противоречия законодательства об авторстве, рассказано в следующем сюжете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector