В бизнесе часто возникает необходимость открытия новых проектов или расширения сферы услуг компании, воплощением таких предпринимательских инициатив занимаются управленцы, называемые менеджерами проекта. Существенным профессиональным отличием специалистов данного профиля является их способность к многозадачности и высокая стрессоустойчивость, поскольку запуск бизнес-процесса с нуля – это многокомпонентная задача, имеющая ограниченные временные рамки.
Требования к квалификации
Менеджер проекта (МП), иначе именуемый руководителем проекта и project manager, – человек, ответственный за выполнение проектов в соответствии с несколькими группами требований:
- в конкретный срок;
- в соответствии с особыми требованиями к качеству;
- в рамках выделенного бюджета или иных ресурсов.
Руководитель назначается по решению организации-исполнителя. По итогам деятельности специалистов и самого менеджера необходимо выполнить проект и удовлетворить требования заказчика, работодателя и команды исполнителей. Итоговые цели могут быть различны – запуск новой программы, бизнеса, точки продажи, выпуск журнала, строительство объекта и т.п.
Специалист, отвечающий за открытие, планирование, реализацию и управление сразу в нескольких проектах, называется менеджером портфеля проектов. У него более широкие права и обязанности, более высокая должность в иерархии управления. Его функционал заключается в мониторинге каждого проекта и проверке его соответствия цели организации для соблюдения общей концепции и плана оптимизации работы компании.
Ответственность данного специалиста крайне высока, поскольку именно он отслеживает рабочий процесс и отвечает за конечный результат.
Найти рабочее место такой специалист может в разных секторах:
- IT-сфере;
- строительстве и производстве;
- финансовом секторе;
- организации мероприятий.
Термин «project manager» образовался в сфере информационных технологий, поскольку именно здесь высокая потребность в управленцах. Преимущественно руководитель проекта нужен в крупных бизнесах, при выполнении больших заказов. В маленьких компания специалист может совмещать дополнительно и функции рядового работника. Причем такой специалист может работать не только в офисе – менеджеры проектов нужны и на фрилансе (в таком случае большая часть взаимодействия ведется в интернете).
Стандарт ассоциации IPMA (членом которой является Россия) содержит более 40 компетенций в разных группах деятельности:
- технической;
- поведенческой;
- консенсуальной.
Ассоциация управления проектами “СОВНЕТ” ввела свой стандарт НТК, в котором акцент сделан на личных компетенциях и лидерских качествах руководителя.
Содержание должностной инструкции
Должностные обязанности руководителя проекта меняются в зависимости от:
- сферы и специфики работы заказчика;
- установленных сроков работы;
- количества исполнителей.
Взаимодействие протекает с несколькими сторонами:
- заказчиком;
- локальным руководством;
- исполнителями.
Наиболее общие задачи:
- ведение проекта – контроль качества, минимизация рисков, соблюдение сроков, объема процессов и соответствия бюджету;
- сбор и обсуждение требований к проекту, анализ потребности заказчика и потенциальных покупателей в продукте и его отдельных составляющих/опциях;
- постановка целей и задач перед каждым специалистом в команде, при необходимости – делегирование полномочий;
- выработка и утверждение решений по проблемным и сложным ситуациям (менеджер играет роль стратега в команде);
- построение качественной коммуникации с заказчиком, строгое следование тайм-менеджменту;
- разработка последовательного плана дальнейших работ и финансовых трат;
- совместная работа с заказчиком – отчеты и обсуждение планируемых действий, согласование плана работ, сроков, сметы, анализ критики и пожеланий;
- руководство командой специалистов, отвечающих за проект, кадровое обеспечение команды или участие в подборе сотрудников для реализации задачи, исходя из актуальных потребностей проекта;
- организация совещаний, брифингов коллектива исполнителей;
- формирование проектной и технической документации (техзадания, календари, требования, финансовые отчеты и пр.), осуществление контроля документации по проекту.
Всю работу руководителя проекта можно свести к 6 этапам, за выполнение которых он несет ответственность.
Этапы работы:
- Утверждение концепции проекта, издание официального решения о его запуске.
- Планирование и подготовка к выполнению проекта.
- Выполнение ранее определенных работ в соответствие с планом и сроками.
- Проверка и составление отчетности об итогах каждого этапа работ.
- Закрытие проекта, его сопровождение, передача всей проектной и технической документации.
- Отчет о проведении проекта согласно всем требованиям, включая обязанность аргументировать как протекала работа над ним, какие цели были достигнуты.
[docs]
Деятельность project-менеджера делится на две составляющие:
- выполнение мелких ежедневных задач;
- контроль за работой команды в целом, координация исполнителей.
Его обязанности и права могут быть расширены за счет предоставления специалисту задач менеджера по продажам:
- поиск клиентов, потенциальных покупателей итогового продукта;
- составление коммерческих предложений;
- ведение переговоров с покупателями и потенциальными партнерами;
- участие в заключение договоров, проведении тендеров и т.п;
- контроль и ведение постпроектного сопровождения.
Следовательно, выполнять такую работу сможет только активный и коммуникабельный человек.
Основные обязанности
Менеджеру проекта нужны лишь базовые, универсальные знания, касающиеся определенной отрасли. Гораздо важнее понимание бизнес-процессов и юридической составляющей работы, нежели осведомленность в узконаправленных темах и областях. Понимание деталей гораздо важнее для исполнителей. Приоритетная цель – контроль бесперебойной работы каждого, кто участвует в проекте.
МП отбирают тщательным образом. К такому специалисту предъявляют ряд требований:
- Наличие необходимых знаний, отвечающих профилю работы компании, рынку и проекту. Как минимум, могут потребовать Диплом о высшем образовании. Более весомым будет наличие сертификата международного стандарта – IPMA (IPMA-СОВНЕТ) или PMI.
- Чаще всего – опыт работы (минимум от 1-3 лет) в компании, специализирующейся на выполнении определенных работ (строительстве, IT и пр.).
- Готовность к выездам, постоянному общению с заказчиками и исполнителями.
- Навыки управления проектными командами, коммуникативные навыки. Плюс, понимание основных принципов управления проектами (PMI и т.п.).
- Умение качественно формировать документальное обеспечение проекта.
В ряде проектов могут предъявляться особые требования – знание иностранного языка, умение работать с представителями другой культурной среды и т.п. Полезно владеть технологиями SVN и JIRA.
Поскольку часть работы связана с оформлением и ведением документов, то МП нужно уметь работать с MS Office, 1C, Google Docs и другим софтом, с которым работает его компания и заказчик.
Среди методик управления проектами стоит ознакомиться с:
- методиками экстремального проджект-менеджмента;
- Waterfall.
Сложность работы состоит в том, что к менеджеру приходят с вопросами исполнители разного профиля в рамках одного проекта. Штатные ситуации, как правило, нестандартны, поэтому специалисту необходимо решать вопросы различных компетенций. Поэтому такой специалист зачастую задерживается на работе и уходит последним, а то и работает сверхурочно. Следовательно, проектный менеджер испытывает постоянный стресс и должен оперативно действовать в любых условиях.
Коммуникативные навыки, а именно умение общаться, работать в команде и вести переговоры – обязательное требование к соискателю на этапе приема на работу в качестве МП. Коллективы исполнителей обычно насчитывают более 5 человек, поэтому кандидат, предпочитающий изолированный режим труда на эту должность не подойдет.
Специалисту придется находиться на постоянной связи с заказчиком, уметь отстаивать свою точку зрения, договариваться. Плюс, управленец должен владеть навыком тайм-менеджмента, обладать стрессоустойчивостью. Ведь задача МП – посмотреть на проблему с разных точек зрения и в сжатые сроки принять правильное решение.
Зарплата МП зависит от его квалификации и размеров проекта. В среднем, она колеблется в пределах от 20 000 до 150 000 рублей. Плюс, система оплаты всегда дополняется бонусами, премиями и процентами с продаж при достижении определенных условий (сдачи проекта раньше времени, превышения установленных критериев качества и пр.), благодаря чему итоговый заработок ожидаемо выше заявленного.
Анализ основных профессиональных качеств специалиста в указанной сфере произведен в следующем видео.
Работа project-менеджера довольно перспективна, поскольку возможен карьерный рост до топ-менеджмента, советника гендиректора или специалиста, отвечающего за разработку стратегических целей компании. Потребность же в высококвалифицированных проектных менеджерах высока, поскольку такой специалист значительно экономит бюджет. Чем больше проектов будет выполнено, тем весомее будет портфолио кандидата и тем выше шансы получить должность.
Следовательно, работа менеджером проекта – интересная и высокооплачиваемая, но сложная деятельность, требующая множества навыков и знаний, ответственности и психологической устойчивости. Это не узконаправленный работник – такому специалисту нужно непрерывно развиваться и круглосуточно общаться с большим количеством людей, быть многозадачным. МП – это и лидер, и «командный игрок» одновременно.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2018.07.16АкцизыНалоговый период по акцизам в законодательстве РФ
- 2018.07.15Должностные инструкцииМенеджер проектов – должностная инструкция, функции и обязанности
- 2018.07.15Рабочее времяПриказ об изменении графика работы и сменности сотрудников
- 2018.07.15Трудовая дисциплинаОтстранение сотрудника от работы за непрохождение медосмотра – основания и порядок