Содержание статьи
- Что такое учет трудовых книжек
- Необходимость ведения
- Нормативные акты
- Правила и порядок заполнения
- Требования к заполнению
- Кто заполняет журнал
- Как прошить книгу учета
- Печать или пломба
- Особенности подписания документа
- Ответственность и штрафы за отсутствие журнала учета трудовых книжек и вкладышей
- Где происходит регистрация трудовых книжек
- По какой форме ведется документ
Трудовая книжка есть у каждого работника, оформленного официально. Во время исполнения им трудовых обязанностей этот документ находится у работодателя и подлежит учету. Как проводится это мероприятие, и что представляет собой журнал учета трудовых книжек?
Что такое учет трудовых книжек
Есть несколько действий, которые работодатель вправе совершать с трудовыми книжками подчиненных сотрудников:
- Прием документа от работника, который вновь принят на работу.
- Заведение новой книги при ее отсутствии или потере.
- Внесение записи о характере работы, выполняемой сотрудником, а также о переводе, награждении.
- Хранение трудовой книжки в специально предназначенном месте в целях предотвращения порчи и хищения.
- Написание информации об увольнении сотрудника.
- Выдача трудовой бывшему сотруднику или его представителям (если работник умер).
Есть несколько пунктов, которые включает учет движения трудовых книжек на предприятии. Они актуальны даже несмотря на то, что в действующих нормах законодательства четкие определения отсутствуют:
- регистрация документов, принятых от работников, вновь устроившихся на службу;
- регистрация вновь заведенных трудовых для молодых специалистов;
- фиксация факта нахождения книжки на руках у работодателя;
- отражение того факта, что книжка выдана сотруднику в ходе прекращения действия трудового договора.
Необходимость ведения
Согласно общему порядку, установленному в законодательных нормах, во время прихода сотрудника на рабочее место он отдает трудовую книжку в отдел кадров. После этого работодатель вносит в документ соответствующую запись, подтверждающую факт приема в штат. Если ранее специалист нигде не работал, работодатель заводит на него трудовую книжку, а потом заполняет ее.
В соответствии с действующими законодательными нормами каждый работодатель обязуется учитывать сданные сотрудниками книжки, что прописано в п. 40 Правил ведения и хранения трудовых книжек, которые были утверждены в рамках Постановления Правительства РФ №225 от 16 апреля 2003 года.
Нормативные акты
Согласно ст. 66 ТК РФ, работодатель обязуется вести строгий учет трудовых книжек, принадлежащих наемным сотрудникам. В Постановлении Правительства РФ №225 сказано, что немаловажную роль играет изготовление трудовых и снабжение ими работодателей. В соответствии с этими правилами в организации должны вестись следующие документы:
- Приходно-расходная книга, в которой осуществляется учет бланков и вкладышей. Ведение осуществляется силами бухгалтерии. В документе прописывается число принятых бланков и отпущенных экземпляров.
- Книга учета движения заполняется специалистами отдела кадров предприятия.
Форма, которой должны соответствовать эти документы, установлена в рамках Инструкции по заполнению трудовых книжек.
Правила и порядок заполнения
Документ должен содержать информацию обо всех перемещениях книжек, принадлежащих специалистам. В настоящее время принято применять унифицированный шаблон этого журнала, утвержденный Постановлением Минтруда России №69 от 10 октября 2003 года. В этой же бумаге содержится детальная инструкция по оформлению трудовых.
Типовой шаблон состоит из 13 граф. Именно их должен заполнять работодатель при любом перемещении документа. Стоит рассмотреть порядок внесения информации в них пошагово:
- графа 1 содержит хронологический (порядковый) номер документа, подлежащего регистрации;
- графы 2, 3, 4 нужны для указания даты, в которые конкретная книжка поступила к работодателю;
- в графе 5 специалист по кадрам указывает ФИО работника целиком;
- в графе 6 фиксируется номер и серия документа;
- в графе 7 происходит отражение данных о должности владельца трудовой;
- в графе 8 включена информация о структурном подразделении;
- в графе 9 отражаются реквизиты документа, свидетельствующего о закреплении сотрудника в штат;
- в графе 10 проставляется подпись кадрового специалиста;
- в графе 11 информация указывается только при отсутствии трудового стажа, в ней указана полученная от работника сумма;
- в графы 12 и 13 вносится информация в случае, если работник решил уволиться, и книжка возвращается владельцу.
[docs]
Требования к заполнению
В п. 41 Правил, посвященных заполнению журнала учета трудовых книжек, указано, что листы книжки нумеруются и вкладыши также получают порядковые номера. Все элементы трудовой книжки шнуруются, заверяются подписью руководителя, скрепляются печатью или пломбой.
Ответа на вопрос о прошивке этот документ не содержит. Однако в любом случае кончики шнура должны быть свободными, чтобы провести опломбирование или установить печать.
Кто заполняет журнал
Заполнением документа занимается специалист, работающий в кадровой службе. Это может быть главный кадровик, его подчиненный, а также любое уполномоченное лицо.
Как прошить книгу учета
Прошивка книги способствует ее эффективной защите от всевозможного вредительства и изъятия листов со стороны недобросовестных наемных сотрудников. Процедуру должен выполнять строго ответственный и компетентный работник отдела кадров или другой службы, ответственной за ведение документа. Порядок действий следующий.
- На книге делаются проколы в количестве 2-3 штук. Для этого может использоваться шило или дырокол.
- Действовать нужно аккуратно, слева на книге, на ее полях.
- Расположение отверстий должно быть ровным, чтобы они шли как будто в линейку.
- Затем в них продевается нить, а листы скрепляются.
- Концы нитки при этом выводятся не в область титульного листа, а на обратную сторону, внутрь, к задней обложке.
- На них впоследствии ставится пломба или печать.
Дополнительная инструкция по прошивке представлена ниже на видео.
https://www.youtube.com/watch?v=HlDWYx9-6_c
Печать или пломба
Печать является сложной, т. к. в ней присутствуют очевидные недостатки: проблемы в изготовлении, большой объем, хрупкость. Тип пломбы, используемый на практике, с точки зрения законодательства не установлен. Поэтому ответственный специалист может выбрать тот вариант, который подходит ему больше всего. Основная цель применения пломбы заключается в обеспечении защищенности документа от доступа сторонних лиц.
Наиболее простой способ оформления документации – бумажная пломба. Ее использование подразумевает закрепление и приклеивание концов нити посредством маленького листа бумаги, проставление печати. Поскольку книга будет фактически применяться в течение продолжительного времени, можно использовать иные варианты пломбы, например, из пластика, металла, пленки.
Особенности подписания документа
Окончательная (завершающая) подпись проставляется именно силами руководителя организации, а не кадровика. Документ должен включать следующие сведения:
- количество листов;
- должность лица, подписавшего документ;
- его подпись, ФИО.
Ответственность и штрафы за отсутствие журнала учета трудовых книжек и вкладышей
Отсутствие на предприятии используемого документа карается начислением штрафа, которым выражается административная ответственность, предусмотренная ст. 5.27 КоАП РФ.
Государственные инспекторы по труду особое внимание уделяют изучению этого документа. Поэтому если в ходе проверки будут обнаружены погрешности, это станет поводом для начисления штрафа. Во избежание негативных последствий в виде наказаний работодатель должен соблюдать все нормы законодательства РФ и вести книги правильно.
Где происходит регистрация трудовых книжек
В качестве базового инструмента контроля этой документации выступает книга учета. На практике она имеет альтернативное название – регистрационный журнал или реестр. Важность и необходимость ее ведения предусмотрена в п. 49 Правил.
Ознакомиться с особенностями формы документа можно в Приложении №3, оформляемом к Инструкции. Все действия, связанные с трудовыми книжками, должны осуществляться исключительно ответственным лицом, которое назначается для этих целей специально на основании приказа руководителя.
По какой форме ведется документ
Данная учетная книга оформляется и заполняется в соответствии с формой, которая утверждена Постановлением Минтруда России №69 от 10.10.2003. Работодатель имеет право на самостоятельное изготовление журнала учета с использованием собственных предпочтений. Также можно приобрести готовый бланк, распечатанный в типографии.
Наниматель имеет право самостоятельно решать, как организовать учет. Он должен руководствоваться личными возможностями и предпочтениями. Главное, о чем следует помнить – соответствие журнала форме, установленной на законодательном уровне. Немаловажную роль играет соблюдение требований к заполнению, которые установлены нормами действующего законодательства.
Таким образом, ведение журнала учета трудовых книжек – обязательное мероприятие, производимое кадровыми специалистами всех организаций, по определенным правилам.
Как организовать хранение и учет трудовых книжек? Ответ – ниже на видео.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются