Содержание статьи
Упрощенный режим налогообложения позволяет налогоплательщикам вести учет и заполнять отчетную документацию в более простой форме, чем при использовании ОСНО и ЕНВД. Как выглядит налоговая декларация по УСН за 2019 год, каковы правила ее заполнения, и произойдут ли какие-либо изменения в этом направлении в 2020 году?
Место, сроки и способы сдачи
Приносить документ нужно в налоговую службу по месту регистрации индивидуального предпринимателя (по факту – место его прописки). Если налогоплательщиком является организация, подача документов осуществляется на территории ее юридического адреса. Сдача производится раз в год. Для ООО срок до 31 марта, для ИП – до 30 апреля. При выпадении этих дней на выходные и праздники сроки переносятся на ближайший рабочий день.
Налогоплательщики, утратившие право на применение УСН в связи с п. 4 ст. 346.13 НК РФ, обязуются предоставить отчетность не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Подать документацию в налоговую службу можно в электронной форме, а также путем личной явки или через доверенное лицо. Еще один распространенный способ – предъявление документа почтой с использованием ценного письма и описи вложения.
В последнее время разрабатывается все большее количество специальных облачных служб, позволяющих легко вести учет и осуществлять начисление заработной платы.
Структура, бланк и образец декларации
Документ имеет простую структуру. Он требует заполнения следующих страниц и разделов:
- Титульный лист. Это описательная часть, включающая в себя обобщенные данные о налогоплательщике. В частности, его полное наименование, код ИНН, ОКВЭД, период, за который предоставляется отчетность, всевозможные кодовые обозначения.
- Раздел 1.1. Содержит несколько строчек по расчетным данным. В нем начинаются мероприятия по проведению всевозможных подсчетов по доходам/расходам/налогам. Так, по кодам 010, 030, 060, 090 указывается ОКТМО. В 020 отображается итог по вычислению между 130 и 140. В 040 указывается итоговый параметр между 131 и 141, 020.
- Раздел 2.1. В верхней части прописывается ИНН и КПП. В строчке 102 указывается код, связанный с наличием наемных работников. В графы 120-123 записываются налоговые ставки. В строчки 140-143 вносятся размеры полагающихся вычетов.
- Раздел 1.2. В самой верхней части отображается ИНН, КПП. Немаловажную роль играет указание порядкового номера листа. В 010, 030, 060, 090 вносятся данные по коду ОКТМО. Можно заполнить только 010. В 020 указывается значение из 270 прошлого раздела. В 040 вписывается разность 271-020. В 070 используется равенство: 272-020-040+050. В строке 100 отображается налоговая сумма, подлежащая доплате.
- Раздел 2.2. Порядок остается тем же: в верхней части прописывается порядковый номер листа, КПП, ИНН. В кодах 210, 211, 212, 213 отображаются суммы поступлений по нарастающему итогу. В 230 отображается величина убытка. В 260, 261, 262, 263 прописываются ставки налога.
- Раздел 3. Графа 1 содержит данные по кодам средств. В 2 и 5 указывается дата, в которую они поступили на счета. Графы 3, 6 содержат информацию по размерам поступлений. В 4 и 7 прописываются суммы, использованные по назначению.
[docs]
Инструкция по заполнению с разными объектами налогообложения
Порядок, в котором основные данные вписываются в документ, утвержден в рамках Приказа ФНС России №ММВ-7-3/99@ от 26 февраля 2016 года. Для каждого объекта налогообложения и базы предусмотрен индивидуальный принцип проведения расчетов.
Доходы
В разделе 1.1 есть разграничения в соответствии с отчетными периодами, в качестве которых выступают кварталы. В каждом прописывается код ОКТМО. Сумма уплачиваемого сбора по кварталам отображается в строчках 020, 040, 070, 100. Далее составляется таблица, в которую заносятся следующие данные:
- период времени, за который происходит предоставление отчетности;
- доход в рублевой валюте;
- количество перечисленных страховых взносов;
- сумма налогового обязательства (6%).
Заполнение декларации производится с учетом базовых данных. Действуют следующие принципы:
- в первом квартале налоговая сумма, составляющая 6%, должна быть уменьшена на величину страховых взносов (однако она не должна превышать 50%, в соответствии с п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ);
- по итогам последующих кварталов происходит уменьшение расчетного показателя на величину авансов, которые были перечислены по налогу.
Это далеко не единственный способ расчета налоговых отчислений. Есть еще несколько вариантов.
Доходы минус расходы
В этом случае происходит изменение налогооблагаемой базы и алгоритма расчета. Во внимание обязательно принимаются затраты. А определение налога производится, исходя из разницы между доходами и расходами. Расчетные мероприятия по сумме взноса производятся в разделе 1.2, итоговые данные прописываются в ч. 2.2, т. к. в строке 2.1 отображаются суммы затрат, которые были понесены. В таблице указываются следующие данные:
- период отчета;
- доход (сумма по сведениям КУДИР и строки, относящейся к разделу 2.2);
- расходы (происходит аналогичная разбивка, как и по доходам);
- налоговая база (в первом случае указывается сумма в графе с 2 по 4, во втором – строки раздела 2.2);
- сумма налога (15%) – отображается посредством произведения графы 6 и 155 или строк раздела 2.2.
На базе полученных расчетных сведений происходит заполнение раздела 1.2.
Нулевая
Вне зависимости от того, ведется субъектом деятельность или нет, предоставление в ИФНС декларации осуществляется в обязательном порядке. При отсутствии прибыли и расходов сдается нулевая декларация (если в государственных реестрах отсутствует официальная запись о прекращении деятельности). Заполнить его несложно. Титульный лист оформляется с перечислением всех реквизитов, как и в классическом варианте. Что касается расчетных листов, в них проставляются нули. В остальных полях (там, где должны быть суммы) прописываются прочерки.
Отличия в составлении для ИП и ООО
Поскольку порядок заполнения декларации пребывает в зависимости не от формы ведения предпринимательской деятельности, а от выбранного налогового режима, различий для ИП и ООО в процессе заполнения декларации по УСН в 2019 году не было. В 2020 году никаких изменений в этом направлении также не предвидится. Единственный нюанс заключается в том, что индивидуальные предприниматели указывают свое ФИО, а организации – наименование. Как правило, суммы издержек у компаний выше, поэтому и налоги, соответственно, больше.
При переходе с ОСНО
Переход на упрощенную систему налогообложения кажется привлекательным для многих индивидуальных предпринимателей и организаций. Основной вопрос, возникающий в ходе заполнения документа при переходе с ОСНО, касается отображения НДС. Поэтому потребуется восстановление суммы входного налога, которая была принята к вычету, по всем активам, которые приобрел ИП или фирма, если ранее они не использовались в налогооблагаемых операциях. Вся сумма восстановленного сбора отображается в строчке 090 третьего раздела декларации.
О том, как заполнить декларацию в системе электронного декларирования, можно узнать ниже на видео.
Налоговый период
В ст. 346.19 НК РФ прописано, что в качестве отчетного периода при применении УСН выступает квартал, полугодие или 9 месяцев. Что касается налогового периода, при любых обстоятельствах он равен календарному году. В общем случае подача декларации осуществляется упрощенцем не позднее 31 марта для ЮЛ или 30 апреля для ИП. В титульном листе присутствует поле «код налогового периода», в котором прописывается «34», что означает один год. А в следующем поле «отчетный год» указывается период подачи отчета.
Программы для постановки отчета
Упрощенцы вправе воспользоваться специализированными программами, способствующими сокращению временных затрат на заполнение документации.
- БухСофт «Упрощенная система». Она является лучшей, поскольку идеально подходит для ЮЛ, ИП, вне зависимости от направления деятельности. Для улучшения работы происходит постоянное обновление. Даже в классической версии предусмотрен набор базовых опций – возможности ведения книг, составления отчетов, учета поступлений и затрат, зарплаты, страховых выплат.
- «ИП УСН». Софт является бесплатным и используется преимущественно ИП со ставкой 6%. Есть возможность ведения кассовых операций, подготовки отчетности, календарей, книг, расчетов. Предусмотрен справочник с подсказками.
- «Бизнес Пак». Данная программа также бесплатная и идеально подходит для небольших организаций и частных бизнесменов. Принцип создания документации идентичен программе «1С».
- «Сибус». Программа условно бесплатная и позволяет вести бухучет, работу с первичной документацией, формирование и выгрузку деклараций, отчетов. Но ее полноценная работа доступна лишь на протяжении месяца.
Таким образом, процедура заполнения документа является достаточно простой и понятной. Индивидуальный предприниматель или организация могут действовать несколькими способами.
Пошаговая инструкция по заполнению представлена ниже.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются