Как внести изменения в должностную инструкцию

Должностная инструкция представляет документ организационно-правового характера. В нем прописываются основные задачи, возлагаемые на сотрудников организации, их права и обязанности, требования к сотрудникам, а также возлагаемая на них ответственность. В документе содержатся предписания относительно того, что организация ожидает от подчиненных.

Как внести изменения в должностную инструкцию

Она в соответствии с законом не относится к документам, составлении которых является необходимым. Она может отсутствовать в организации, последнее не влечет никаких санкций для работодателя. Цель документа — сделать взаимодействие работника и работодателя более удобным.

Должностная инструкция выполняется в виде отдельного документа либо включается в трудовое соглашение с работником. Рекомендуется выбор в пользу отдельного документа, так как в таком случае внесение правок будет происходить существенно легче.

Если инструкция входит в качестве компонента в трудовой договор, то любое вносимое в нее изменение рассматривается как изменение самого договора. В этом случае надлежащий порядок существенно.

Можно ли вносить изменения

Работодатель имеет право в общем случае вносить изменения в должностную инструкцию. Данный документ является локальным правовым актом в организации, и правки допускается вносить именно ему.

Установлено, что у работодателя отсутствует право односторонним образом вносить изменения в нормы, которыми регулируется трудовая функция работников. Работодатель вносит поправки в такие положения исключительно на основе двустороннего соглашения, заключенного с работником в письменной форме.

Если работодатель все же изменит должностную инструкцию по своей воле, не получив разрешения работника, то ее нормы не будут применяться по отношению к сотруднику.

Особым случаем является отказ работника согласиться с внесением изменений. В такой ситуации осуществление правки документа, если он затрагивает его должностные функции, не допускается.

Образец приказа

Юристы расходятся во мнении относительно допустимых действий работодателя. Некоторые считают, что руководство предприятия в таком случае имеет право расторгнуть трудовые отношения сотрудника. Это производится на основании нормы, которая дает право прекратить действие трудового договора в том случае, когда в него вносятся изменения, которые ведут к отказу сотрудника от работы.

Другие правоведы полагают, что право на подобное расторжение договора существенно ограничивается, когда речь идет о правках, затрагивающих функции, выполняемые сотрудником.

В подобной ситуации у работодателя есть право только оформить акт, который фиксирует отказ работника принять изменения инструкции. Требуется, чтобы акт своими подписями удостоверили, по меньшей мере, три сотрудника организации.

После этого работник продолжает трудиться в организации, в его отношении действует инструкция в прежней формулировке. Он подчиняется локальным правовым актам, на которых стоит его подпись. Продолжает действовать в его отношении и трудовой договор. Сам сотрудник не рассматривается как совершивший дисциплинарное нарушение, санкции в его отношении не применяются.

Существует мнение, согласно которому внесение правок не меняет условий непосредственно трудового договора. Поэтому на их взгляд у работодателя имеется право делать такие правки, в которых он заинтересован.

Правила оформления

В трудовом законодательстве отсутствуют точные предписания относительно того, каким образом вносить изменения в должностную инструкцию. Оговаривается только, что изменять условия труда для работника не допускается без его согласия. По этой причине компания устанавливает собственный порядок внесения изменений в данный документ собственным локальным правовым актом.

Образец трудового договора

При установлении порядка внесения правок следует принимать в расчет:

  • входит ли инструкция в трудовой договор непосредственно или нет, в первом случае внести в нее правки заметно сложнее, чем во втором, поскольку трудовой договор защищен от изменений;
  • тип вносимых изменений, предусматривают ли они обновление существенных условий договора между предприятием и работодателем.

Оформление поправок может быть выполнено двояко. Если их размер относительно невелик, то это осуществляется посредством издания приказа. При этом поправки включаются в приказ в виде текста.

Если они велики по размеру, руководитель или лицо, которому это поручено, составляет отдельный документ. В нем устанавливается факт принятия поправок и описываются все надлежащие детали. Сами поправки присоединяются к приказу в форме приложения.

Оговаривается, что при принятии поправок, влияющих на статус сотрудника на предприятии, требуется известить его о соответствующем факте за два месяца до того, как поправки вступят в силу. Работодатель обязан направить сотруднику извещение об этом, которое сотрудник должен подписать.

Пошаговая процедура

Пошаговая процедура внесения работодателем изменений в должностную инструкцию включает:

  • устное извещение сотрудника о разработке поправок;
  • составление новой инструкции работодателем либо формулировка вносимых в нее изменений;
  • утверждение документа с новыми формулировками либо только текста поправок, на этот предмет руководитель компании издает отдельный приказ;
  • вручение сотруднику письменного уведомления о принятии новой инструкции или поправок к документу за два месяца до ее вступления в силу;
  • ознакомление сотрудника с документом в новой формулировке либо с появившимся в нем правками, такой факт ознакомления работник удостоверяет собственной подписью;
  • составление к трудовому договору дополнительного соглашения (в двух экземплярах), в котором оговаривается, что сотрудник получает права и обязанности согласно новой редакции;
  • подпись обоих копий документа работодателем и сотрудником;
  • предоставление сотруднику одного экземпляра соглашения;
  • проставление работником на втором экземпляре, отходящем работодателю, надписи о том, что он свой экземпляр получил, и подписи.

Данная процедура действует для тех случаев, когда поправки относятся к обязательным условиям договора. В ситуации, когда модификации подвергаются дополнительные условия трудового соглашения, можно не извещать сотрудника заранее об их подготовке.

Всегда ли нужно вносить изменения

Внесение изменений носит необязательный характер в силу того, что сама должностная инструкция носит аналогичный характер. На предприятии не требуется ее обязательного наличия, это подразумевает, что и правки в документе можно не делать.

Образец уведомления

Так, в настоящее время все более широко используются профессиональные стандарты, в которых предусмотрены требования к представителям отдельных специальностей. Также эти требования включаются в Единый тарифно-квалификационный справочник.

Однако, несмотря на возрастающую роль этих документов, они также не носят общеобязательного характера. Как ЕТКС, так и профстандарты представляют рекомендательные документы. Вследствие этого менять положения должностной инструкции, если они не соответствуют содержанию данных документов, не обязательно.

О том, как составлять и вносить изменения в должностные инструкции, можно узнать из видео.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных