Содержание статьи
Зачастую сотрудники тех или иных организаций вынуждены выезжать по делам в связи с исполнением трудовых обязанностей. Это относится к торговым представителям, сервисным инженерам, курьерам, водителям и прочим сотрудникам.
В рамках Трудового кодекса предусматривается два определения таких поездок – командировки и разъездной характер работы. Речь пойдет именно о втором понятии.
Законодательные акты на 2020 год
Для изучения законодательства, касающегося разъездного характера работы (далее – РХР), следует обратиться к определенным документам.
- Постановление со стороны государственного комитета по труду «Об утверждении положения, связанного с выплатой надбавок лицам, имеющим разъездную работу»;
- Приказ «Об организации и оформлении командировок»;
- Приказ МВД РФ «Об организации командировок сотрудников МВД».
Согласно общему определению, к таким работникам могут быть отнесены лица, регулярно отправляющиеся в поездки в пределах территории обслуживания, а также сотрудники, которые выполняют рабочие обязанности на большом расстоянии от офиса компании.
О том, какие именно профессии относятся к этому термину, в законодательстве ограничений не имеется.
Определение и характеристика
Разъездной характер работы – это такой тип занятости, который подразумевает регулярные поездки в другие населенные пункты. Чтобы понимать его отличия от простых командировок, следует рассмотреть несколько аспектов.
- В случае командировки поездки носят эпизодический характер, в то время как при РХР работа связана с постоянными командировками.
- Если рассматривать характер работы, то в РХР речь идет о выполнении трудовых функций, а, отправляясь в командировку, специалист лишь выполняет распоряжение своего работодателя.
- Что касается оплаты, то в рассматриваемой ситуации она обеспечивается на основании трудового договора по окладу, тарифной ставке и прочих особенностей. В случае командировки оплачивается сумма среднего заработка.
- Документооборот при разъездном характере работы может быть установлен строго по распоряжению работодателя. Если же речь идет о командировке, в качестве обязательного пункта выступает составление приказа.
- Способы оплаты тоже различаются. При РХР их возврат производится по предоставленным документам и посредством установленной надбавки. А при командировках – только на основании предоставленной документации.
Если в организации работают сотрудники, которые все время куда-то выезжают, работодатель обычно ставит перед собой несколько задач:
- закрепление такого типа трудовых отношений в рамках трудового договора;
- компенсация работникам расходов в соответствии с законодательными нормами.
Таким образом, существует несколько различий между рассматриваемыми понятиями, и важно обязательно принимать их во внимание.
Как правильно заключить трудовой договор
Согласно ст. 168 Трудового кодекса РФ, определяются порядки возврата затрат, которые связаны со служебными поездками, а также перечни должностей, устанавливаются в рамках коллективного договора.
Чтобы проверяющие органы не задавали лишних вопросов по поводу учета расходов, рекомендуется предусмотреть несколько нюансов:
- отразить те или иные условия, связанные с разъездным характером работы, сделать это нужно в трудовом договоре (о чем свидетельствуют положения ст. 57 ТК РФ);
- утвердить список рабочих процессов, а также профессий, которые относятся к разъездному характеру, сделав это в рамках коллективного договора;
- установить строгий порядок, в рамках которого происходит документальное подтверждение поездок;
- описать размеры и порядки выплат надбавок.
Всего в рамках рабочего процесса существует несколько шагов со стороны работника и работодателя.
- Разработка и утверждение положений, связанных с разъездным характером работы.
- Закрепление РХР в рамках договора по трудовым отношениям.
- Издание соответствующего приказа об установлении РХР.
Плюсы и минусы для работника и работодателя
Для работника есть множество плюсов такого режима работы:
- возможность путешествий по разным городам и странам;
- сохранение размера заработной платы и премиальных начислений;
- покрытие всех расходов, связанных с выполнением профессиональных задач;
- укрепление физической формы и моральной устойчивости.
Также есть ряд минусов, которые обязательно принимаются во внимание:
- определенные нагрузки физического характера, сопряженные с постоянными поездками;
- отсутствие личной жизни и времени на создание семьи и быта;
- невозможность распоряжаться личным временем.
Для работодателя РХР тоже сопровождается определенными положительными и отрицательными моментами. К плюсам можно отнести следующие особенности:
- возможность делегировать полномочия на сотрудников;
- расширение географии деятельности.
Если изучать минусы, то они заключаются в следующих аспектах:
- невозможность полноценного контроля рабочего процесса;
- большие затраты на осуществление сотрудником должностных обязанностей.
Для обеих сторон есть определенные позитивные и негативные моменты. Поэтому прежде, чем устраиваться на такую должность (или устраивать сотрудника), необходимо основательно взвесить все «за» и «против».
Возмещение расходов и надбавки
Согласно ст. 168 Трудового кодекса РФ, сотрудникам, которые работают на такой должности, возмещаются все расходы, связанные с поездками. Чтобы упростить документооборот, работодателем не возмещается часть расходов, подтвержденных документально, а выдается фиксированная надбавка, размер которой указывается в локальных нормативных актах (ЛНА).
Для принятия решения о том, какой способ стоит использовать, работодателю необходимо учесть дополнительный документооборот, который приводит к увеличению расходов.
Варианты компенсации расходов:
- Возврат по документам. Данный вариант предполагает возмещение работникам расходов, которые были понесены ими фактически. Чаще всего такой вариант взаимодействия актуален в случае продолжительных поездок по службе.
- Установление соответствующей надбавки. Данный вариант используется тогда, когда сотрудник отправляется в командировки в пределах одной местности и сталкивается с расходами, которые можно предусмотреть и спрогнозировать. В законодательстве данный документ не имеет четко установленных размеров, поэтому рассмотрение его происходит в рамках ЛНА.
- Комбинированный способ возврата расходной части. Как считают многие эксперты, наиболее верным способом возврата затрат является комбинированный вариант. То есть подразумевается компенсация части затрат на базе подтверждающих документов, а остальная доля возмещается посредством надбавки для суточных расходов. Как показывает практика, именно данный вариант возмещения имеет полное соответствие положениям статьи 168.
Каждый работодатель самостоятельно выбирает порядок, в рамках которого будет происходить возмещение всех расходов.
Образец положения и приказа
Для упрощения регулирования процессов труда, связанных с разъездным характером работы, предусмотрено специальное Положение, которое установлено в законодательном порядке. Оно содержит в себе несколько обязательных пунктов:
- Наименование, дата, город (фактическое место заключения). Здесь нет ничего сложного, так и пишется «Положение о …».
- В первом пункте следует набор общих положений. Они касаются таких аспектов, как перечень должностей, относящихся к РХР, функции сотрудников и прочие нюансы.
- Далее речь идет о работниках, которые постоянно заняты на должности разъездного характера. Здесь речь идет о положениях, на основании которых определяются сотрудники с РХР, о прочих моментах, связанных с ними.
- В третьем пункте идет информация о служебных поездках таких работников. Она содержит порядки пунктов и маршрутов, а также указание детальных данных о процессе исполнения трудовых обязательств.
- Далее следует раздел, который содержит гарантии и компенсации для всех работников. В нем отображаются условия и основания, на базе которых происходит возврат денежных средств.
- После этого определяются размеры и порядки, на основании которых возмещаются расходы. Речь идет о выборе варианта возврата денег и о порядках.
- Заключительные положения, содержащие определенные выводы и итоги.
- Перечень профессий, которые работают по РХР. Далее идет информация о составителе положения и его подпись.
Положение является универсальным для многих предприятий и корректируется работодателями при необходимости.
[docs]
Какой вывод можно сделать
Таким образом, РХР представляет собой такой процесс организации труда, в рамках которого сотрудник вынужден постоянно ездить между городами и странами для непосредственного исполнения своих обязанностей.
Не стоит путать это понятие с обычной командировкой, поскольку между ними нет почти ничего общего (разные цели, задачи, исполняемые мероприятия). Регулирование РХР позволяет работодателям и работникам создать длительные надежные отношения на всех уровнях взаимодействия.
Полная информация о разъездном характере работы представлена в данном видео.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются