Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Что такое себестоимость простыми словами

Невозможно представить полноценную жизнь предприятия без изучения себестоимости создаваемого и реализуемого товара. Себестоимость – это все средства, которые были затрачены на создание и продажу продукта.

Что такое себестоимость

Понятие и виды

Понятие и виды себестоимостиСебестоимость работ/услуг характеризуется как стоимостная оценка применяемых во время создания ресурсов (материал/труд/сырье) и иные затраты, ушедших на создание и продажу.

Себестоимость определяет, сколько средств ушло на создание продукта. Себестоимость характеризуется тремя параметрами:

  1. Индивидуальная. Это когда определяются затраты на одну единицу товара.
  2. Общая. Здесь выявляются все затраты, связанные с производством товара.
  3. Средняя. Для определения данной стоимости необходимо затраты разделить на число произведенной продукции.

Есть несколько видов себестоимости:

  1. Все затраты, связанные с производством и отгрузкой объединяются понятием «производственная себестоимость».
  2. Затраты, связанные с производством и продажей, объединены в критерии «полная себестоимость». Необходимо себестоимость прибавить к коммерческим расходам. Коммерческими расходами называют затраты на рекламу, упаковочный материал, транспортировку.

С помощью уменьшения себестоимости товара возрастает прибыль и повышается рентабельность. Есть данные, с помощью которых выражается себестоимость товара:

  1. Себестоимость всего объема товаров.
  2. Затраты на один рубль имеющегося товара.
  3. Себестоимость одной единицы товара.

Затраты себестоимости делятся на два критерия: переменные, условно-постоянные. Первая категория колеблется тогда, когда меняется масштаб производства, а вторая определяется амортизацией, арендой помещения и иные затраты.

Необходимо разумно управлять затратами, выявить, на сколько правильное управление возможно, если обратиться к следующим параметрам:

  • вид и метод учета затрат, практикуемый на производстве;
  • уровень автоматизации учетно-аналитического течения на производстве;
  • статус планирования и нормирования степени операционных затрат;
  • наличие профессионалов в данной области;
  • наличие требуемой отчетности за все периоды.

Виды себестоимости

В отчете о тратах на создание и продажу продукта организации говорится об аналитическом и синтетическом учете. Чтобы иметь возможность проанализировать себестоимость, требуется располагать некоторыми данными:

  • полная первоначальная стоимость продукта в общем и по компонентам трат;
  • степень затрат на 1 рубль созданного товара;
  • первоначальная стоимость конкретных товаров;
  • иные статьи затрат;
  • затраты по центрам ответственности.

Проводя анализ, первым делом обращаются к общей сумме затрат в целом и по базовым компонентам.

Сумма затрат колеблется из-за некоторых показателей:

  • масштабы создаваемой продукции;
  • структура продукта;
  • величина переменных трат на 1 единицу продукта;
  • сумма постоянных расходов.
Если изменятся масштаб производства, то увеличатся переменные расходы. Не поддаются изменению в краткосрочном периоде постоянные расходы, но с условием того, что мощь производственной организации не изменится.

Общие показатели

Показатель применяют для выявления движения себестоимости всей продукции сравнимой и впервые освоенной. Чтобы определить этот показатель, необходимо выявить отношение первоначальной стоимости всей созданной продукции или проданной продукции к ее объему в продажных ценах с исключением косвенного налога.

Общие показатели

Показатель пользуется популярностью и используется повсеместно. Сравнивается продукция с предыдущим периодом.

На 1 рубль товарной продукции

Часть себестоимости в комплекте оптовой цены продукции, имеющая относительный показатель – это и есть затраты на 1 рубль товарной продукции. Чтобы выяснить его показатель, необходимо обратиться к формуле:

полная первоначальная стоимость товарной продукции / стоимость товарной продукции в оптовых ценах

Данный показатель находит отражение в копейках. Именно с его помощью становится ясно, какое число копеек приходится на рубль оптовой цены продукта.

Чтобы стало понятно, можно обратиться к реальному примеру. План затрат на 1 рубль продукции – 70,50 копеек.

Фактические затраты на 1 рубль продукции:

  • план выпуска – 70,10 копеек;
  • фактическая стоимость на отчетный год – 70,30 копеек;
  • фактическая ценность в утвержденном плане – 70,5 копеек.

Расчет себестоимостиДля того чтобы выявить результат отклонения, необходимо от второго показателя вычесть первый. 70,10 – 70,50 = -40 копеек.

Выходит, что по факту показатель ниже на 20 копеек. Требуется выявить влияние некоторых факторов. Для этого необходимо из планируемых затрат, пересчитанных на реальный выпуск и ассортимента продукта, вычесть затраты по плану. 70,30 – 70,10 = 20 копеек.

Получается, что изменилась структура продукции, поэтому анализируемое значение снизилось. Это произошло, так как возрос удельный вес наиболее рентабельного продукта, который имеет наименьшее число затрат на 1 рубль продукта.

Для выявления воздействия изменения первоначальной стоимости другого вида продукции, необходимо из фактических плановых затрат вычесть плановые затраты на момент выпуска и ассортимента продукта. 70,5 – 70,10 = 5 копеек.

Напрашивается вывод, согласно которому ясно, что снижение первоначальной стоимости некоторых видов продукции повлекло за собой снижение показателя затрат на 1 руль продукции на 5 копеек.

Материальные

Первоначальная стоимость производственной продукции имеет в себе важный аспект – материальные траты. Таковыми называют следующие затраты:

  • энергия;
  • топливо;
  • сырье;
  • полуфабрикаты;
  • материалы.

Материальные показателиВсе это требует определенных затрат. Три четверти затрат – это затраты на создание продукции. Благодаря экономии данных затрат повышается показатель прибыльности и рентабельности. Чтобы была возможность анализировать данный показатель, необходимо располагать сведениями о калькуляции себестоимости товаров (плюс еще отдельных изделий).

Сначала нужно сравнить затраты на сегодняшний день с запланированными затратами, измененными на реальный объем продукта.

Если материальные затраты были выше запланированных на 30000 рублей, тогда себестоимость продукции увеличится на такую же сумму.

Вот три причины, которые могут послужить изменению величины материальных затрат:

  • увеличение/снижение удельных затрат материалов на 1 единицу продукта;
  • увеличение/снижение заготовительной себестоимости 1 единицы материала;
  • использование одного материала, вместо другого.

Взаимодействие заработной платы и первоначальной стоимости

В определенной статье показана заработная плата сотрудников, занимающихся производством. Зарплата иных сотрудников отражается в комплексных статьях и транспортно-заготовительных затратах.

Читайте также:   Незавершенное строительство в бухгалтерском учете: анализ и счет

Зарплата сотрудников, занимающихся вспомогательным производством, включена в первоначальную стоимость следующего:

  • пар;
  • вода;
  • электроэнергия.

Эта зарплата оказывает воздействие на первоначальную стоимость продукции через статьи, в которых отражается расход энергии, воды, пара.

Взаимодействие с зарплатой

Поэтому зарплату анализируют по двум течениям:

  • это компонент затрат на производство;
  • это самостоятельная статья зарплаты производственных сотрудников.

В первоначальную стоимость не входит зарплата тех сотрудников, занятость которых непромышленная.

Разумное соотношение роста производительности труда и роста заработной платы активно способствует оптимизации первоначальной стоимости продукции. Рост этих показателей взаимосвязан, он должен быть взаимно связным, тогда создание себестоимости продукта будет оптимизированным.

Обслуживание производства и управления

К затратам по обслуживанию производства и управления имеют отношение несколько статей:

  • затраты на содержание и использование аппаратуры;
  • общепроизводственные затраты;
  • общехозяйственные затраты.

Каждый этот раздел имеет разные компоненты затрат. Анализ проводится для того чтобы снизить расходы.

Информацию для анализа можно найти в 12 и 15 ведомости. Расходы данного типа признаны переменными, ведь их результат зависит от изменения масштабности промышленности.

Особенности калькулирования и основные методы

Размер затрат на одну единицу продукта – это и есть калькулирование себестоимости. Калькуляция – это ведомость, которая отражает все расчеты на 1 единицу продукта.

Иные функции по расчету первоначальной стоимости:

  • продукция, использованная главным производством;
  • промежуточные товары, применяемые в дальнейшем производстве;
  • продукция для определения итогов работы;
  • выпуск продуктов, реализуемых на сторону.

Согласно мировой финансовой деятельности становится ясно, что калькулирование первоначальной стоимости товаров и базовые методы – это важная область, которой необходимо уделять должное внимание.

Выявление настоящей себестоимости и издержки на 1 единицу – это метод калькулирования. Методом калькулирования называют несколько приемов регулирования документирования и отображения производственных затрат, которые обеспечивают выявление реальной стоимости и нужные данные для контроля за этим процессом.

Каждая организация выбирает для себя наиболее оптимальный метод. Это зависит от технологии производства и тонкостей создаваемой продукции.

Вот что лежит в фундаменте типов методов:

  • объект калькулирования;
  • способ регулирования за себестоимостью;
  • объекты учета затрат на производство.

Хоть их и множество, но можно выделить два главных метода:

  • позаказный;
  • попроцессный.

Данные методы являются главными. Все другие методы – это подгруппы от основных способов.

Особенности калькулированияЕсли применять позаказный метод, нужно понимать, что объект калькулирования – это отдельный заказ/работа. Тогда необходимо основываться на условиях заказчика, улаживаться в сроки и отвечать всем требованиям. Стандартное время проведения – мастерская или завод, где осуществляются установленные действия.

Продолжением данного метода является поконтрактный принцип. Он требуется в тех случаях, когда на выполнения заказа необходимо потратить много времени и ресурсов. Такие заказы бывают в машиностроении, дорожном строительстве и другом. Здесь затраты рассчитываются отдельно.

Попроцессный метод применяется, чтобы установить среднюю себестоимость линейки аналогичных единиц затрат за определенное время.

Этот метод актуален в тех случаях, когда нет возможности определить затраты, так как производство шло без остановки. В качестве наглядного примера можно обратиться к нефтеперерабатывающему заводу и тонне нефти. Переработка сырья осуществляется непрерывно, и имеет одинаковые параметры каждая тонна. Не реально выявить в точных цифрах затраты на конкретные тонны, которые были переработаны.

Цена продукции, прибыль

Цена – это сумма денег, за которую продавец будет продавать товар. Получается, что цена – это коэффициент обмена определенного товара на денежные средства.

Вот что в действительности влияет на стоимость продукции:

  • состоятельность клиента на этот продукт;
  • величина спроса;
  • целесообразность продукта и его свойства;
  • издержки производства;
  • стоимость ресурсов, применимых для производства продукта.

Цена продукцииЦены имеют несколько разновидностей:

  1. Оптовая. Это цена, которую производители предлагают иным организациям.
  2. Розничная. Это та стоимость, по которой приобретает товар население. Данная цена строится из оптовой цены и торговой наценки. Наценка нужна для того, чтобы торговые организации смогли возместить свои убытки.
  3. Закупочная. Этот критерий нужен для закупки товара у колхозов, государственных/кооперативных организаций.
  4. Транспортный тариф. Здесь отображается стоимость за грузовые и пассажирские перевозки. Эти средства взимают тарифные компании.

Прибыль – это денежные накопления, которыми располагает организация. Этот показатель указывает на действенность производства, качество товара, уровень себестоимости. Чтобы узнать количество прибыли, нужно отнять от общей суммы и затрат на производство и реализацию продукции со всеми нюансами.

Прибыль создается из отрицательных и положительных элементов (разница между выручкой от реализации по ценам и полной себестоимостью).

Есть множество ключевых моментов, которые помогут снизить себестоимость. Вот 4 самых главных компонента:

  1. Грамотное эксплуатирование средств труда.
  2. Грамотная эксплуатация предметов труда.
  3. Грамотное управление производством.
  4. Внешние резервы.

Конечно, есть и другие способы снижения этого показателя: усовершенствование технологий, автоматизация учета, повышение квалификации сотрудников.

Анализ себестоимости способствует повышению уровня производства. Это очень важный процесс. Организации стремятся снизить показатель себестоимости. Для этого надо начинать экономию на всем предприятии. Результативность может не проявиться в первый месяц, на это нужно время. Но самое главное – экономия никак не должна повлиять на качество продукции. В противном случае это неоправданная экономия.

Определение производственной себестоимости продукции – в данном видео.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector