Содержание статьи
В случае приобретения организацией основного средств, например, за счет его внесения в уставной капитал, встает вопрос по начислению амортизации на него, а также отражению в бухгалтерском и налоговом учете. Сам процесс имеет ряд особенностей, которые необходимо знать и учитывать, чтобы избежать штрафных санкций.
Определение
Для начала стоит разобраться, что такое основное средство? Согласно ПБУ 6/11 и статьи 256 НК РФ, основным средством признается объект, который будет использоваться в производстве за определенную плату более чем 12 месяцев, приносить прибыль, без планируемой продажи.
Его стоимость должна составлять как минимум 40000 рублей или же показатель из учетной политики компании. В целях налогообложения прибыли и УСН основным средством признается объект стоимостью более 100000 рублей, в случае меньшей стоимости он является МПЗ.
Согласно налоговому учету, основное средство обязательно должно принадлежать компании на праве собственности.
Наиболее четко дата принятия основного средства к учету отражена в следующем определении: расчет амортизации ОС начинается с того момента, когда он становится доступен для эксплуатации по своему назначению.
Данный процесс регламентируется главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно:
- Согласно статье 258 НК РФ, срок полезного использования амортизируемого основного средства определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату его ввода в эксплуатацию.
- По статье 259 НК РФ начисление амортизации происходит не позднее 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором данный объект был введен.
- Состав аналитического учета, а именно, отражение в нем даты передачи ОС в эксплуатацию есть в статье 232 НК РФ.
- Согласно статье 254 НК РФ, в состав материальных расходов включаются затраты на приобретение инструментов, материалов и другого подобного инвентаря. Они должны отражаться по мере ввода в эксплуатацию в полной сумме.
Необходимость
Если ОС не используются в производстве или в управлении, они устаревают, изнашиваются или портятся, следовательно, стоимость актива снижается. Однако, при постановке на учет указывается его первоначальная стоимость, которая не совпадет с оценкой объекта в конце срока полезного использования. Поэтому в отношении ОС применяется такое понятие, как амортизация.
Амортизация – это систематическое снижение фиксированной стоимости основного средства. Примерами основных средств, в отношении которых используется данное понятие, являются здания, мебель, арендованное имущество и оргтехника. Единственным исключением является земля, которая не обесценивается (поскольку земля не может быть растрачена с течением времени, за исключением природных ресурсов).
Когда основные средства поступают в организацию, бухгалтер должен провести процедуры, которые подтверждают их готовность к эксплуатации. Государственные стандарты классифицируют ОС следующим образом:
- Строительные объекты: помещения, сооружения, корпуса и прочее.
- Транспорт.
- Машины и оборудование: станки, вычислительная техника, лабораторные установки, измерительные приборы.
- Инструменты и инвентарь.
- Земельные участки.
- Животные и растения, в том числе насаждения.
Без основных средств предприятие не сможет осуществлять свою основную деятельность, так как они задействованы при эксплуатации на производстве, оказании услуг, выполнении административных функций.
Проводки
Основные средства попадают в компанию разными путями: покупка, стройка, обмен, дарение, взнос в уставной капитал. Приобретенный объект ОС отражается на счете 08 бухгалтерского учета, где указываются все затраты на приобретение.
Принятие объекта ОС к учету: дебет счета 01 в корреспонденции с кредитом счета 08.
Данные действия находят отражение в следующих проводках на счетах бухгалтерского учета:
- Д.08 Кт.75-1 – вклад в уставной капитал ОС.
- Д.08 Кт.60 – принятие к учету ОС, полученных в результате обмена.
- Д.08 Кт.98 – ОС получены безвозмездно (по договору дарения).
- Д.08 Кт.60, 76, 23 – приобретение ОС, не требующих монтажа.
- Д.07, 08 Кт.60, 07, 70, 69, 10 – приобретение ОС, требующих монтажа.
- Д.62 Кт.92, Д.91 Кт.10, Д.60 Кт.62 – получение ОС по бартеру.
- Д.01 Кт.70 – получение ОС в доверительное управление.
- Д.01 Кт.80 – принятие ОС в качестве вклада простого товарищества.
Документальное оформление
Для определения готовности объекта к эксплуатации руководитель должен издать приказ о создании специальной комиссии, члены которой на основании полученных данных сделают вывод о целесообразность ввода в эксплуатацию ОС. Приказ обязательно должен быть подписан всеми членами комиссии.
Порядок ввода в эксплуатацию зависит от классификационного признака основного средства. Если объект не относится к тем активам, которые могут оказать влияние на жизнь и здоровье сотрудников, то процедура упрощается. Это относится и к мебели, офисной техники, то есть тех объектов, которые не используются в производстве, а только в бытовом плане.
В случае ввода в эксплуатацию сложного объекта ОС необходимо:
- Произвести оценку общего состояния объекта, выявить все недостатки и неисправности, оценить состояние монтажа.
- Запустить в тестовом режиме.
- Убедиться, что объект не предоставляет опасности.
- Проверить на соответствие заявленным характеристикам и наличие сопроводительной документации.
- Провести оценку качества условий для правильной эксплуатации.
Для документального отражения процесса ввода в эксплуатацию объекта основных средств в бухгалтерском учете используется форма №ОС-1 (а, б), иногда необходимый акт разрабатывается самостоятельно. Тогда документ должен будет содержать:
- Дату и номер.
- Сведения об организации, которая передает ОС.
- Данные о принимающей организации.
- Характеристику объекта основных средств.
- Такую бухгалтерскую информацию, как срок полезного использования, первоначальную стоимость и т.д.
Унифицированные бланки классифицируются следующим образом:
- Форма №ОС-1 используется в отношении любого объекта основных средств кроме построек.
- Форма №ОС-1а – для ввода в эксплуатацию зданий.
- Форма №ОС-1б – в случае использования нескольких объектов, объединенных в группы.
Акт обязательно должен быть заполнен в трех экземплярах, один из которых передается в органы Росимущества, а два других – принимающей и передающей сторонам.
[docs]
После того как все стороны ознакомились с актом и подписали его, на предприятии заводят инвентарную карточку по формам ОС-6, ОС-6а, ОС-6б или же инвентарную книгу.
Как происходит ввод в эксплуатацию ОС в 1С Бухгалтерия, можно узнать из данной инструкции.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются