Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Ввод в эксплуатацию основных средств: документальное оформление и проводки

В случае приобретения организацией основного средств, например, за счет его внесения в уставной капитал, встает вопрос по начислению амортизации на него, а также отражению в бухгалтерском и налоговом учете. Сам процесс имеет ряд особенностей, которые необходимо знать и учитывать, чтобы избежать штрафных санкций.

Ввод в эксплуатацию

Определение

Определение вводаДля начала стоит разобраться, что такое основное средство? Согласно ПБУ 6/11 и статьи 256 НК РФ, основным средством признается объект, который будет использоваться в производстве за определенную плату более чем 12 месяцев, приносить прибыль, без планируемой продажи.

Его стоимость должна составлять как минимум 40000 рублей или же показатель из учетной политики компании. В целях налогообложения прибыли и УСН основным средством признается объект стоимостью более 100000 рублей, в случае меньшей стоимости он является МПЗ.

Согласно налоговому учету, основное средство обязательно должно принадлежать компании на праве собственности.

Наиболее четко дата принятия основного средства к учету отражена в следующем определении: расчет амортизации ОС начинается с того момента, когда он становится доступен для эксплуатации по своему назначению.

Данный процесс регламентируется главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно:

  1. Согласно статье 258 НК РФ, срок полезного использования амортизируемого основного средства определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату его ввода в эксплуатацию.
  2. По статье 259 НК РФ начисление амортизации происходит не позднее 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором данный объект был введен.
  3. Состав аналитического учета, а именно, отражение в нем даты передачи ОС в эксплуатацию есть в статье 232 НК РФ.
  4. Согласно статье 254 НК РФ, в состав материальных расходов включаются затраты на приобретение инструментов, материалов и другого подобного инвентаря. Они должны отражаться по мере ввода в эксплуатацию в полной сумме.

Необходимость

Необходимость вводаЕсли ОС не используются в производстве или в управлении, они устаревают, изнашиваются или портятся, следовательно, стоимость актива снижается. Однако, при постановке на учет указывается его первоначальная стоимость, которая не совпадет с оценкой объекта в конце срока полезного использования. Поэтому в отношении ОС применяется такое понятие, как амортизация.

Амортизация – это систематическое снижение фиксированной стоимости основного средства. Примерами основных средств, в отношении которых используется данное понятие, являются здания, мебель, арендованное имущество и оргтехника. Единственным исключением является земля, которая не обесценивается (поскольку земля не может быть растрачена с течением времени, за исключением природных ресурсов).

Причиной использования амортизации является сопоставление части стоимости основного актива с прибылью, которую можно будет получить от эксплуатации.

Когда основные средства поступают в организацию, бухгалтер должен провести процедуры, которые подтверждают их готовность к эксплуатации. Государственные стандарты классифицируют ОС следующим образом:

  1. Строительные объекты: помещения, сооружения, корпуса и прочее.
  2. Транспорт.
  3. Машины и оборудование: станки, вычислительная техника, лабораторные установки, измерительные приборы.
  4. Инструменты и инвентарь.
  5. Земельные участки.
  6. Животные и растения, в том числе насаждения.

Без основных средств предприятие не сможет осуществлять свою основную деятельность, так как они задействованы при эксплуатации на производстве, оказании услуг, выполнении административных функций.

Проводки

Основные средства попадают в компанию разными путями: покупка, стройка, обмен, дарение, взнос в уставной капитал. Приобретенный объект ОС отражается на счете 08 бухгалтерского учета, где указываются все затраты на приобретение.

Читайте также:   Форма акта приема-передачи основных средств

Проводки по вводу

Принятие объекта ОС к учету: дебет счета 01 в корреспонденции с кредитом счета 08.

Данные действия находят отражение в следующих проводках на счетах бухгалтерского учета:

  1. Д.08 Кт.75-1 – вклад в уставной капитал ОС.
  2. Д.08 Кт.60 – принятие к учету ОС, полученных в результате обмена.
  3. Д.08 Кт.98 – ОС получены безвозмездно (по договору дарения).
  4. Д.08 Кт.60, 76, 23 – приобретение ОС, не требующих монтажа.
  5. Д.07, 08 Кт.60, 07, 70, 69, 10 – приобретение ОС, требующих монтажа.
  6. Д.62 Кт.92, Д.91 Кт.10, Д.60 Кт.62 – получение ОС по бартеру.
  7. Д.01 Кт.70 – получение ОС в доверительное управление.
  8. Д.01 Кт.80 – принятие ОС в качестве вклада простого товарищества.

Документальное оформление

Для определения готовности объекта к эксплуатации руководитель должен издать приказ о создании специальной комиссии, члены которой на основании полученных данных сделают вывод о целесообразность ввода в эксплуатацию ОС. Приказ обязательно должен быть подписан всеми членами комиссии.

Порядок ввода в эксплуатацию зависит от классификационного признака основного средства. Если объект не относится к тем активам, которые могут оказать влияние на жизнь и здоровье сотрудников, то процедура упрощается. Это относится и к мебели, офисной техники, то есть тех объектов, которые не используются в производстве, а только в бытовом плане.

В случае ввода в эксплуатацию сложного объекта ОС необходимо:

  1. Произвести оценку общего состояния объекта, выявить все недостатки и неисправности, оценить состояние монтажа.
  2. Запустить в тестовом режиме.
  3. Убедиться, что объект не предоставляет опасности.
  4. Проверить на соответствие заявленным характеристикам и наличие сопроводительной документации.
  5. Провести оценку качества условий для правильной эксплуатации.

Документальное оформлениеДля документального отражения процесса ввода в эксплуатацию объекта основных средств в бухгалтерском учете используется форма №ОС-1 (а, б), иногда необходимый акт разрабатывается самостоятельно. Тогда документ должен будет содержать:

  1. Дату и номер.
  2. Сведения об организации, которая передает ОС.
  3. Данные о принимающей организации.
  4. Характеристику объекта основных средств.
  5. Такую бухгалтерскую информацию, как срок полезного использования, первоначальную стоимость и т.д.

Унифицированные бланки классифицируются следующим образом:

  1. Форма №ОС-1 используется в отношении любого объекта основных средств кроме построек.
  2. Форма №ОС-1а – для ввода в эксплуатацию зданий.
  3. Форма №ОС-1б – в случае использования нескольких объектов, объединенных в группы.

Акт обязательно должен быть заполнен в трех экземплярах, один из которых передается в органы Росимущества, а два других – принимающей и передающей сторонам.

[docs]

К форме прикладывается сопроводительная документация, содержащая информацию об объекте, ею может быть акт о техническом состоянии и подобное.

После того как все стороны ознакомились с актом и подписали его, на предприятии заводят инвентарную карточку по формам ОС-6, ОС-6а, ОС-6б или же инвентарную книгу.

Как происходит ввод в эксплуатацию ОС в 1С Бухгалтерия, можно узнать из данной инструкции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector