Пошаговая инструкция по ликвидации ИП в 2018 году

Ликвидация ИП – это процедура, основной задачей которой является прекращение деятельности физического лица как индивидуального предпринимателя.

Естественно, что данная процедура является официальной, регламентируемой Гражданским кодексом Российской Федерации, а также законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», не может быть осуществима без привлечения соответственных органов.

Деятельность ИП может быть приостановлена и закрыта в следующих случаях:

  1. Физическое лицо самостоятельно принимает решение о ликвидации (причины могут быть самые разные: страх банкротства, потеря интереса к деятельности как к источнику дохода и т.д.).
  2. Смерть или признание умершим лица, на которые было зарегистрировано ИП.
  3. Несоблюдение закона в процессе деятельности и, как следствие, лишение физического лица права на осуществление предпринимательской деятельности (решение об этом выносит суд).

Предварительная подготовка к закрытию

В первую очередь перед закрытием ИП должен полностью рассчитаться с долгами, налогами, а также со своими работниками (если они присутствуют). Говоря о последних, стоит упомянуть о том, что:

  1. Сотрудники должны быть уведомлены (в письменном виде) о ликвидации предприятия не менее чем за два месяца.
  2. За две недели до закрытия после уведомления СЗН (Службы занятости населения) о процедуре должен быть произведен полный расчёт с работниками.
  3. После увольнения и расчёта абсолютно со всеми сотрудников необходимо сняться с учёта в ФСС.

Следующим шагом необходимо убедиться о наличии необходимых документов, а именно:

  • заявления о прекращении физическим лицом предпринимательской деятельности;
  • квитанции на оплату госпошлины.
На сегодняшний день стоимость закрытия ИП составляет 160 рублей.

Для того чтобы получить квитанцию на госпошлину, нужно обратиться в ФНС (Федеральную налоговую службу). Оплатить ее без комиссии возможно практически в любом банке.

Индивидуальные предприниматели получили возможность ликвидации своего статуса без квитанции. В случае её непредставления налоговые органы не имеют права отказывать в закрытии ИП. Дело в том, что инстанции могут самостоятельно запросить интересующую информацию о госпошлине.

Прекращение деятельности ИП в налоговой

Пакет документов в ИФНС можно передать самостоятельно, придя в инстанцию (не забывайте брать с собой паспорт) либо отправить его по почте. В последнем случае необходимо составить ещё один документ – опись, согласно которой посылке будет присвоен особый статус.

Ликвидация ИП в налоговых органах

Ещё один способ – это связь с налоговым органом через интернет. Достаточно зайти в свой кабинет на сайте Федеральной налоговой службы и отправить сканы соответственных документов. Через пять рабочих дней нужно ещё раз связаться с налоговой службой (в этот раз лично). Они могут попросить принести некоторые дополнительные документы (на их усмотрение), либо вы получите документ от ЕГРИП, который будет свидетельствовать о ликвидации ИП.

Оформление в Пенсионном фонде

Фактически последним шагом в закрытии ИП является уведомление Пенсионного фонда о данной процедуре. Нанести визит туда нужно через две недели после получения свидетельства о прекращения деятельности.

Помимо всех названных ранее документов необходимо предоставить:

  1. Свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
  2. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
  3. Идентификационный номер налогоплательщика.

Стоит отдельно отметить, что Пенсионному фонду необязательно предоставлять оригиналы документов. Достаточно и копии.

Ликвидация ИППосле предоставления необходимой документации, предприниматель получает на руки расчет, в котором указываются обязательные фиксированные взносы. В случае нахождения у лица долгов ему предоставляется информация о том, что их необходимо погасить в срочном порядке.

В противном случае (если предприниматель вообще не уведомит Пенсионный фонд о ликвидации ИП), то на него могут наложить санкции в виде штрафа.

В прошлом существовала необходимость предъявлять инстанциям, участвующим в ликвидации ИП, уведомление о закрытии банковского счёта ИП. Но теперь предприниматель может просто обнулить счёт, оставшиеся деньги обналичиваются либо переводятся на счёт, который указывается при оформлении заявления о прекращении деятельности.

Вся документация, как правило, хранится физическим лицом в течение последующих четырех лет после фактического прекращения деятельности.

Последовательность действий при закрытии ИП изложена в следующем видеоматериале:

Некоторые важные нюансы и особенности данной процедуры

Сложности возникают в случае закрытия ИП с долгами. Так, например, налоговые декларации, предоставляемые для Пенсионного фонда, необходимо сдать даже в том случае, если предпринимательская деятельность фактически не велась и не приносила доход. Подобным декларациям присваивается статус «нулевых». В противном случае, дело может дойти даже до судебных разбирательств.

Особое внимание стоит уделить возможному наличию кассового аппарата. В данном случае стоит написать заявление о снятии фискального отчета. Это нужно для того, чтобы снять кассовый аппарат с учета.

Помимо свидетельства о снятии с учета в налоговой службе могут потребовать:

  1. Кассовый журнал или кассовую книгу.
  2. Договор, который был заключен между физическим лицом и Центром технического обеспечения.
  3. Информацию о балансе на момент последнего отчетного периода.

После ликвидации ИП необходимо закрыть счет в банке, однако, касаясь нюансов, стоит отметить, что данная процедура во всех банках существенно различается: в одних это можно сделать разовым посещением, в других процесс может тянуться месяцами.

Важным моментом является и сохранность всех составленных документов, так как именно они смогут обезопасить в случае возникновения различного рода конфликтных ситуаций и недоразумений после закрытия ИП.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных