Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Особенности розничных сделок и формы их реализации

Розничный товарооборотДоговор розничной купли-продажи – наиболее часто используемый контракт Гражданского Кодекса РФ. Розничная продажа продукции является не просто основной формой торговли – на неё приходится самое большое количество правовых соглашений, заключаемых между миллионами продавцов и потребителей каждый день.

Поэтому полезно уметь разобраться во всех аспектах этого правового соглашения.

Нормативная база в отношении розничной торговли

Необходимо понимать, какая торговая деятельность попадает под определение розничной. Главный определяющий фактор указан в ст. 492 ГК РФ, регламентирующей соглашение. В ней указано, что в результате торговой операции потребитель становится конечным пользователем товара. Следовательно, приобретаемая им продукция предназначена только для персонального и семейного использования, не предполагающего последующей деятельности, связанной с предпринимательством.

Это ключевое различие между розничной продажей и оптом – приобретением в целях дальнейшего извлечения прибыли, например, для переработки сырья и перепродажи. Поэтому не объём закупаемой продукции определяет торговую сделку как оптовую либо розничную, а цель её приобретения. Другой важной отличительной характеристикой договора является его публичность – это обязывает продавца осуществлять торговлю со всеми желающими, без права отказать в покупке (если для этого нет законных оснований). При оптовых продажах детали сделки определяются в других правовых соглашениях, самым распространённым из которых является договор поставки.

Форма сделок в розничной торговле

Розничная сделка совершается между двумя субъектами:

  • продавцом – физическое (ИП) или юрлицо, совершающее торговую операцию ради прибыли;
  • покупателем, приобретающим товар для конечного использования, не подразумевающего предпринимательскую деятельность.

При этом сделка оформляется почти всегда устно. Подтверждением ее заключения и совершения становится выданный магазином чек, ст. 493 ГК РФ. Исключением считаются только те ситуации, в которых потребуется присоединение потребителя к стандартным формам, ст. 428 ГК РФ.

Действуют общие правила – приобретатель становится обладателем продукта в сразу после вручения его представителем торговой точки (стандартная покупка в магазине). Согласие на приём означает, что продавец исполнил свои обязанности.

Виды розничных договоров

Подавляющее большинство розничных сделок проходит путем простого обмена наличных средств на приобретаемую продукцию. Для остальных же случаев существуют письменные разновидности договора. К ним относятся:

  1. Продажа с условием принятия в течение определённого срока, ст. 496 ГК РФ. Указывается период времени, когда магазин не может продать товар кому-то ещё. Если покупатель не явился за товаром или не произвёл действий для его получения (к примеру, не отправил за ним доверенное лицо с целью завершения сделки), продавец может счесть это отказом от покупки.
  2. Торговля на рынкеПродажа по образцу, ст. 497 ГК РФ – потребителю предлагают ознакомиться с демонстрацией товара; после этого оговаривается доставка товара одним из доступных способов – отправкой по почте или перевозкой транспортными компаниями. Если образец представляет собой сложное техническое устройство, использование которого предполагает наличие опыта в соответствующих сферах, продавец обязан предложить услуги по его подключению и первоначальной наладке. Покупатель, в свою очередь, имеет право отказаться от этих услуг. Например, при покупке кухонного комбайна в магазине бытовой техники консультант продемонстрирует его работу при помощи образца на витрине.
  3. Продажа с использованием автоматов, ст. 498 ГК РФ – как следует из названия, под эту категорию попадает торговля с применением автоматизированных систем, таких как вендинговые аппараты с закусками. Владелец аппарата обязуется обеспечить покупателя доступом к информации о продавце, местонахождении и режиме работы организации (если это юридическое лицо). Вдобавок должен присутствовать наглядный перечень действий, которые позволят потребителю получить желаемую продукцию – обычно, в виде наклейки с пошаговой инструкцией. Важно, что в случае такой сделки продавец считается исполнившим свои обязанности после выполнения покупателем вышеупомянутых действий. Если после них товар не предоставляется, потребитель имеет право требовать немедленного его получения, либо возврата средств.
  4. Продажа с условием о доставке, ст. 499 ГК РФ – обязывает продавца обеспечить доставку купленного предмета в обговорённое с покупателем место. Если оно не указывалось, доставка осуществляется до места жительства физического лица или местонахождения организации. Договор считается исполненным в момент получения товара покупателем или доверенным лицом, однако обязательства продавца выполняются раньше – в момент передачи продукта представителям транспортной компании или работникам почтовых отделений.
  5. Договор найма-продажи, ст. 501 ГК РФ – покупатель становится арендатором товара вплоть до момента получения прав собственности.

Особенности составления

Несмотря на то, что договор заключается согласно общим правилам, указанным в ГК РФ, существует несколько характерных особенностей.

Во-первых, публичной офертой становится не только реклама, но и выставление продукции на прилавок или в витрину в непосредственном месте его продажи.

Читайте также:   Как оформить приложение к договору

Во-вторых, уже упомянутая публичность, требующая равных условий оферты для всех потребителей.

В-третьих, сделка относится к категории договоров присоединения – это значит, что одна из сторон не определяет условия, а лишь соглашается с ними.

Если у покупателя возникают разногласия с продавцом, то их урегулирование относится к компетенции Закона о защите прав потребителей № 2300-1, гарантирующего охрану государством интересов покупателя.

Наконец, необходимым условием является предоставление продавцом достоверной и доступной информации о товаре. В противном случае – такое нередко происходит при покупке товара в интернет-магазине – покупатель имеет право потребовать возврата средств и возмещения расходов, то есть отказаться от исполнения условий сделки.

Предмет договора

Подразумевает товар, представляющий собой материальную вещь. В этом пункте указывается вся необходимая информация, предоставленная продавцом – производитель, год выпуска, модель, серийный номер, комплектация и стоимость. Ниже фиксируется гарантийный срок.

Цена и порядок расчетов

При покупке товара в розничной точке продаже стоимость фиксируется на ценнике. В случае продажи с условием доставки – в квитанции или чеке должна быть информация о включении её стоимости в конечную цену. Затем стороны договариваются о способе оплаты – полная предоплата, поэтапный расчёт, оплата при получении и другие. Также указываются сроки, в которые покупатель обязуется произвести оплату, и её форма (наличная/безналичная).

Приемка продукции и условия возврата

Торговля в розницуДо передачи приобретаемой продукции обговариваются все данные касательно отправления товара и его приёмки. Необходимо проинформировать потребителя о переходе риска потери или частичного повреждения. В случае транспортировки – указываются данные перевозчика, а также уточняется сторона, оплачивающая грузоперевозку.

В конце должен быть зафиксирован срок передачи товара покупателю с момента подписания договора (как правило, в рабочих днях). К этому пункту соглашения относится и порядок возврата/обмена продукции, установленный законодательством и Законом о защите прав потребителей № 2300-1. Покупатель может оформить отказ от покупки до получения продукта, обменять его (когда речь идёт о непродовольственных предметах), потребовать уменьшения цены в случае несоответствия заявленному качеству, а также устранения недостатков (либо компенсации затраченных средств).

Сроки действия договора и порядок его расторжения

Срок действия соглашения подразумевает его разовый характер; при необходимости длительных торговых отношений с периодическими отгрузками следует использовать договор поставки.

Расторжение соглашения может иметь место в следующих случаях:

  • несоответствие условий сделки законодательным актам;
  • заявление об отказе от сделки при невыполнении обязательств;
  • невозможность предоставить продукцию для обмена, если он был затребован покупателем;
  • отказ в приёме товара, когда все условия со стороны продавца выполнены.

[docs]

Особенности розничных договоров между хозяйствующими субъектами

Розничной будет признана сделка, если стороной-покупателем является ИП/юрлицо, но продукт приобретается для любых целей (к примеру, обеспечение предпринимательской деятельности) за исключением перепродажи. Отличительной особенностью станет то, что в этом случае права покупателя не попадают под Закон о защите прав потребителя № 2300-1, действующий строго в отношении физических лиц-приобретателей.

Ответственность по договору

При отсутствии информации о товаре потребитель может:Магазин розничный

  • – потребовать компенсации расходов;
  • – отказаться от сделки;
  • – запросить возврат средств;

При получении некачественной продукции потребовать:

  • -заменить товар;
  • -исправить недостатки;
  • -снизить изначальную стоимость;

Возмещение возможных убытков не отменяет обязательств продавца.

Судебная практика

Массовый характер заключения сделок розничной купли-продажи не раз становился причиной возникновения спорных моментов. На данный момент существует обширная база выводов из результатов решений суда, обговаривающих неочевидные детали таких  торговых отношений:

  • сделка перестаёт считаться розничной, если объём приобретённой продукции явно указывает на его дальнейшую реализацию (покупка физическим лицом большой партии скоропортящихся продуктов);
  • признание товарного чека существенным доказательством сделки (например, наравне с видеозаписью) и так далее.

Большинство споров между сторонами решается несудебным путем. Если покупателя не устраивает что-то в момент покупки, то он волен просто отказаться от ее совершения. Если проблемы возникают уже после передачи товара (например, при гарантийном обслуживании), то конфликт может быть перенесен на рассмотрение в отделения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей.

Особенности розничного товарообмена описаны в ролике ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector