Содержание статьи
Трудоустройство на любое место работы требует предоставления определенного перечня документов, который является обязательным для любого сотрудника на любой должности.
Кроме общего пакета бумаг в некоторых случаях требуется наличие медицинской книжки. В каких случаях она требуется, для каких специальностей является строго необходимой, каков перечень обязательных анализов для ее оформления, а также что делать, если при трудоустройстве отсутствует возможность ее предоставления.
Нормативная база
Полный список всех необходимых документов, который требуется для трудоустройства, отражается в статье 65 Трудового кодекса Российской Федерации.
Стоит отметить, что рассматриваемый нами документ в такой список не входит.
С другой стороны, законодательными актами отдельно определяется список профессий, для которых наличие ее является строго обязательным.
Полный перечень всех утвержденных должностей содержится в таких нормативных актах:
- Федеральный закон №52 (статья 34), которая касается обеспечения санэпидемблагополучия.
- Приказ Роспотребнадзора №402 от 2005 года – им освещаются моменты необходимости оформления подобного документа.
- Приказ Минздравсоцразвития №302-Н от 12 апреля 2011 года – он касается конкретного перечня всех необходимых работ, которые для трудоустройства требуют наличия медицинских книжек.
Этапы оформления
Порядок оформления такого документа включает в себя такие этапы:
- Приобретение бланка единой формы в киоске периодической печати или канцелярских товаров.
- Получение списка специалистов и анализов, которые потребуется обойти, для того чтобы санитарная книжка соответствовала всем предъявляемым требованиям.
- Непосредственная сдача анализов и прохождение всех требуемых врачей для того, чтобы занести соответствующие отметки.
Для оформления понадобится также предоставление таких документов:
- паспорт работника (желательно внутренний);
- фотографии для вклеивания в книгу;
- справки о произведении вакцинаций (прививок);
- результаты проведения флюорографии (в том случае, если она производилась);
- старая книжка (если она была оформлена);
- заявление, которое заполняют для возможности прохождения всех требуемых анализов;
- оплата необходимых услуг;
- непосредственно прохождение положенных анализов.
Перечень обследований
Список требуемых обследований для оформления выглядит следующим образом:
- посещение терапевта;
- анализы крови и мочи;
- осмотр у дерматолога;
- гинеколог у женщин и венеролог у мужчин;
- проведение анализов, которые могут свидетельствовать об отсутствии таких заболеваний, как стафилококк, тиф, сифилис и т.д.;
- прохождение невролога и психиатра (последний врач необходим только для определенных категорий работников);
- ортопед, стоматолог, лор;
- флюорография;
- женщинам, которым уже исполнилось 40 лет, дополнительно необходимо обследование молочных желез;
- анализ на СПИД;
- электрокардиограмма.
Стоит отметить, что в обязательном порядке перед прохождением анализов потребуется узнать точный перечень требуемых пунктов для их отражения в документе – такое действие убережет от траты времени и денег на те анализы, которые не будут обязательными для должности.
Профессии, которые обязательно должны иметь медкнижку
На данный момент в связи с положением действующих нормативов обязательное наличие санитарной книжки потребуется для профессий и должностей, связанных с такими отраслями:
- Выпуск различных продуктов животноводства и растениеводства для последующей реализации их в качестве пищевой продукции (мясокомбинаты, хлебозаводы, консервные цеха, сыродельные предприятия).
- Обслуживание водопровода с питьевой водой, очистка ее для применения в пищевых целях.
- Основное и вспомогательное производство лекарственных и профилактических препаратов.
- Работа в заведениях гостиничного типа, на вокзалах, в вагонах поездов (проводник, работник буфета и т.д.).
- Работа в водолечебницах и в бассейнах.
- Выполнение трудовых обязанностей в учреждениях образовательного типа для детей, а также детских домах, садиках, яслях. Сюда также относятся летние лагеря и различные частные комнаты отдыха для детей.
- Высшие учебные заведения и учреждения средне-специального образования (только определенные должности).
- Заведения общественного питания – кафе, бары, рестораны, столовые, буфеты, киоски по изготовлению и продаже пирожков, шаурмы и т.д.
- Склады по приемке и распределению пищевой продукции.
- Работа по выполнению транспортировки грузов, являющейся пищевой продукцией.
Особенности
Необходимо заметить, что законодательство не содержит указания конкретных профессий, которые требуют наличия медкнижек – приведенные сведения касаются лишь предоставления данных об отраслях, в которых она является необходимой.
В том случае, если при своем трудоустройстве работник не пожелает оформлять данный документ, то начальник организации имеет законное право отказать ему в приеме на работу. Теоретически, такое действие можно попытаться обжаловать в мировом суде, но практически всегда решение выносится не в пользу истца.
В образовательное учреждение
Необходимость предоставления санитарной (медицинской) книжки при приеме на работу вызвана в первую очередь тем, что работники в большинстве случаев контактируют с маленькими детьми или участвуют в процессе приготовления пищи для них.
Поскольку детский организм является более восприимчивым ко всякого рода вирусам, болезням и инфекциям, то наличие такого документа строго необходимо.
Работники торговли
Для работников торговли санитарная книжка является необходимой в том случае, когда они имеют непосредственный контакт именно с пищевой продукцией, а наличие у них каких-либо инфекций может перенестись на потребителей такого товара.
Стоимость оформления и кто должен оплачивать
Существует устойчивое мнение, что оформление медкнижки и все расходы, которые сопутствуют такому действию, – это забота исключительно работника. На деле, согласно законодательным актам, на работодателе лежит обязанность возмещать все расходы (разумеется официальные), понесенные сотрудником для сдачи анализов.
Ведение и хранение
Ответственность за своевременное заполнение медкнижек и хранение несет непосредственный руководитель подразделения, где работает сотрудник. В связи с тем, что определенные анализы в книжке и обходы врачей с конкретной периодичностью должны повторяться, не лишним будет разработать специальный график, при помощи которого получится контролировать время пересдачи требуемых анализов.
Контроль достоверности данных
Многие из нас, пытаясь сэкономить время и нервы, осуществляют оформление санитарных книжек за определенную плату, при этом не проходя никаких анализов.
Предоставление недостоверных данных в виде подделанного документа может быть чревато для работника, который оформил его, определенной степенью ответственности и, в большинстве случаев, штрафом.
Кроме того, в том случае, если по причине болезни работника, которая была отражена в медкнижке как отсутствующая, заразятся другие люди, степень наказания может быть значительно выше.
Действия при утере
Иногда возникают ситуации, когда санитарная книжка, в которой имелись все необходимые отметки об анализах, утеряны. Что же делать в таком случае? При любом варианте понадобится снова проходить все положенные анализы и оформлять документ заново – никто не восстановит ее по каким-либо записям, которые, в принципе и не дублируются практически нигде.
Единственным моментом является факт, кто будет нести расходы по оформлению нового документа. Определяющим тут будет являться то, по чьей вине была утеряна книжка – если вина работодателя, то возмещает расходы он, а если документ потерял сотрудник, то все расходы он будет нести самостоятельно.
Ответственность и штрафы за отсутствие
Отдельным вопросом является факт отсутствия санитарной книжки в том случае, если она необходима по роду деятельности работника. Может ли быть какая-то ответственность за подобное нарушение, кто будет ее нести – лицо, которое работает без ее наличия, работодатель, какой допустил такой незаконный факт, или оба лица одновременно?
В первую очередь, стоит отметить, кто может контролировать присутствие такого документа. Наличие медицинской книжки у работников тех профессий, для которых она является обязательной, могут проверять сотрудники Роспотребнадзора, а также определенных ведомств Министерства внутренних дел.
Ответственность за неисполнение обязательного требования по поводу наличия санитарной книжки определяется КоАП. В частности, предусмотрены такие величины штрафных санкций:
- Для самих работников – не более 500 рублей.
- Для руководителей, относящихся к коммерческим организациям – не более 1000 рублей.
- Для субъектов бизнеса, которые ведут деятельность, не являясь юридическим лицом – не более чем 1000 рублей.
- Обычные организации – от 10000 до 20000 рублей.
Кроме таких штрафов возможен вариант, при котором деятельность организации, в какой выполняют рабочие обязанности сотрудники без наличия санитарной книжки, будет приостановлена на период до трех месяцев.
Как получить медицинскую книжку? Ответы – на видео.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются