Директор по персоналу в компании: профессиональные требования и трудовые функции в соответствии с профстандартом

Директор по персоналуДиректор по персоналу – специалист, регулирующий работу наемных сотрудников, ответственный за обеспечение налаженного рабочего процесса посредством организации коллектива.

К нему предъявляется огромный перечень требований, которые прописаны не только в должностной инструкции, но и в профессиональном стандарте.

Нормативная база в отношении ведения профстандартов

Основной документ, который регулирует профессиональные стандарты и специфику их использования – Трудовой кодекс (9-й раздел). К нему присоединяются Приказы, изданные Минтруда, и Постановления правительства.

Трудовой Кодекс

В разделе 9 представлены материалы о квалификации сотрудника, проф. стандарте, подготовке и образовании:

  • ст. 195.1 содержит материалы о квалификации (понятия), уровне образованности;
  • ст. 195.2 включает сведения о порядках разработки проф. стандартов и их фактического утверждения;
  • ст. 195.3 содержит информацию о нюансах практического использования документов;
  • ст. 196 предполагает описание прав и обязанностей, закрепленных за нанимателем (в сфере подготовки и предоставления дополнительного профессионального образования, направления на прохождение квалификационной проверки);
  • ст. 197 регламентирует правомочие сотрудников на прохождение специальных подготовительных процедур и получение дополнительного образования.

Правительственные Постановления

В этой сфере разработано 3 регулирующих акта.

  1. №23 от 22.01.2013 г. «О правилах разработки…», документ содержит нормы, на базе которых разрабатывается профессиональный стандарт.
  2. №661 от 05.08.2013 г. «Об утверждении Правил…». Документ регламентирует общие образовательные стандарты и порядки, в которых в них вносятся изменения.
  3. №584 от 27.06.2016 г. «Об особенностях использования…». Здесь идет речь о нюансах применения документов по части требований, которые считаются обязательными к применению силами государственных и прочих фондов РФ.

Приказы, разработанные под руководством Минтруда РФ

Среди приказов действует как минимум 5 общих документов, регулирующих нюансы использования профессиональных стандартов на практике. Профессиональная деятельность и подход к поиску специалистов по персоналу описаны в Приказе Минтруда № 691н от 6 октября 2015 года.

Документы для скачивания (бесплатно)

Для чего нужны профстандарты

В современном мире наблюдается тенденция возрастания количества профессий и должностей. Чтобы регулировать деятельность специалистов, которые их занимают, простой должностной инструкции недостаточно. Нужен еще как минимум один стандарт, утверждающий и регламентирующий нормы, связанные с деятельностью работников той или иной сферы. Он содержит следующие требования:HR директор

  • к образованию;
  • опыту работы;
  • прохождению дополнительных обучающих программ;
  • личностным качествам;
  • профессиональным характеристикам;
  • соответствию квалификации;
  • разрядам.

Говоря простыми словами, проф. стандарты нужны для того, чтобы регулировать деятельность наемных сотрудников в соответствии с законом и упростить многие процессы на предприятиях.

Сфера применения и обязательность использования

Обязательное следование стандарту при приеме на работу кадровых сотрудников наступило в 2015 году, послу утверждения специального профстандарта Министерством труда.

Для бюджетных организаций соблюдение требований Приказа 691н строго обязательно.

В коммерческих организациях допустимо использование и учетное регулирование стандартов для достижения следующих целей:

  • создание политики, при которой штат организации мог бы быть укомплектован только высококвалифицированными работниками;
  • организация рационального учебного процесса;
  • своевременное и высококачественное проведение аттестации;
  • формирование должного уровня управленческой политики;
  • выведение персональных (внутренних) тарифов, распространяющихся на производимые мероприятия;
  • упрощение классификационного процесса (относительно тарифных разрядов);
  • разработка персональных систем трудовой оплаты с учетом особенностей рынка и специфики деятельности конкретного предприятия.

В ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ сказано, что использование стандартов строго необходимо для субъектов всех форм собственности в следующих ситуациях:

  • наниматель самостоятельно принял решение следовать стандартам в целях налаженной и сбалансированной работы организации;
  • сотрудник является льготником и имеет право рассчитывать на определенные государственные привилегии и послабления;
  • если наемный специалист занят в определенной сфере, которая требует обязательного соблюдения норм профессионального стандарта.

Трудовые обязанности и практический список профессий в рамках указанного стандарта

Среди основных должностных функций, которые обязуется исполнять специалист (директор) по персоналу, можно выделить следующие направления:

  • регулирование рабочего процесса в рамках отдела персонала;
  • формирование и практическое внедрение политики по кадрам;
  • оформление схем оплаты труда;
  • подсчет по компенсациям, вычетам, льготам, положенным сотруднику;
  • выявление фактической численности работников;
  • формирование резерва по кадрам;
  • создание политики, нацеленной на внутреннее обучение и адаптацию, пиар;
  • контроль подбора кандидатов и претендентов;
  • регулирование процедуры кадрового делопроизводства;
  • создание планов по контролю издержек, связанных с содержанием персонала.

Наряду с этим набор функций директора по персоналу может включать в себя следующие направления:

  • подбор подходящих лиц на премиальные позиции;
  • ведение новостного портала в стенах корпорации;
  • организация коллективных мероприятий;
  • развитие собственного центра обучения.

Кроме непосредственно должности директора по персоналу, специалист может быть оформлен как:

  • инспектор по кадрам;
  • экономист по труду;
  • специалист по кадровому делопроизводству;
  • менеджер по персоналу;
  • ответственный по нормированию и оплате труда и т.п.

Требования к соответствию сотрудников и условия труда

Среди обязательных требований, предъявляемых к этому специалисту, можно выделить:

  • присутствие высшего образования в сфере управления персоналом;
  • наличие опыта работы в сфере HR свыше 5 лет (включая рабочий процесс в качестве руководящего специалиста);
  • умение прогнозировать тренд развития предприятия и управлять прогрессивные технологиями в сфере рационализации труда;
  • обладание коммуникативными способностями;
  • стремление разрешать конфликтные ситуации и всевозможные споры;
  • владение нормами трудового законодательства.

В частных случаях (когда компания выходит на мировой рынок или же является новичком) могут потребоваться следующие знания и навыки:Управление персоналом

  • владение английским языком;
  • опыт по созданию системы управления работниками «с нуля»;
  • готовность к выезду в служебные командировки.

Директор по персоналу должен обладать собственным рабочим местом. Многие стандарты предъявляют требование о наличии личного кабинета, оснащенного столом для работы, стульями для самого сотрудника и посетителей, компьютером, предметами канцелярии, архивными данными, полками и шкафами для их хранения.

Повышение квалификации и аттестация

Работодатель, обнаруживший несоответствие специалиста занимаемой им должности, вправе отправить его на специальные курсы. Статья 196 ТК РФ свидетельствует о том, что это является его правом, но не обязанностью.

После прохождения обучения работник проходит переаттестацию, и принимается окончательное решение: останется ли он на рабочем месте, будет уволен либо переведен на более низкую по иерархии должность.

Ответственность за неприменение

Использование проф. стандартов играет существенную роль в сфере социальных отношений. Если применение документа является обязательным, но работодатель проигнорировал законодательное требование и пренебрег его исполнением, последует наказание в соответствии со ст. 5.27 Кодекса об Административных Правонарушениях.

Единственным органом, который может привлечь работодателя к этой ответственности, является инспекция по труду.

Увольнение по несоответствию стандарту

При несоответствии работника установленному стандарту его могут уволить. Но это не первостепенная, а крайняя мера. Допустимо увольнение в следующих случаях:

  • работник не соответствует заявленным требованиям;
  • не желает проходить обучение;
  • не прошел переаттестацию;
  • отказался от предложенной альтернативной должности.

Таким образом, к директору по персоналу предъявляется большое количество требований, и возложена серьезная ответственность.

Рекомендации специалиста в отношении того, как правильно читать профстандарт специалиста по управлению персоналом, приведены ниже.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных