Пример должностной инструкции заместителя главного бухгалтера

Главный бухгалтер зачастую имеет настолько широкий круг обязанностей, особенно в больших компаниях, что для эффективного функционирования требуется заместитель. Разумеется, если позволяет бюджет организации.

Сейчас бытует мнение, что все заместители лишь раздувают штат, но если грамотно распределены обязанности, то заместитель главного бухгалтера помогает более внимательно отслеживать ситуацию в отделе и в документах. Каковы же его обязанности?

Заместитель главного бухгалтера

Структура документа

Структура должностной инструкции заместителя главного бухгалтера обычно включает несколько основных разделов, это:

  • общие положения;
  • должностные обязанности и задачи;
  • права сотрудника на этой должности;
  • ответственность

Стоит учитывать, что строго обязательной формы инструкции не существует, поэтому нижеприведённые перечни могут воспроизводиться в документах различных предприятий в разной степени.

Общие положения

Этот раздел включает базовые нормы, описывающие статус заместителя главного бухгалтера. К ним относятся следующие положения:

  • Заместитель гбзаместитель главного бухгалтера по своему положению причисляется  к руководителям;
  • назначение этого сотрудника на должность, а также его снятие с неё осуществляет своим приказом  генеральный директор предприятия по представлению, которое в его адрес подаёт главный бухгалтер;
  • непосредственным начальником заместителя главного бухгалтера является главный бухгалтер;
  • заместителем главного бухгалтера может быть назначен сотрудник, отвечающий следующим требованиям:
    • наличие диплома о получении высшего образования по профилю;
    • продолжительность предшествующей работы на аналогичном месте — от года;
    • владение компьютерными приложениями, требуемыми для осуществления бухгалтерского учёта.
  • на период отсутствия заместителя главного бухгалтера его обязанности исполняет сотрудник, назначаемый приказом по предприятию.

Также общие положения должностной инструкции, составленной для заместителя главного бухгалтера, должны включать перечень знаний, которые требуются от этого специалиста. В частности, ему требуется разбираться:

  • в нормативно-правовых актах, распоряжениях и постановлениях, иных материалах, относящихся к бухгалтерскому учёту, в том числе нормативного, методического и руководящего характера,
  • в аналогичных материалах, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность компании;
  • в устройстве документооборота в бухгалтерском учёте по участкам;
  • в плане счетов и их корреспонденции;
  • в имеющих отношение к его деятельности правовых дисциплинах, включая хозяйственное, налоговое, финансовое и гражданское право;
  • в структуре компании и тактике его развития;
  • в приёмах исследования деятельности компании по хозяйственно-финансовому профилю, в способах обнаружения скрытых возможностей повышения эффективности;
  • в современных электронно-вычислительных устройствах и способах их использования для осуществления соответствующих задач и исследования финансового положения предприятия и его производственно-хозяйственной деятельности.

требования к специалисту

Кроме того, предусматривается, что в процессе работы заместитель главного бухгалтера должен исполнять требования:

  • действующих законодательных актов;
  • устава фирмы, иных локальных нормативных актов, в том числе норм внутреннего трудового распорядка;
  • положением о бухгалтерии компании;
  • распоряжениями и предписаниями руководства;
  • самой должностной инструкцией.

Обязанности и задачи

Заместитель главного бухгалтера под руководством самого главного бухгалтера выполняет целый ряд должностных обязанностей, перечень которых включается в инструкцию:

  • организует на предприятии бухучёт всей деятельности компании хозяйственного и финансового характера;
  • осуществляет контроль за эффективным применением ресурсов, в том числе финансов, материалов и кадров, сохранностью имущества компании;
  • формулирует тактику учёта на основе законодательства о бухучёте, ориентируясь на структуру компании и нюансы её функционирования, а также принимая во внимание обязательность сохранения финансовой стабильности фирмы;
  • отвечает за эффективность устройства бухучёта и отчётных документов в компании и её структурных подразделениях;
  • курирует деятельность по о разработке и одобрению:
    •  плана счетов для предприятия;
    • форм отчётности внутреннего характера для бухгалтеров;
    • документов первичного учёта, используемых для отражения  видов хозяйственной деятельности, для которых не существует стандартных образцов.
  • организует процедуру инвентаризации;
  • контролирует осуществление хозяйственных операций;
  • наблюдает за выполнением правил обработки сведения, полученных с помощью бухгалтерского учёта и норм оборота документов;
  • руководит учётом собственности компании, её хозяйственных операций и обязанностей; ТМЦ и финансовых[ средств;
  • отвечает за оперативное отображение средствами бухучёта всех действий, связанных с движением ТМЦ и финансовых средств;
  • перечень задачкурирует учёт затрат производственного характера и обращения, объёма продаж продукции, предоставления услуг, итогов деятельности компании, в том числе её операций финансового характера;
  • наблюдает за корректностью и оперативностью оформления документов, выработки экономически оправданных калькуляций к отчётам относительно производственных  издержек;
  • производит точное определение величины платежей, которые предприятия обязано отправлять в бюджеты всех уровней и взносов во внебюджетные фонды, финансовых ресурсов, отправляемых на оплату капвложений, средств, идущих в кредитные учреждения, в том числе в рамках погашения ссуд и предоставления средств на поощрение сотрудников.
  • контролирует порядок составления бухгалтерских документов, в том числе первичного характера, и платёжных обязательств;
  • наблюдает за расчётом заработной платы работников и выделением средств, предназначенных для их материального стимулирования, точной калькуляцией налогов предприятия и их перечислением в бюджеты всех уровней, калькуляцией и перечислением в государственные внебюджетные фонды страховых взносов сотрудников, осуществлением платежей в адрес кредитных учреждений по ссудам;
  • обеспечивает расчёт и перечисление средств, направляемых на инвестиции в основной капитал;
  • контролирует выполнение принятых норм при составлении  первичных документов и основанных на них бухгалтерских,  платёжных обязательств и расчётов;
  • наблюдает за назначением окладов сотрудникам компании, использованием фонда заработной платы;
  • осуществляет надзор за инвентаризацией ТМЦ, финансовых средств и основных средств предприятия;
  • наблюдает за проведением проверок существующей в компании системы бухучёта и ревизий с целью проверки состояния документации в структурных подразделениях компании;
  • осуществляет меры с целью избежания образования недостач, трат финансовых средств незаконным образом, нарушений законов в финансовой и хозяйственной сфере;
  • принимает участие в составлении документов, описывающих недостачи денежных средств и ТМЦ, в том числе вследствие хищения, осуществляет при принятии такого решения контроль за их отправкой в правоохранительные органы;
  • способствует аккумуляции сумм, необходимых для поддержания финансовой стабильности компании;
  • выполняет мероприятия, нацеленные на поддержание финансовой дисциплины  на предприятии;
  • обеспечивает соблюдение смет по расходам на хозяйственные, административные и иные нужды;
  • осуществляет наряду с другими сотрудниками составление эффективной документации учётного и планового характера, современных способов и методик бухучёта с использованием современной вычислительной техники;
  • курирует разработку баланса и сводок о доходах компании и её расходах, о использовании ассигнований на различные нужды, разработку иной значимой статистики и подачу её в надлежащем порядке в установленные ведомства;
  • предоставляет методическое содействие сотрудникам компании по нюансам бухучёта, отчётной документации, надзора и анализа экономических параметров;
  • обеспечивает сохранение документации, составляемой в процессе бухгалтерского учёта, и курирует её хранение.

Задачи — это обязательства более высокого порядка, нередко они представляют собой обобщение ряда вышеприведённых обязанностей.

Ключевая задача заместителя главного бухгалтера — это организация деятельности компании в финансовой сфере, нацеленной на её снабжение  материальными и финансовыми ресурсами для выполнения организацией стоящих перед ней целей.

К другим задачам относят:

  • обеспечение сохранности имущества компании;
  • надзор за рациональным расходованием её ресурсов;
  • наблюдение за корректным выполнением надлежащих платежей;
  • руководство сотрудниками бухгалтерии.

Права

Должностная инструкция заместителя главного бухгалтера включают следующие права:

  • права специалистапоручать сотрудникам, находящимся в его подчинении, выполнение определённых действия в рамках собственных обязанностей;
  • осуществлять контроль за выполнением поручений в надлежащий срок;
  • истребовать по собственной инициативе документы, требуемые ему для выполнения собственных функций;
  • представлять организацию в рамках вопросов, относящихся к его ведений при взаимодействии с внешними компаниями;
  • формулировать собственные предложения по вопросам, относящимся к его обязанностям;
  • запрашивать содействия руководителей компании при осуществлении им служебных обязанностей.

Ответственность

Заместитель главного бухгалтера ответственен за:

  • ненадлежащее исполнение им своих функций либо их неисполнение;
  • при нарушении конфиденциальности и раскрытии коммерческой тайны компании;
  • при несоблюдении требований техники безопасности, дисциплины труда и распорядка на предприятии;
  • за нанесение компании материального ущерба с учётом лимитов по гражданскому и трудовому праву;
  • за нарушения закона, в том числе норм административного, гражданского и уголовного права.

Требования к специалисту в должностной инструкции по профстандарту

В профессиональном стандарте указаны следующие квалификационные требования к сотруднику, претендующему на должность заместителя главного бухгалтера:

  • среднее профессиональное либо высшее образование, дополнительно — курсы профессиональной переподготовки либо повышения квалификации;
  • стаж работы по данному направлению должен быть, как минимум, пять лет из предшествующих семи, при наличии высшего образования достаточно трёх лет из последних пяти.

В данном видео содержится дополнительная информация о требования по профстандарту к этой должности.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных