Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Законодательство о ведении аудиторской деятельности

АудитВ условиях рыночной экономики возрастает потребность в экспертной оценки достоверности финансовой отчетности. Заключение аудитора способствует доверию к отраженным в документах компаний финансовым данным и соответствие законодательству РФ существующего порядка бухгалтерского учета.

ФЗ N 307 «Об аудиторской деятельности» предусматривает порядок  получения квалификационного аттестата и подготовки заключения аудитора, основания к производству аудита в обязательном порядке и сохранение в тайне информации, ставшей известной в ходе аудиторской деятельности. Он же содержит положение о кодексе профессиональной этики и наделяет независимостью, отражает обязанности аудиторских организаций, одновременно предусматривает их права при осуществлении проверочной работы.

Регулирование в России

На территории РФ сформировалась смешанная модель регулирования деятельности аудиторских компаний и индивидуальных специалистов. Она предусматривает госрегулирование и саморегулирование. Ключевые уровни модели:

  1. Приоритетный Закон N 307 ФЗ.
  2. Законы, затрагивающие процесс аудита частично: Об акционерных обществах, о ЦБР, ГК РФ, УК РФ, АПК РФ.
  3. Указы Президента РФ и правительственные постановления.
  4. Международные стандарты.
  5. Нормативно-правовые акты Минфина.
  6. Акты саморегулируемых аудиторских организаций.
  7. Внутренние стандарты и методики.

Система регулирования была разработана исходя из опыта зарубежных стран в данной сфере.

Кто может стать аудитором?

Компетенцию аудитора подтверждает аттестат. Получить документ можно после прохождения квалификационного экзамена. Прошедшие испытание получают аттестат, не имеющий временного ограничения. Если на протяжении двух лет аудиторская деятельность не осуществляется, аттестат утрачивает силу.

Каждый последующий год после получения разрешения специалист обязан ежегодно повышать квалификацию, посещая специальные курсы. Программа занятий утверждается Федеральными органами. Обучение проводят лицензированные профессионалы в сфере аудита с правом образовательной деятельности.

Требования, предъявляемые к претендентам:

  1. Лицо должно иметь высшее юридическое или экономическое образование (полученное в РФ). Если обучение проходило за рубежом, тогда необходимо наличие акта, подтверждающего эквивалентность полученного диплома российским стандартам.
  2. Стаж работы в должности юриста либо экономиста более 3 лет.

Перечень документов для предоставления в квалификационную комиссию:

  • заявление (оформляется в печатной форме) на прохождение аттестации;Аудитор
  • копия диплома;
  • копия всех заполненных листов трудовой книжки либо справка от работодателя о занимаемой должности, стажа работы в ней;
  • если образование получено за пределами РФ, подтверждение об эквивалентности документа (свидетельство выдается Министерством образования);
  • квитанция об оплате процедуры аттестации;
  • свидетельство из налогового органа о регистрации налогоплательщика по месту жительства.

Виды проверок

Изучение бухгалтерской отчетности предусматривает доскональную проверку всех данных, а также сверку финансовой и хозяйственной деятельности компании с нормами законодательных актов. Проверка бухгалтерской отчетности подтверждает или опровергает достоверность данных, отображенных в документации. Осуществляя аудит, специалист руководствуется нормами: налогового, гражданского кодекса; рекомендациями, положениями финансового управления; кодексом этики.

Проверка исследует:

  • документацию (ее содержание);
  • соответствие отражения одной и той же информации в различных формах отчетности;
  • взаимосвязь данных между собой;
  • правильность составления сводной отчетности, дает оценку статей отчетности.

Изучение документации финансового характера на ее соответствие законодательству в сфере налогообложения предусматривает еще одна разновидность аудита — налоговый. Специалист проверяет правильность начисления налогов и своевременность их уплаты, консультирует представителей заказчика по вопросам налогообложения. Клиент, воспользовавшийся этой услугой, исключает возможность штрафов и иных санкций за нарушение налогового законодательства, предостерегает себя от переплаты.

Юридическая проверка договорной деятельности предприятия предусматривает анализ заключенных сделок и дачу рекомендаций по их совершенствованию. Она решает следующие задачи:

  • дает уверенность в чистоте сделок между сотрудниками и работодателем;
  • предотвращает наложение санкций за небезупречную правовую деятельность;
  • защищает интересы собственника и инвесторов, так как последние, ознакомившись с заключением, располагают информацией о правдивости или искажении данных в документах;
  • изучает фискальную прозрачность — правдивое отражение условий соглашений в налоговом, бухгалтерском учете;
  • аудитор дает оценку легитимности сделок. Изучается порядок заключения, расторжения соглашений, их исполнение;
  • сводится к нулю риск расторжения и оспаривания соглашений в связи с незаконным оформлением;
  • проверка установит необходимость согласования договоров с госорганами;
  • выявление ошибок укажет руководству компании на некомпетентность юридической службы.
Заключение аудитора позволит проработать и устранить обнаруженные нарушения.

Аудит договоров предусматривает изучение соглашений по всем сделкам, операциям за выбранный отрезок времени (трудовые соглашения, договора страхования, купли-продажи, аренды и прочее).

Читайте также:   Сверка с налоговой: кто и как проводит

Обязательный аудит

Организации, подлежащие обязательной аудиторской проверки согласно ст. 5 ФЗ N 307:

  1. Без исключения все компании с организационно правовой формой АО.Предмет аудита
  2. Компании, чьи ценные бумаги реализуются через организованные торги.
  3. Страховые фирмы, кредитные организации и бюро историй, частные ПФ, акционерные инвестфонды.
  4. Компании, получившие в минувшем году выручку более 400 000 000 рублей либо имеющие на конец годового отчетного периода размер активов, превышающий 60 000 000 рублей.
  5. Предприятия со сводной годовой (консолидированной) бухгалтерской отчетностью (признанные МСФО группами).

Перечень не закрытый. Федеральными законами могут предусматриваться дополнительные критерии к обязательному аудиту.

Полномочия аудитора

При проведении проверки в рамках заключенного договора аудитор вправе:

  • самостоятельно выбирать методы и формы проверки руководствуясь требованиями нормативно-правовыми актами;
  • определять необходимое количество участников группы (аудиторской);
  • изучать в полном объеме финансово-хозяйственную документацию компании и удостоверяться в наличие отраженного имущества;
  • получать разъяснения (письменные, устные), дополнительные сведения, требуемые для производства проверки;
  • по договору привлекать к аудиту других специалистов в данной сфере, иных сферах и экспертов;
Если аудируемый субъект не предоставляет требуемую документацию, либо пытается повлиять на формирование мнения специалиста, аудитор вправе отказаться от дальнейшего проведения проверки или составления заключения.

Регулирование деятельности

Контролирование деятельности ведется как на федеральном уровне (внешний), так и внутри аудиторских компаний (внутренний). Такая система позволяет предупредить неквалифицированное предоставление услуг, убедиться в соответствии аудита всем предъявляемым требованиям.

Минфин уполномочен проверять, как поставлен внутренний контроль в аудиторской компании, качество услуг отдельных аудиторов и саморегулируемых организаций. Информация, подлежащая проверке, черпается из ежегодных отчетов, которые обязаны предоставлять аудиторы в Росстат.

Плановая проверка компаний осуществляется 1 раз в 5 лет. Основанием к внеплановой может послужить жалоба, поступившая в уполномоченный орган.

Обнаружение некачественно проведенной, выполненной с нарушениями проверки, которая причинила убытки государству или юридическому лицу служит поводом для обращения в суд и взыскания причиненного ущерба. Помимо понесенных расходов, связанных с неквалифицированным оказанием услуг, компенсации подлежат расходы на производство перепроверки.

Деятельность аудитора без лицензии предусматривает привлечение его к административной ответственности и изъятие всех полученных доходов, а также штраф до 300 МРОТ. Применяется к недобросовестным специалистам и такая мера ответственности как лишение лицензии. За дачу заведомо ложного заключения предусмотрено уголовное наказание и одновременно аннулирование квалификационного аттестата.

Ответственность предприятия после выполнения или невыполнения рекомендаций из заключения

Ответственность руководства аудируемых компаний можно разделить на два вида:Заключение аудитора

  1. Для субъектов, подлежащих обязательной проверке, в случае уклонения от ее проведения, воспрепятствования, оказания давления на специалиста возникает вероятность не получить заключение аудитора. Как следствие компания лишится возможности предоставить полную бухгалтерскую отчетность, и тогда должностные лица будут привлечены к административной ответственности.
  2. Выявление нарушений в сфере таможенного законодательства, налогового, гражданского, валютного имеющих признаки уголовного нарушения обязывает аудитора доложить о подобных фактах в соответствующие инстанции. При отсутствии в таких нарушениях признаков преступления аудитор не имеет права разглашать информацию. Его задача поставить в известность аудируемое лицо и подготовить рекомендации по их устранению. Заказчик устраняет недостатки добровольно и получает заключение аудитора, либо отказывается от приведения своей деятельности в порядок. Во втором случае заключение аудитора отражает факт отказа или составляется в отрицательной форме.

Поскольку для большинства людей аудит на предприятии и ревизия – тождественные понятия, в сюжете ниже развенчаны основные «мифы» относительно деятельности аудиторов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector