Содержание статьи
В 2016 году, в феврале, правительством было издано Постановление №108, после чего в национальный режим были внесены корректировки, в том числе в Постановление №791. В итоге был утвержден новый список товарных позиций, произведенных за рубежом, которые недопустимо покупать для обеспечения нужд федерального и муниципального уровня. В связи с этими нововведениями у сторон контрактов – поставщиков и заказчиков – возникает множество логичных вопросов. Ответы на них будут представлены в статье.
Что регламентирует
Документ запрещает приобретать товары, относящиеся к легкой промышленности, у иностранных продавцов. В законе сказано, что недопустимо не только приобретать их, но и брать в прокат/аренду. Документ действует, начиная с 1 сентября 2014 года. С тех пор как он вступил в силу, от заказчиков требуется указание в закупочных документах факта запрета на предложение позиций иностранного производства.
В документе закреплено 2 базовых требования при приобретении товаров легкой промышленности в целях обеспечения нужд государственного и муниципального характера:
- запрет на использование иностранных изделий;
- установление вспомогательных требований.
За все время действия закона в него не раз вносились изменения. Последние правки привели к тому, что продукция, изготовленная в странах ЕАЭС, была приравнена к товарам российского производства. Это касается изделий из Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии. Запреты распространяются не только на объекты легкой промышленности, но и на транспортные средства, программное обеспечение, мебельные конструкции.
Суть закона
До тех пор, как было отменено действие Постановления №791 от 11 августа 2014 года, государственные заказчики не могли осуществлять закупки у иностранцев за исключением стран ЕАЭС. В Постановлении №108 установлен перечень дополнительных требований ко всем участникам:
- сырье и материалы также должны браться из ЕАЭС;
- покупка допустима только в том случае, если производство на территории РФ отсутствует.
В документе содержится 2 перечня товаров, которые недопустимо закупать. Первый список выглядит так:
- ткани и материалы;
- полотна вязаного типа, трикотажное сырье;
- готовые позиции из текстиля;
- ковровые изделия;
- канаты и веревки;
- нетканые полотна и все, что из них произведено;
- одежда из кожи;
- белье;
- специальные костюмы – униформа;
- позиции из махры;
- чулочно-трикотажные товары;
- галантерея;
- обувь;
- резиновая продукция;
- товары из пластика;
- услуги по прокату.
Что касается списка товаров иностранного производства, запрещенных к приобретению, он является более коротким и простым. В него входят:
- ткани;
- белье;
- кухонный текстиль;
- покрывала и пледы;
- одеяла;
- коврики;
- услуги по прокату.
В обоих случаях речь идет о прокате предметов одежды и текстильных изделий.
[docs]
На кого и что распространяется
Данный запрет распространяется на заказчиков, относящихся к федеральному уровню. К ним относятся:
- казенные учреждения, представляющие интересы государства;
- федеральные органы власти;
- фонды внебюджетного характера.
Приложение №1 распространяется только на те товары, которые включены в список. Приложение №2 распространено на заказчиков регионального и муниципального значения. Им нельзя приобретать белье, огнестойкие предметы одежды, текстильные изделия, ковры, ткани, а также пользоваться услугами по прокату.
Запрета на использование так называемых «смешанных лотов» в документе не содержится. Речь ведется о ситуации, когда одновременно происходит закупка товаров, входящих и не входящих в список. Однако заказчик обязан обосновать необходимость осуществления подобных действий и указать на взаимосвязь между позициями. Если запрет им не будет прописан, есть риск наложения штрафа, согласно ч. 4.2 ст. 7.30 КОАП РФ. Размер его составляет 3000 р.
О запрете допуска иностранных товаров к участию в закупках:
Как применяется Постановление Правительства 791 об установлении запрета, разъяснение
Согласно нормам рассматриваемого документа, осуществление сделок между отечественными субъектами и иностранными предприятиями в отношении некоторых целей и товаров недопустимо, если только они не произведены в государствах ЕАЭС. Действие данной законодательной нормы не распространено на учреждения бюджетного характера.
В качестве вспомогательного требования, предъявляемого к участникам закупки, выступает использование в процессе изготовления товаров и услуг сырьевых ресурсов из ЕАЭС. Требование недействительно, если на территориях этих стран отсутствует производство таких позиций. При этом федеральные нужды включают в себя всевозможные закупки, осуществляемые за счет государственного бюджета.
Какие изменения в 2019-2020 году
Перечень учреждений и товарных позиций, в отношении которых действует запрет, регулярно обновляется и подвергается изменениям. Однако за последние годы их не наблюдалось, потому продолжает действовать прежний документ.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.04.08АктивыКоэффициент быстрой (срочной, строгой, промежуточной) ликвидности – значение и расчет
- 2020.04.08АктивыЧто показывает фондовооруженность труда, формула расчета и оценка
- 2020.04.08АктивыЧто такое и в чем измеряется фондоемкость, как посчитать показатель – формула расчета
- 2020.04.08АктивыЧто такое и в чем измеряется фондоотдача, как посчитать показатель