Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Принципы и механизмы антимонопольной политики в Российской Федерации

Антимонопольная политика

Одной из серьезных проблем современной экономики является образование монополий. Их существование наносит вред большинству участников рыночных отношений.

В результате монополизма взвинчиваются цены, перестают развиваться передовые технологии производства, а поступление новых капиталов в производство прекращается.

Для борьбы с этим негативным явлением во всех государствах, где активно развивается промышленное производство, применяется антимонопольная политика.

Четко продуманные и действенные меры помогают развивать здоровую конкуренцию, стабилизируют рынок и способствуют развитию экономических отношений.

Сущность борьбы с монополиями

Под антимонопольной политикой понимают ряд мер, принимаемых государством против возникновения монополизма.

Она призвана исключить абсолютное преобладание на рынке одного продавца или производителя, который концентрирует производство и сбыт продукции в своих руках.

Антимонопольная деятельность не позволяет единолично управлять экономической деятельностью в той или иной отрасли.

Государство проводит постоянный контроль над действиями монополий, при необходимости осуществляя вмешательство в их деятельность для обеспечения экономической безопасности в стране.

Нормативно-правовое закрепление

Первым законом, который регулировал антимонопольную деятельность в России, стал Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”.

Он обеспечивает право на свободную экономическую деятельность в условиях конкуренции в едином экономическом пространстве, однако имеет ряд недостатков и мало используется на практике. За прошедшие годы закон неоднократно претерпевал изменения, однако он до сих пор имеет юридическую силу.

К нормативно-правовым актам, регулирующим антимонопольную политику, относятся следующие законы:

Органом, принимающим нормативно-правовые акты по антимонопольной деятельности и осуществляющим контроль над их соблюдением на всех финансовых и товарных рынках, является Федеральная антимонопольная служба.

ФАС РФ выполняет следующие функции:

  • контролирует соблюдение принятых законов по антимонопольной политике;
  • осуществляет надзор за заказом и поставкой товаров, оказанием услуг для нужд федерального значения;
  • контролирует выполнение работ и поставку товаров для субъектов и муниципалитетов.

В обязанности ФАС входит также осуществление контроля над деятельностью естественных монополий, повышение их прозрачности, а также обеспечение одинакового доступа к производимым им товарам.

Цели и задачи

Главные задачи антимонопольной политики заключаются в следующем:

  1. Обеспечение здоровой конкуренции и поддержка малого бизнеса.
  2. Устранение административных барьеров, ограничивающих создание конкурентной среды.
Цель государственного вмешательства в рыночные отношения – это запрет на концентрацию рыночной власти в одних руках, увеличение объема выпускаемой продукции и регулирование цен.

Регулирование рыночных отношений государством осуществляется прямо или косвенно. Для этого используют несколько способов.

Законодательные меры запрещают заключение соглашений о повышении цен и разделе рыночного влияния, в том числе с присуждением исключительных прав. Также они призваны контролировать слияние предприятий.

Экономические меры могут быть прямыми или косвенными. Прямое воздействие заключается в установлении максимальных цен на товар и ограничении нормы возможной прибыли. К косвенным мерам относят обложение налогами на продукцию и сверхприбыль.

Главные принципы

Принципы антимонопольной политики в любой стране направлены на развитие всех товарных рынков и создание добросовестных конкурентных отношений.

Выделяют три основных принципа деятельности государства в данном направлении:

  1. Либерализация рынков, вследствие чего активизируются конкурентные структуры. Создание эффективных конкурентоспособных предприятий делает возникновение монополий невозможным или невыгодным.
  2. Осуществление контроля над ростом цен и рентабельностью. Как правило, это направление касается естественных монополий (телеграф, железная дорога). Когда создание аналогичных структур не имеет смысла, государство следит за уровнем цен и ростом прибыли этих организаций.
  3. Прямое пресечение злоупотребления монополизмом путем применения специальных законов.

Пресекая монополистическую деятельность, государство заботится о правах и интересах потребителей.

Монополия и конкуренция

Рыночная экономика предполагает свободу действий для всех сторон: производителю – в создании продукции, потребителю – в ее приобретении. Однако экономический успех возможен только при наличии честной конкурентной борьбы.

Для участников рыночных отношений конкуренция заключается в соперничестве за самые выгодные условия производства товара или его продажи.

Конкуренция имеет различные формы. Она может проявляться внутри одной отрасли или между несколькими отраслями, когда в борьбе участвуют аналогичные или разные товары.

Конкуренция

Выделяют ценовую и неценовую конкуренцию. В первом случае приходится снижать цены на продукцию, тем самым уменьшая издержки или прибыль. Поэтому придерживаться такой политики могут только крупные предприятия.

Неценовая конкуренция предполагает техническое превосходство одного производителя над остальными. В этом случае конкурент выигрывает за счет более высокого качества товара по сравнению с другими.

Конкуренция считается свободной, когда на рынке присутствуют многочисленные поставщики и производители с одной стороны и покупатели с другой.

При этом все участники рыночных отношений находятся в абсолютно равных условиях и имеют одинаковые права и возможности.

Главное условие свободной конкуренции – отсутствие влияния на розничные цены отдельных производителей. Доля каждого из них в объеме производства не должна сильно отличаться от других.

Монополия – это переход одного из производителей в доминирующее положение, позволяющее ему контролировать весь рынок данной продукции.

Читайте также:   Методы добросовестной конкуренции в бизнесе

Монополия

Цель создания монополии – увеличение прибыли путем контроля над розничной ценой или объемом производства.

В итоге образуется монопольная цена, обеспечивающая сверхприбыль одному производителю и убытки всем остальным.

Монополии бывают естественными и искусственными. Первые образуются тогда, когда форма монополии является самым выгодным вариантом существования определенной отрасли.

При такой форме издержки минимальны, а производство не ограничено в объеме и развитии. Как правило, подобные предприятия используют природные ресурсы (нефть, газ, вода) и имеют множество потребителей.

К отечественным естественным монополиям относятся РЖД, «Почта России» и другие. На них действие антимонопольных законов не распространяется. Их основное назначение – исключение некачественных конкурентов в своих отраслях.

Все российские организации, работающие в статусе естественной монополии, регистрируются в реестре, который ведет ФАС. Перечень зарегистрированных организаций доступен на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы.

Цель создания данного реестра – контроль над ценами и тарифами на предприятиях. Вопросы, связанные с регистрацией естественной монополии, решает ФАС РФ. Чтобы найти нужную организацию в этом списке, необходимо ввести ее ИНН или наименование в поисковой строке.

Естественные монополии

Естественные монополии нельзя раздробить на несколько предприятий ввиду их высокой экономической эффективности. Однако это не значит, что они не подлежат государственному регулированию.

Государство ограничивает рост цен и тарифов естественных монополий, так как эти явления негативно влияют на экономическое развитие страны.

Бесконтрольное повышение цен в этих монополистических компаниях ведет к увеличению издержек в других сферах, разрыву межрегиональных связей и снижению платежей.

Вмешательство государства выражается в принудительном закреплении максимально допустимых цен на товар, производимый монополистом.

Искусственные монополии

Искусственные монополии возникают, когда одно предприятие или несколько объединившихся компаний подавляют аналогичные структуры в своей отрасли и получают огромную прибыль.

Их негативное воздействие на рынок заключается в следующем:

  • препятствуют вхождению в отрасль других форм;
  • владеют неограниченным доступом к энергоносителям и источникам сырья и ограничивают его для других компаний;
  • используют крупные капиталы для получения роста объемов производства;
  • выгодно выделяются среди конкурентов путем создания рекламы.

Искусственные монополии существует в таких формах, как:

  • синдикат – группа компаний, производящих одинаковую продукцию и реализующих ее в качестве общего достояния;
  • концерн – союз компаний, относящихся к разным промышленным отраслям, которым руководит головное предприятие;
  • трест – общее производство нескольких предпринимателей;
  • картель – союз предпринимателей, создающих однородную продукцию и реализующих ее самостоятельно на равных условиях;
  • консорциум – соглашение банков или предприятий, принятое на время совершения каких-либо крупных сделок.

Антимонопольная деятельность в отношении искусственных монополистов заключается в противодействии их образованию и разрушении существующих корпораций путем принудительного раздробления на несколько предприятий.

Российский опыт

Политика российского государства против монополизма сегодня преследует следующие цели:

  • обеспечить единое экономическое пространство на всей территории страны;
  • обеспечить прозрачность всех процессов, сопровождающих создание и функционирование коммерческих предприятий;
  • обеспечить свободный вход на рынок новым организациям;
  • устранение и профилактика недобросовестной конкуренции на рынках.

Важным инструментом антимонопольного регулирования является реестр, который содержит информацию о крупных предприятиях и облегчает контроль над их деятельностью.

Специалисты выделяют три способа для борьбы с монополизмом: раздробление крупных коммерческих объединений, создание новых предприятий и вовлечение иностранной конкуренции.

Разделение одной монополии на части не всегда бывает возможным, а замещение отечественного товара импортным чревато ликвидацией местных компаний.

Наиболее действенным в условиях российских реалий является создание новых, аналогичных монополисту, предприятий. В этом случае доминирующая компания сохраняется, к тому же появляются новые рабочие места и увеличивается объем продукции.

Применение этого способа сталкивается с проблемой нехватки инвесторов, желающих вложиться в будущие предприятия. Поэтому большую роль играет государственная поддержка малого бизнеса.

Монополисты в погоне за прибылью находят лазейки в существующих законах, поэтому органам, контролирующим эту сферу, необходимо постоянно совершенствовать документы, регулирующие деятельность предприятий.

Об авторе

Григорий Знайко
Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector