Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Проверка иностранных контрагентов: что необходимо учитывать

Проверка иностранного партнера

Успех деятельности предприятия во многом зависит от того, с каким контрагентом оно работает.

В случае с неблагонадежным иностранным партнером к проверке работы компании приступят группы специалистов различных ведомств.

К ним относятся налоговая и таможенная службы, органы валютного и экспортного контроля и др.

При этом предъявить претензии компании может каждый из перечисленных органов.

Цель и основные задачи

Основная цель проверки контрагента – это удостоверение в его благонадежности и порядочности, чтобы в дальнейшем не могло быть никаких проблем с налоговой и прочими контролирующими органами.

Последствия связи с сомнительной компанией могут вылиться в отказ в предоставлении налогового вычета или признание сделки неблагонадежной.

Происходит это в случае уличения в необоснованной налоговой выгоде и неподтвержденных расходах.

При этом российское законодательство не требует обязательного проведения процедуры, но контролирующие органы очень внимательны к данному вопросу и с предельной тщательностью проверяют всех контрагентов, особенно иностранных.

Неблагонадежный партнер

Чтобы проверить партнера, в первую очередь необходимо использовать государственные реестры предприятий (наподобие отечественного ЕГРЮЛ).

Обычно такая база данных полностью открыта для иностранных лиц, так что использование реестра других государств пройдет без проблем.

Во-первых, задача проверки заключается в определении правового статуса контрагента и правосубъектности его представителя.

Во-вторых, проверка необходима с целью его идентификации, определения деловой репутации и актуальности сведений относительно имущественного состояния.

К ним относятся:

  • платежеспособность;
  • объем валового дохода;
  • численность штата;
  • каналы сбыта продукции;
  • отзывы партнеров;
  • деловая репутация;
  • наличие открытого судопроизводства.

В третьих, в процессе действия соглашения о сотрудничестве важно не упускать из поля зрения финансовое положение потенциального делового партнера.

Чтобы определить степень правосубъектности, необходимо обращать внимание на наличие следующих признаков:

  • полное наименование предприятия;
  • организационно-правовая форма;
  • домициль (место постоянного жительства частного лица или место регистрации – юридического);
  • юрисдикция (страна регистрации).

В процессе выявления всех этих признаков необходимо учитывать разницу между законодательствами государств.

Преддоговорная ответственность

Также следует учитывать преддоговорную ответственность, предусмотренную ст. 434. 1 Гражданского кодекса РФ, действующую в соответствии с международной доктриной «culpa in contrahendo».

Необходимо помнить, что при недобросовестном проведении переговоров стороны несут ответственность перед государством.

К таким ситуациям имеют отношение, например, недостоверное предоставление информации юридическому отделу и др.

Отечественные и зарубежные каналы

При желании или необходимости следует использовать соответствующие информационные источники, которые могут быть как платными, так и бесплатными в зависимости от полноты их применения.

Среди самых известных можно назвать:

  • самостоятельный поиск контрагентов через интернет;
  • использование различных международных справочников;
  • поиск через РАФП на сайте ФНС РФ;
  • самостоятельный поиск сведений на безвозмездной основе на сайтах налоговых ведомств зарубежных государств (например, в Великобритании это сайт «Companies House»);
  • обращение к международному ресурсу, содержащему данные по всем странам (например, сервис «Интерфакс – Дан энд Брэдстрит»).

На сайтах зарубежных ведомств в строке поиска обычно вводят ИНН и наименование организации.

Можно выполнить запрос документов напрямую у иностранного агента: его отказ должен явиться первым признаком недобросовестности.

Также в международной практике уже давно используется такой вариант, как заверение своего состояния контрагентом.

В России его стали применять немного позже, но согласно ст. 431.2 ГК РФ стороны сделки должны предоставить друг другу:

  • учредительные документы;
  • свидетельство ИНН;
  • лицензию на деятельность.

Что касается отечественных источников, к ним можно отнести ЕГРЮЛ. Данные из выписки можно сверить с записями из налоговой.

Способы проверки контрагентов

Запросить информацию о партнере можно как в электронном виде через различные интернет-порталы, так и в письменном, сделав запрос в налоговые других стран или в международные сервисы.

Электронные выписки

Информацию в данном формате можно получить из торгового реестра Европейского союза через портал Schmidt & Schmidt.

Читайте также:   Чем занимается Роспотребнадзор: функции, полномочия, задачи

В полученном электронном документе существуют данные относительно:

  • внешнеторговых сделок контрагентов и подготовленных договоров;
  • существующих исковых заявлений;
  • платежеспособности контрагента.

Сервис можно использовать для оформления внешнеторговых документов или для регистрации юридических лиц с иностранным участием.

Такие электронные выписки можно запросить из следующих источников:

  • реестра банкротств стран ЕС;
  • налоговых органов с целью проверки налоговых номеров;
  • реестра недвижимости ЕС.
Для получения документа в электронном формате следует зайти на сайт организации или посредника, занимающегося подобными услугами, сделать запрос и оплатить указанную стоимость за формат документа.

Например, на сайте налоговой необходимо:

  • ввести название компании и ИНН/ОГРН;
  • выбрать требуемую компанию из предложенных вариантов;
  • просмотреть основные доступные сведения;
  • скачать отчеты о деятельности предприятия в требуемом для судебного разбирательства формате;
  • получить дополнительную информацию («однодневки», платежеспособность, риски);
  • оценить деловую репутацию партнера, изучить советы юристов и налоговых экспертов;
  • выполнить анализ предлагаемого к подписанию контрагентом договора.

Письменные отчеты

В случае нежелания воспользоваться онлайн-ресурсами можно сделать официальный запрос по месту учета контрагента в ФНС и получить информацию о/об:

  • исполнении им своих налоговых обязательств;
  • предоставлении отчетов;
  • наличии/отсутствии дисквалификации из реестра юридических лиц;
  • месте регистрации предприятия.

Кроме этого, нелишним будет выехать по месту нахождения компании и составить акт выезда с подписями 2-х лиц.

Перед подписанием документа необходимо запросить у контрагента папку со следующими бумагами и отчетами:

  • Устав организации;
  • свидетельство о внесении сведений в реестр ЕГРЮЛ;
  • свидетельство о постановке организации на учет в налоговых органах;
  • протокол о назначении генерального директора;
  • выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  • среднесписочная численность;
  • налоговая и бухгалтерская отчетность;
  • лицензии;
  • сведения о движимом и недвижимом имуществе.

Риски и возможные последствия сотрудничества с неблагонадежными контрагентами

Неблагонадежность контрагента можно выявить согласно тем же признакам, которые используют налоговые органы:

  • «массовость» юридических адресов;
  • «массовость» руководителя предприятия;
  • регистрация руководителя и учредителя в одном лице или регистрация руководителя в другом регионе/сельской местности;
  • факты нарушения уплаты налогов или систематического непредоставления отчетности;
  • отсутствие у предприятия основных средств для хозяйственной деятельности или получение работниками зарплаты ниже минимальной;
  • отчетность с постоянными убытками.

Если контрагент является индивидуальным предпринимателем, подозрение должен вызвать его одновременный статус руководителя и работника.

В результате сотрудничества с непроверенным контрагентом компания может потерять значительную часть средств, в отношении которых в дальнейшем будет тяжело произвести возврат.

Универсальный способ борьбы после утраты капитала с неблагонадежным контрагентом — обращение с исковым заявлением в суд.

В соответствии со ст. 158 УК РФ о мошенничестве, утерянные средства можно получать небольшими частями на протяжении длительного периода. Здесь все уже зависит от дохода нечестного «партнера».

Заключение

Бизнес без сотрудничества и постоянных заказов, а также стабильных партнеров невозможен. Поэтому в процессе его ведения очень важно иметь достаточное количество связей, которые обеспечивают развитие и расширение предприятия.

Но чтобы свести риски финансовых потерь к минимуму, нужно проверять каждого нового партнера перед началом сотрудничества на благонадежность, собирая информацию о нем из различных источников.

Следует также изучать историю его развития и становления, контролировать текущие дела у существующих партнеров, ведь времена меняются: любое предприятие может переживать трудности, которые способны негативным образом отразиться и на жизни партнеров.

Об общих принципах проверки контрагентов можно узнать из видео.

Об авторе

Григорий Знайко
Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector