Содержание статьи
Приказ о распределении обязанностей между сотрудниками — это документ, с помощью которого руководство делегирует функционал работников компании. Унифицированная форма отсутствует.
Что такое распределение и перераспределение обязанностей
Если говорить, как называется перераспределение обязанностей между работниками, то по-другому это — разделение функционала по сотрудникам. Под распределением деятельности можно понимать и делегирование, что означает передачу задач или компетенций от руководителя к подчиненному.
Разработка положения о распределении должностных обязанностей актуальна для крупных компаний, например, производственных предприятий, фирм со множественными обособленными подразделениями, где трудится большое количество специалистов и руководству важно понимать, какой сотрудник отвечает за тот или иной участок работы.
Разграничение трудовых функций способствует:
- повышению согласованности в деятельности специалистов;
- упрощению процесса управления персоналом в компании, облегчает понимание производственных процессов.
Метод распределения функционала применяют в следующих ситуациях:
- При уходе одного сотрудника в ежегодный оплачиваемый отпуск, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком и т.п.
- Сильной загруженности одного специалиста.
- Создании/открытии нового подразделения.
- Вводе в штатное расписание компании нового специалиста для выполнения конкретных работ.
Особенности для бухгалтерии
В маленьких фирмах работает небольшое количество бухгалтеров, поэтому распределение функционала там не так важно. Специалисты, как правило, заменяют друг друга в случае необходимости, и приказ о распределении обязанностей между сотрудниками бухгалтерии необходим в крупной организации для облегчения ведения бухгалтерского учета. В крупных компаниях предусмотрен большой штат сотрудников бухгалтерии, каждому работнику отводится отдельный участок работы. Для примера выделим основные отделы бухгалтерии:
- Расчетный. Занимается начислением зарплаты, иных выплат работникам и страховых взносов.
- Материальный. На этот отдел ложится ответственность за оприходование документов от поставщиков и списание материалов.
- Финансовый. Отдел занимается учетом движения по расчетным счетам и кассе компании.
- Налоговый. Начисляет и проводит обязательные платежи.
- Производственный. Ведет учет себестоимости товаров/продукции.
- Реализация. Формирует документы для покупателей.
Если в бухгалтерии функционал распределен в соответствии с участками работы, то необходимо издать приказ кадров о разграничении полномочий по участку и ознакомить с ним всех сотрудников бухгалтерии.
Помимо бухгалтерии, в разграничении трудовых обязанностей на предприятиях часто нуждается и отдел кадров. В организации отдел кадров ведет следующие виды работ:
- Кадровое делопроизводство (оформление документов по учету и движению кадров).
- Обеспечение компании персоналом (выявление потребности в работниках, размещение вакансий, подбор, отбор персонала).
- Проведение оценки, адаптации, аттестации персонала.
- Ведение кадровой отчетности в соответствующих службах.
- Ведение воинского учета.
В крупных компаниях с большим количеством персонала каждый специалист отдела кадров ведет индивидуальный участок работы, в связи с чем издают приказ о разделении обязанностей между работниками отдела кадров и знакомят с ним кадровых специалистов под роспись.
Как оформить распределение и перераспределение
Инструкция, как оформить распределение обязанностей между работниками, проста — процедура проводится с помощью издания соответствующего приказа. Разграничение функционала допускается при письменном согласии сотрудников. После оформления приказа с его содержанием знакомят работников под роспись.
Какие документы понадобятся
О праве на распределение функционала и корректировку должностных инструкций работодателем упоминается в письме Роструда РФ от 31.10.2007 № 4412-6. Разграничивая трудовую деятельность между сотрудниками, руководство компании не должно забывать, что данная процедура проводится в соответствии со ст. 72 ТК РФ по письменному соглашению сторон, так как трудовая функция относится к обязательным условиям трудового договора (ст. 57 ТК РФ).
Как подготовить приказ
Документ, разграничивающий функционал, содержит следующие сведения:
- наименование организации;
- дату и номер;
- место издания;
- номер;
- причины, цели оформления;
- информацию о том, для чего составляется, какие обязанности принимаются;
- должности, ФИО специалистов;
- должность и подпись руководителя компании;
- должности, ФИО сотрудников, которым необходимо расписаться в распоряжении.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как распределить обязанности между работниками бухгалтерии. Используйте эти инструкции бесплатно.
Примерный образец приказа о перераспределении должностных обязанностей выглядит так:
Пример протокола:
Профсоюзный комитет ООО «www.znaybiz.ru» ПРОТОКОЛ № 1 20.12.2021 г. Санкт-Петербург Присутствовало на заседании 12 человек. Повестка дня
По вопросу слушали председателя профсоюзного комитета Антонову О.Ю., которая предложила члена актива профкома Аленину И.Р. назначить ответственной за подбор и закупку подарков членам профсоюза. И предложила члена актива профкома Комиссарова П.Г. назначить ответственным за выбор заведений для проведения корпоративных мероприятий. Постановили: распределить обязанности членов актива профкома в соответствии с предложениями председателя профкома. Голосовали: 12 — за, 0 — против, 0 — воздержались. Председатель первичной профсоюзной организации Антонова Антонова О.Ю. |
Как и сколько хранить приказ
Приказ о разграничении функций относится к распорядительным документам по основной или общей деятельности, его подшивают в соответствующую папку. В соответствии с п. 19 Приказа Росархива от 20.12.2019 № 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения» распорядительный документ хранится постоянно.
Об авторе
- С 2012 по 2021 гг. работала в детской библиотечной системе в должности заведующего отделом кадров, в настоящее время работаю в должности специалиста по документообороту в коммерческой организации, которая занимается производством и продажей упаковки.
Стоит отметить, что разграничение обязанностей в компании принесет пользу не только руководству, которое всегда будет в курсе, что и с кого можно спросить. Но и позволит избежать недомолвок и разногласий со стороны самих работников коллектива, каждый сотрудник будет четко знать свои функции и понимать, от чего зависит уровень заработной платы.