Содержание статьи
- Что такое маркировка товаров
- Необходимость внедрения в России на 2020 год
- Какие товары должны маркироваться, и в какие сроки
- Последние новости
- Оператор системы маркировок
- Порядок проведения и этапы внедрения цифровой маркировки товаров
- Работа системы маркировки и закон о маркировке товаров
- Подготовка к маркировке
- Штрафы и ответственность
Под маркировкой товаров принято понимать текст, рисунок или иное условное обозначение, наносимое на товар или его упаковку. Цель – доведение до потребителя ключевых сведений о товаре.
В качестве регламента по данному вопросу выступает Закон РФ «О защите прав потребителей» №2300-1. Каковы нормативные требования к маркировке товаров, и есть ли изменения в 2020 году?
Что такое маркировка товаров
Маркировка товаров – любая информация о товаре, нанесенная на него или упаковку, этикетку. Основные функции маркировки – информационная, идентифицирующая, эмоциональная, мотивационная.
- Информационная. В рамках этой функции маркировка позволяет предоставить покупателю необходимую информацию о товаре. Это адрес и название производителя, технический регламент, регулирующий качество товара, данные о ключевых потребительских качествах, состав, пищевая ценность, эффективность с энергетической точки зрения, продолжительность службы.
- Идентифицирующая. В ходе обеспечения этой функции маркировка доводит до продавцов, покупателей, контролирующих служб сведения, способствующие идентификации товаров и установления факта их соответствия действующим законодательным нормативам – государственным стандартам, уровню безопасности, договорам.
- Эмоциональная. В этом случае товарная маркировка призвана оказать влияние на психическое и эмоциональное состояние потребителя, вызвать у него определенные ассоциации, привлечь внимание в целях повышения объема продаж.
- Мотивационная. Основная задача – стимулирование реализации товара. Ведь это позволит производителю увеличить объемы реализации и нарастить прибыль.
Структура маркировки товара является достаточно простой. Это первое, с чем сталкивается потребитель в процессе совершения покупки товара. Есть несколько элементов, из которых она состоит:
- текстовая часть;
- рисунок;
- знаки информационного характера.
На практике чаще всего используется текст, т. к. это самый простой и доступный способ донесения сведений до потребителя. Наряду с этим законы маркетинга и государственные нормативы выделяют несколько требований, которым должна соответствовать качественная маркировка:
- простота понимания и восприятия;
- четкость и разборчивость;
- устойчивость к влиянию климатических условий;
- сохранность в течение всего времени использования;
- обеспечение безопасного применения товаров.
Маркировка может быть производственной и торговой. В первом случае информация наносится изготовителем товаров, во втором – посредником (продавцом или поставщиком).
Таким образом, под маркировкой принято понимать информационную запись, наносимую на упаковку, этикетку, продукцию или ярлык в целях повышения идентификации товара и ускорения процесса перевозки, хранения, реализации. Она представлена кодом, цифрами, записями и изображениями, а также прочими условными обозначениями. Детальное определение дано в ФЗ №487 от 31 декабря 2017 года.
Необходимость внедрения в России на 2020 год
Правительством Российской Федерации 28 апреля 2018 года было выпущено Распоряжение №792-р. Цель его формирования – утверждение перечня из десяти товарных позиций, которые станут подлежать обязательной маркировке, начиная с 2019 года.
Пояснительная записка к данной законодательной норме свидетельствует о том, что цель данного нововведения заключается в снижении оборота контрабанды и контрафактной продукции.
В качестве инициатора выпуска документа выступает Министерство промышленности и торговли РФ. Государство старается построить систему, позволяющую отследить изделия, оказывающиеся на российском рынке. Конечная задача заключается в создании единой информационной базы, содержащей данные об изготовителе, нюансах доставки, поступления товаров на оптовые базы и в розничные торговые объекты.
В Распоряжении устанавливаются временные рамки внедрения нового торгового режима. Автоматизированная база, попадающая под учет, формируется в качестве каталога (электронного). В нее будут включены данные об изготовителях, поставщиках, подрядчиках, промежуточных оптовых звеньях, транспортировке товаров.
Какие товары должны маркироваться, и в какие сроки
Начало действия Распоряжения, изданного Правительством, приходится на 1 января 2019 года. Однако для различных товарных групп предусмотрены разные временные рамки внедрения маркировки. В Распоряжении №792-р присутствует информация о следующих категориях:
- табачные изделия – с 1 марта 2019 года;
- постельное белье и прочие бытовые принадлежности из текстиля, а также одежда – с 1 декабря (включая верхнюю одежду, блузы и рубашки для женщин);
- обувь – с 1 июля 2019 года;
- продукция для создания фото – камеры и вспышки – с 1 декабря;
- парфюмерия – с 1 декабря;
- покрышки и шины – с 1 декабря.
Последние новости
Министерство промышленности и торговли стало инициатором не только маркировки, но и регулятором порядков, сроков начала работы по новым правилам. Более того, предприниматель вправе осуществить переход на обновленную систему раньше установленного срока. Это позволит:
- произвести оценку степени готовности бизнеса к работе по новому регламенту;
- упорядочить внутренний функционал;
- адаптировать предпринимательскую деятельность к изменениям в законодательстве;
- организовать обучение работников;
- полностью подстроиться под новые правила;
- избежать штрафов, которые во время тестового периода не действуют.
Чтобы включиться в проект, предприятие должно:
- зарегистрироваться и иметь на руках комплекс учредительных документов;
- обзавестись техническим обеспечением – контрольно-кассовыми машинами, сканером 2D, программным обеспечением;
- оформиться в системе ЭДО в целях дальнейшего распознавания кодов и фиксирования перемещения товарных позиций.
Оператор системы маркировок
В качестве оператора системы маркировок в России выступает организация ЦПРТ – Центр развития перспективных технологий – Честный ЗНАК. Это единый орган, обеспечивающий контроль и учет движения тех или иных товаров, а также защиту прав потребителей.
Цель данной организации заключается в полном вытеснении с рынка отраслей подделок, контрабандных, контрафактных товаров.
Порядок проведения и этапы внедрения цифровой маркировки товаров
Процесс внедрения нововведений и сроки его завершения определяются конкретной категорией товаров.
Лекарства
В настоящее время их маркировка не является обязательной, последние новости по этой теме выходили 24 января 2017 года. Постановление Правительства РФ №62 содержит информацию о том, что нанесение на ампулы, блистеры, коробки и флаконы информации происходит в качестве эксперимента.
Добровольное присоединение к новой программе может быть осуществлено только в том случае, если бизнес зарегистрирован официально, а торговые точки имеют нужное материально-техническое обеспечение. Немаловажную роль играет прохождение процедуры регистрации в автоматизированной базе фармацевтических препаратов.
Срок, в который нужно уложиться в процессе внедрения маркировки, был продлен Правительством. Изначально устанавливались временные рамки до завершения 2018 года. Однако после того как был принят ФЗ №425, срок продлили до окончания 2019. Предполагаются следующие нововведения:
- снабжение заводских упаковок специальными идентификационными кодами;
- синхронизация сведений с автоматизированной базой.
Табачные изделия
Начиная с марта 2019 года, сигареты, не подвергшиеся маркировки, станут товарами незаконного оборота. Производители обязуются:
- заняться установкой считывающего оборудования в целях синхронизации функционирования сканирующих устройств;
- купить и настроить принтеры;
- обеспечить внедрение ЭДО.
Оптовые специалисты в соответствии с нормами законодательства должны:
- установить терминалы формата 2D, предназначенные для сбора данных;
- получить КЭП усиленного типа;
- пройти официальную процедуру регистрации в ЭДО.
Обувь
Тестовый проект относительно маркировки обуви начнет действовать с 1 июля 2019 года. До этого времени каждый желающий предприниматель может стать участником программы в добровольном порядке и адаптировать весь бизнес.
Новые требования распространяются на отечественных производителей, лиц, осуществляющих импорт, оптовую, розничную торговлю. Нанесению кодовых обозначений и знаков подлежат следующие виды продукции:
- кожа;
- замша;
- текстиль;
- фетр;
- материалы синтетического происхождения.
Обувь специального назначения, как и войлок, резина в этот перечень не входят.
Вебинар по маркировке обуви представлен ниже.
Одежда (товары легкой промышленности)
Согласно Распоряжению №792-р от 28 апреля 2018 года, срок внедрения обязательной маркировки одежды – с 1 декабря 2019 года. Нововведение распространяется на следующие товарные группы:
- одежда из натуральной кожи;
- изделия из композиционного кожного материала;
- рабочие костюмы;
- блузы из трикотажа ручного и машинного изготовления;
- предметы верхней одежды (пальто, накидки, куртки, плащи, ветровки).
Духи и туалетная вода
Парфюмерия также будет подлежать маркировке с 1 декабря 2019 года. Многие крупные магазины, такие как ЛЭТУАЛЬ, ИВ РОШЕ, уже начали активную подготовку к вступлению в программу.
Обязательным станет нанесение кодов и знаков. Подвергать этой процедуре нужно будет следующие товарные категории: духи (сухие и жидкие), туалетная, парфюмерная вода.
Пивная продукция
На сегодняшний день, в соответствии с нормами российского законодательства, маркировке подлежит спиртное повышенной крепости и вино. Но планируется ужесточить требования, включив в этот перечень пенные напитки – пиво, сидр, медовуху.
Внедрение нововведения является актуальным в силу большого количества причин:
- без применения специальных акцизов легальные рыночные участники не могут стать конкурентами продавцам доступной по цене продукции;
- отсутствие маркировки создает трудности в процессе контроля подпольных производств.
Шины и покрышки
С 1 декабря 2019 года идентификация затронет торговую деятельность, подразумевающую реализацию пневматических покрышек. Штриховой код будет содержать следующие сведения:
- страна-изготовитель продукции;
- имеющиеся производственные мощности;
- импортер товара;
- дата производства;
- срок полезного использования;
- сезонные особенности (нюансы эксплуатации в тех или иных температурных условиях).
Продажа покрышек подразумевает сканирование 2D-кода, посредством которого онлайн-касса сможет зафиксировать продажу товаров конечному потребителю. После этого оператор фискальных данных отправит сведения в соответствующую базу.
Фотоаппараты и лампы-вспышки
С 1 декабря 2019 года обязательной станет маркировка фотоаппаратов и ламп-вспышек. В соответствии с нормами законодательства она должна содержать те же сведения, что и прочие товары. Многие производители данной техники уже перешли на новую систему и тестируют ее.
Работа системы маркировки и закон о маркировке товаров
Данная система опирается на уже существующую законодательную норму – ФЗ №487 от 31 декабря 2017 года. В нем сказано, что товары, не соответствующие нормам и принципам маркировки, не могут быть реализованы.
В Распоряжении №792-р утверждены базовые принципы, в соответствии с которыми будет производиться обязательная маркировка товаров, а также списки товаров, подлежащих ей.
Подготовка к маркировке
Чтобы принять участие в системе маркировки, к этому нужно подготовиться.
- Подать заявление на официальном web-ресурсе ЦРПТ. Делается это на бесплатной основе и оперативно, т. к. имеется готовая форма.
- Подключить онлайн-кассу. Сведения о реализации ОФД будут отправляться в автоматическом порядке, а оттуда поступят в ЦРПТ.
- Активировать сканер штриховых кодов с опцией 2D считывания.
- Обеспечить взаимодействие с кодовыми обозначениями маркировки.
Штрафы и ответственность
Несоблюдение норм законодательства чревато несением административной ответственности по ст. 15.12 КоАП РФ. В ч. 1 сказано, что несоответствие маркировки нормам законодательства подразумевает начисление штрафа в следующих размерах:
- для ИП – 5000 – 10 000 руб.;
- для ЮЛ – 50 000 – 100 000 руб.
Наряду с этим продукция, которая не была маркирована, изымается из оборота в принудительном порядке. В ряде ситуаций наступает уголовная ответственность. Например, если стоимость продукции выше, чем крупный или особо крупный размер, установленный на законодательном уровне.
Согласно ст. 169 УК РФ, крупный ущерб – 1,5 млн. руб. По ст. 171.1 УК РФ в этом случае предусмотрен штраф в размере до 300 000 руб. или лишение свободы до трех лет с сопутствующей штрафной санкцией в 80 000 руб.
Оборот алкогольной продукции без маркировки карается штрафом в 500 000 руб. или лишением свободы на тот же срок с санкцией в 120 000 руб.
Специальный репортаж канала Россия-24 о системе маркировки Честный ЗНАК представлен ниже на видео.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются