Содержание статьи
При возникновении нового предприятия или другой компании фирменное наименование является одним из вариантов индивидуализации юридического лица.
Оно указывает на собственника, его организационно-правовую форму, обеспечивает неприкосновенность компании. В целом название призвано выделить предприятие из числа других.
Общая информация
Фирменное наименование – это средство индивидуализации коммерческих предприятий.
Характерная особенность названия – его наличие у каждого юридического лица.
Что касается товарного знака, то некоммерческие организации и индивидуальные предприниматели не имеют права на его держание.
При этом название некоммерческого предприятия находится под защитой закона, но суды в защите данного права по факту отказывают.
Правовой аспект
Как указывает ст. 1473 Гражданского кодекса РФ, юридические лица должны обладать фирменным наименованием. Это относится и к кредитным организациям, действующим под данным названием.
Согласно Парижской конвенции от 20.03.1883 и ст. 1225 ГК РФ, индивидуальное название каждой коммерческой или промышленной компании находится под защитой.
При этом такой защитой оно наделено со дня регистрации предприятия (см. ст. 1473 и ст. 1475 ГК РФ).
П. 1 ст. 1474 ГК РФ дает юридическому лицу право использовать свое индивидуальное название любым не противоречащим законодательству способом.
На основании п. 4 данной статьи владелец наименования вправе обратиться в суд с требованием прекратить применение имени, если произошло его использование до признаков смешения другим предприятием, работающим в таком же направлении.
Отличие от товарного знака
Основное предназначение фирменного наименования – это индивидуализация, которая обеспечивает распознавание поставщика на рынке как потребителями, так и партнерами или конкурентами.
Название предприятия указывается во всех документах и используется при формировании печати.
Кроме того, по названию можно определить статус предприятия, его направленность в деятельности и происхождение.
Также его наличие играет весомую роль в государственных экономических отношениях.
Различия касаются следующих пунктов:
- Иметь товарный знак не обязательно.
- Фирменное наименование нельзя использовать до регистрации предприятия.
- Чтобы товарный знак стал охраняем, нужно пройти длительную и порой мучительную процедуру оформления. При этом предприятие должно находиться в госреестре юридических лиц.
- Правоустанавливающий документ на товарный знак имеет период действия в 10 лет. В качестве него выступает свидетельство о госрегистрации.
Государственная регистрация
Исходя из гл. 76 ГК РФ, фирменное наименование прописывается в Уставе организации, основном учредительном документе организации.
Одновременно с этим событием выполняется внесение юридического лица в Единый государственный реестр (ЕГРЮЛ). Такое действие и является регистрацией фирменного названия.
При необходимости внесения изменений необходимо делать новую запись в Устав с последующей подачей документов в налоговую службу (ФНС РФ), которая и заменит информацию о юридическом лице в реестре предприятий.
Проверка полученной документации в ФНС выполняется в течение 30 дней, после чего вносится запись в госреестр.
Если же пакет будет неполным или неточным, пользователь уведомляется об этом для исправления ситуации.
Защита прав
Нарушение применения фирменного названия происходит в нескольких случаях, перечисленных в законодательных актах:
- использование названия, тождественного до признаков смешения, предприятием аналогичной сферы деятельности;
- регистрация и использование товарного знака, схожего до смешения с фирменным названием;
- регистрация домена с таким же наименованием, использование чужого названия в собственных документах, рекламе;
- выдвижение коммерческого предложения с использованием чужого имени.
Согласно ст. 1474 ГК РФ, во всех случаях нарушителем будет считаться лицо, которое использовало имя позже.
Предприниматель будет иметь повышенную ответственность согласно Гражданскому Кодексу РФ.
Признаки тождественности
Определить тождественное наименование достаточно легко.
Во-первых, это графические совпадения. Они касаются таких явлений, как:
- использование эквивалентных букв алфавита с целью передачи одинакового смысла (например, ООО «Окно» и ООО «Okno»);
- написание одинаковых букв с различным регистром (ООО «УРАЛМАШ» и ООО «Уралмаш»);
- применение различных символов и знаков с целью разъединения одинаковых фраз или слов (ООО «Месяц солнце» и ООО «Месяц-солнце»);
- употребление отдельных букв в тождественных названиях (ООО «Магистр» и ООО «Магистр и К»).
Во-вторых, к смысловым смешениям относят:
- использование родовых или видовых признаков предмета в дополнении слов (например, ООО «Алмаз» и ООО «Алмаз в кольце» или ООО «Мастер» и ООО ЖЭК «Мастер»);
- совмещение словесного обозначения и символов (ООО «Ру» и ООО «Точка Ру»);
- разная организационно-правовая форма при одинаковом названии (ООО и ОАО, а название при этом «Лепесток»).
Примером звуковой схожести является произношение различно написанных слов, которое дает одно звучание (Дымов и Дымофф).
Все перечисленные признаки можно определять как по отдельности, так и при одновременном их использовании.
Ответственность за незаконное использование
Согласно законодательству, предприятие не вправе использовать наименование, которое является тождественным с другим и вводит потребителя в заблуждение.
Такое требование касается одного вида деятельности и единой территориальной зоны.
В случае нарушения требования юридическое лицо несет административную и уголовную ответственность.
Для защиты фирменного названия применяются такие средства:
- требование о смене наименования прочим юридическим лицом;
- запрет использования тождественного обозначения, имеющего признаки смешения;
- признание недействительной защиту права на схожий с именем товарный знак;
- требование компенсации морального ущерба.
В последнем случае оценить нанесенный ущерб в денежном эквиваленте достаточно сложно, поэтому данный вариант встречается редко.
Недопустимо, чтобы оно походило на наименования уже существующих компаний или делало намек на другое предприятие со сходным звучанием и похожей символикой.
О праве на фирменное наименование можно узнать из видеоролика.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2018.12.04НДФЛПравила проставления печати на 2-НДФЛ в 2020 году
- 2018.12.04Уставные документыЧто означает ОГРН и как его узнать по ИНН
- 2018.11.13Получить или проверить лицензиюПолучение лицензии для медкабинета: какое требуется оснащение
- 2018.11.13Общие вопросыКакие права есть у акционеров: основания для классификации