Содержание статьи
Производственные конфликты встречаются повсеместно, поскольку человеческое общество предполагает различные модели поведения и реакции на это со стороны социума.
Для того чтобы спорные ситуации не сказывались на качестве и процессе работы, необходимо иметь четкое представление о ряде важных моментов.
О том, почему возникают конфликты, в каком виде они могут проявляться и что будет без своевременного урегулирования ситуации, будет рассказано ниже.
Причины и источники
Разногласия в трудовом коллективе могут нести как отрицательный, так и положительный характер воздействия на общую атмосферу.
Если конфликт в организации не переходит рамки дозволенного, не перерастает в серьезные споры и не влечет разлада общей работы, то в итоге может быть полезен для сотрудников и их руководителей.
Сюда относят возможность выявлять скрытые проблемы организации, планировать более эффективные стратегии для развития не только самой компании, но и ее коллектива.
Чтобы понять, какое воздействие на работу организации оказывает тот или иной конфликт, следует разобраться с его причинами.
К таковым относят следующие:
- распределение общих ресурсов производственного характера, происходящее с нарушением чьих-либо интересов (необоснованное различие в заработной плате, неправильное распределение материалов роботы и др.);
- выполнение трудовых функций конкретным работником или группой таких людей, не соответствующее целям деятельности организации и сказавшееся на работе одного или нескольких человек;
- различные взгляды на рабочую ситуацию и оценку человеческих и профессиональных ценностей;
- отсутствие взаимопонимания и слаженной работы между сотрудниками ввиду отличий по возрасту, опыту, стажу, образованию;
- некачественное информирование сотрудников о рабочем процессе;
- некорректная оценка работы лиц и распределение обязанностей, влекущее пересечение нескольких сфер деятельности;
- неточности при постановке трудовых задач.
Источниками таких проблем могут выступать не только работодатели, недобросовестно подходящие к организации работы, но и сотрудники.
Основные функции и роль
Значение конфликтов для деятельности организации определяется исходя из видов спорных ситуаций и аспектов, которые ими затрагиваются.
Рассматриваемые конфликты можно условно разделить на два вида. Они и определяют роль спорных моментов в деятельности любой компании:
- Функциональные. Прохождение и разрешение данного вида конфликтов приводит к повышению эффективности труда сотрудников. Посредством споров определяется подходящая стратегия дальнейшего развития компании, что играет положительную роль в ее будущей работе.
- Дисфункциональные. Здесь конфликт носит полностью негативный характер, поскольку ведет к ухудшению или к полному исключению личностного комфорта при работе в коллективе, а также разбивает групповые взаимосвязи. Нередко это влечет нарушение порядка управления организацией и осуществления основной деятельности.
Поэтому первой стадией при разрешении возникшего конфликта выступает оценка его вида и роли с точки зрения пользы или вреда, которые может принести спорная ситуация.
Типы и характеристика
Предусматривается также разделение производственных конфликтов на типы, которые устанавливаются исходя из состава конфликтующих сторон и могут затрагивать как одного человека, так и несколько групп сотрудников.
Можно определить четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между индивидом и группой, межгрупповой.
Внутриличностное противоречие
Данный вариант конфликта касается одного сотрудника и проявляется в несоответствии предъявляемых требований со стороны работодателя тем ценностям и личностным принципам, которым придерживается рассматриваемое лицо.
Также сюда можно отнести ситуации, при которых трудовые функции и условия их выполнения идут вразрез друг другу, что вызывает у сотрудника сомнения и влияет на его работоспособность.
В итоге лицо может находиться в постоянном стрессе, чувствовать усталость, недосып и т.д.
Примером внутриличностного конфликта выступает неудовлетворенность работой, которой занят человек, из-за чего снижается его активность, обостряются стрессовые ситуации. В целом это влияет на его общее самочувствие.
Однако подобный вариант не всегда может привести к отрицательному результату.
Нередко в таких ситуациях людям приходится обращаться к психологам.
Межличностные разногласия
В данной ситуации конфликтная ситуация возникает между разными людьми. Здесь происходит столкновение интересов, которые не совпадают, что приводит к нарушению рабочего процесса, успех которого – общая цель конфликтующих сторон.
Внутри организации могут столкнуться категории сотрудников, обладающие различным уровнем должностей и объемом полномочий.
Причинами таких конфликтов выступают личные принципы и взгляды на работу, которые не соответствуют тем же позициям оппонента.
Пример межличностного конфликта – спор между руководителями двух разных отделов.
Такие лица могут спорить относительно распределения рабочей силы, предоставленных для осуществления труда ресурсов, денежных средств.
Цель общая – выполнить план, оказать услугу, продать товар и т.п. Однако взгляды на использование средств отличаются ввиду различий не в должностях, а в характере работы.
Данный пример ярко отражает столкновение рабочих интересов двух сотрудников.
Между индивидом и группой
При таком варианте столкновение может произойти как между работниками организации (а именно одним сотрудником и отдельным объединением его коллег), так и между руководством и подчиненными.
Смысл такого конфликта в том, что взгляды личности не совпадают с общим устоявшимся мнением отдельной группы лиц, независимо от того, кто выступает сторонами спорной ситуации.
При этом возможность положительного разрешения конфликта между группой и одним сотрудником допускается только в том случае, если будет найден компромисс за счет совместного обсуждения проблемы.
Примером такого конфликта выступает спор между руководителем и группой непосредственно подчиняющихся ему сотрудников.
Нередко руководство предъявляет требования, которые работникам кажутся слишком строгими и завышенными, что порождает постоянные споры, отказ от выполнения трудовых функций, задержку рабочего процесса и проч.
Межгрупповой спор
Конфликт в данном случае может возникать между неформальными группами, то есть объединениями работников по интересам и взглядам, а также между руководящими лицами и их подчиненными.
Причинами спора могут быть как банальные вопросы распределения ресурсов для работы, так и взгляды относительно рабочего процесса для достижения поставленных результатов.
Примером межгруппового конфликта выступает столкновение административного корпуса и работников, состоящих в профсоюзе предприятия.
Предметом спора чаще всего выступает начисление заработной платы или предоставление социальных льгот, которые нередко администрацией утаиваются в целях экономии.
В данном случае конфликт возникает между объединением сотрудников и группой лиц, замещающих руководящие должности.
Возможные последствия
Конфликтные ситуации в компаниях могут носить самые различные последствия как для работника, так и для работодателя.
Итог спора одинаково сказывается на каждой стороне конфликта, ввиду чего и происходит градация последствий на две условные группы.
К позитивным относят следующие возможные результаты конфликтных ситуаций:
- адаптация участников конфликта, его разрешение путем поиска компромисса, а также социализации личностей, участвующих в споре;
- достижение комфортной обстановки, снижение уровня стресса работников;
- перераспределение сил в организации с целью повышения результативности работы;
- выявление недостатков и планирование трудового процесса;
- поиск радикальных и неординарных решений проблем;
- повышение эффективности информационных процессов.
Негативные последствия также характерны для любого вида конфликта и могут коснуться и руководителей, и сотрудников:
- ограничение взаимодействия между сотрудниками, сказывающееся на результативности труда;
- уменьшение деловых контактов (даже при функциональной необходимости);
- падение мотивации к труду;
- отвлечение от трудовой деятельности, потеря времени, бесполезная растрата ресурсов.
Указанные последствия наступают в совокупности, приводят к ухудшению социального самочувствия и повышают напряженность в коллективе.
Таким образом, конфликтные ситуации в организации не всегда приводят к негативным последствиям.
Об общих моментах производственных конфликтов можно узнать из видеоролика.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2018.12.04НДФЛПравила проставления печати на 2-НДФЛ в 2020 году
- 2018.12.04Уставные документыЧто означает ОГРН и как его узнать по ИНН
- 2018.11.13Получить или проверить лицензиюПолучение лицензии для медкабинета: какое требуется оснащение
- 2018.11.13Общие вопросыКакие права есть у акционеров: основания для классификации