Содержание статьи
Оформление документов в области охраны труда – гарантия защиты интересов и здоровья членов коллектива. Обеспечение безопасных условий работы служит также залогом спокойствия самого работодателя. О выполнении данных обязательств наниматель регулярно сообщает в отчетности в уполномоченные органы. Как правильно их составлять, когда и куда подавать, какие виды бумаг создаются в данной области – ответы на все эти вопросы будут освещены в материале.
Организация документооборота по охране труда
В соответствии с регламентами, разработанными для управленцев, задача обеспечить работников всем необходимым для безопасной работы лежит на руководителе, ст. 212 ТК РФ. В бумагах отображаются ключевые процедуры по охране труда и их пересечение между собой.
Главное требование к документам – удобная читаемость, простая идентификация, наличие дат и сроков действия. Хранение должно производиться строго в рамках сроков, указанных в законодательстве. Правительство обязывает нанимателей устанавливать порядки в сфере разработки, обновления, хранения и уничтожения документации в области безопасных условий работы. На практике принято выделять следующие формы бумаг:
- внешние;
- управленческие;
- в рамках конкретного подразделения;
- в области рабочих мест.
Есть три основных требования, которым должна соответствовать организация документооборота на предприятии:
- документы должны быть понятными, лаконичными, целевыми и подвергаться регулированию действующими законодательными нормами;
- немаловажную роль играет исключение операций с документами, если необходимость в этом отсутствует;
- если какие-то бумаги транспортируются и перевозятся, это должно быть оправдано.
По завершении отчетного периода осуществляется отбор бумаг, которые подлежат включению в опись и сдаче в архив. Предоставление документов сотрудникам осуществляется под роспись.
Основные типы документов на предприятии
В организациях действуют десятки и даже сотни типов документов. Это всевозможные приказы, списки, журналы, постановления. Вот самые распространенные виды бумаг:
- локальные нормативные акты (ЛНА), разработанные в стенах организации по усмотрению работодателя, в них регламентируется безопасность производственного процесса, правила организационной и управленческой деятельности;
- бумаги, регулирующие деятельность сотрудников, связанную с соблюдением требований ЛНА, охраны труда, противопожарной безопасности, итогами проведенных оценок;
- сведения по расследованию несчастных случаев, заболеваний профессионального характера;
- письма, составленные контролирующими органами, предполагающие совершение оперативных действий;
- правила охраны труда;
- инструктажи по эксплуатированию производственного оборудования;
- статистические отчеты, адресуемые в государственные органы;
- отчеты внутри организации;
- учебные, методические, дидактические материалы.
Перечень далеко не исчерпывающий, но включает в себя базовые заполняемые документы.
Отчетность по охране труда
Документация, связанная с безопасностью на рабочем месте, может быть внутренней и внешней. Бланки отчетности внутри компании разрабатывается локально или имеет свободную форму. Внешние отчеты, обычно, утверждаются на уровне соответствующих министерств и ведомств.
Внутренняя
Эффективное функционирование всех звеньев отдельного предприятия невозможно без ведения документации и внутренней отчетности, составляемой подразделениями перед нанимателем, работодателем перед владельцами/учредителями, контролирующими госучреждениями.
Подача внутренней отчетности вышестоящим структурам осуществляется на базе ведения ряда локальных документов:
- приказы (например, о распределении обязанностей, определении исполнителей, формировании службы, утверждении положений и т. д.);
- распоряжения руководства;
- записки докладного и служебного характера;
- должностные инструкции, разработанные для специалистов в области охраны труда;
- журналы;
- правила, касающиеся внутреннего трудового распорядка;
- конспекты и действующие программы дальнейшего развития;
- планы и графики проведения мероприятий;
- локальные акты, протоколы;
- свидетельства аттестации;
- трудовые соглашения;
- журналы, перечни, списки.
Передача отчетных документов осуществляется отделом охраны труда в адрес головных офисов и подразделений. Цель формирования подобной отчетности – поддержание локальной документации в норме, предотвращение проблем с законом и обеспечение результативной политики по охране труда. Отчет данной службы должен предоставляться, как минимум, раз в год.
Статистическая периодическая отчетность
Функциональные подразделения создают отчеты для предоставления в головные офисы организации в следующие временные интервалы:
- Ежемесячно. В данном случае речь идет о документах, связанных с проведенными проверками, исполненными приказами, привлечением к ответственности, изданными приказами, произведенными работами по охране труда в целом.
- Раз в полгода. Речь идет об отчетной документации, связанной с отражением числа рабочих мест, количества работников, выполнением охранных мероприятий с целью улучшения условий охраны труда.
- В срочном порядке и в рамках, установленных действующими документами. В этой ситуации подается отчетность о случаях приостановления функционирования оборудования, производственного травматизма, в форс-мажорных ситуациях.
Сначала уполномоченное подразделение создает отчетность перед фирмой-работодателем, а затем она передает эти документы в органы статистики. На практике применяется две формы статистической отчетности по охране труда:
- 1-Т (условия труда) – Приказ Росстата от 01.09.2017 N 566;
- 7-травматизм (травмы и заболевания профессионального характера) – Приказ Росстата от 21.06.2017 N 417.
Отчеты по факту возникновения событий
Подача таких отчетов требуется в срочном порядке, как только произошло то или иное событие, или же в сроки, установленные локальными нормативными актами. Цель предоставления таких бумаг – определение статистики по возникновению особых обстоятельств (травм, профессиональных заболеваний, несчастных случаев и т. д.), а также совершенствование работы отдела охраны труда для их предотвращения.
Все отчеты должны быть составлены в строгой законодательной форме и храниться в положенном месте на протяжении времени, установленного федеральными и местными законами. Например, при расследовании несчастного случая на предприятии составляется акт по форме Н-1 (Постановление Минтруда России «Об утверждении форм документов…» от 24.10.2002 № 73)
Отчет о проделанной работе в текущем периоде
В основном, подразделения обязуются отчитываться по соблюдению нормативов охраны труда и проведенных в этом направлении мероприятиях.
Форма разрабатывается отдельно для организации и утверждается в рамках ЛНА. Структура отчетности о проделанной работе подразумевает следующие разделы:
- введение (описывается цель проведения мероприятий и направление, в котором они осуществляются, а также характеризуются службы и отдельные сотрудники, ответственные за их проведение);
- описание (указываются конкретные проведенные мероприятия по охране труда, которые включают в себя обучение специалистов, модернизацию оборудования, введение новых внутренних актов и т. д.);
- выводы (определяется, насколько эффективными оказались проведенные меры, и нуждаются ли они в дополнениях, доработках).
Образец документа позволит составить этот отчетный документ безошибочно и с соблюдением сроков.
[docs]
Ответственность за неподачу и искажение данных в отчетности
В ст. 217 ТК РФ сказано, что, если численность сотрудников более 50 человек, в организации должна быть сформирована специализированная служба по охране труда. Если количество сотрудников меньше, решение о необходимости создания этого отдела принимается руководством. Задачи, решаемые отделом, включают в себя следующие направления:
- всесторонний контроль соблюдения специалистами законов;
- организация профилактических мер, связанных с предотвращением производственного травматизма;
- предоставление работникам консультаций в области безопасности производственных работ.
Ответственность за работу данного подразделения возложена непосредственно на руководителя предприятия (ст. 212 ТК РФ) или начальника отдела по охране труда. Она может быть дисциплинарной, административной, уголовной, в зависимости от масштабности нарушения. Ответственность предполагает следующие меры наказания, ст. 5.27 КоАП РФ:
- штраф в размере 30-50 т. р. для юридических лиц;
- санкция 1-5 т. р. для должностных лиц;
- приостановление деятельности до 3-х мес.;
- дисквалификация руководителя.
Что касается уголовной ответственности, она предполагает назначение штрафа до 400 т. р. или отправление на обязательные работы на период в 180-240 часов, а также на исправительные работы до 2-х лет. Порой виновное лицо лишается свободы на определенный срок, в зависимости от степени нарушения и последствий. Все это прописано в ст. 143 УК РФ.
Правила составления локальных документов для обеспечения безопасности на рабочем месте изложены в сюжете ниже.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2019.01.23Налог на имущество организацийОплата налога на имущество физических лиц через Сбербанк Онлайн
- 2019.01.22Каталог франшизУсловия и цена открытия ресторана по франшизе Макдональдс в России в 2020 году
- 2019.01.22Кредитование малого бизнесаОсобенности и «подводные камни» банковской карты с овердрафтом
- 2019.01.22ПСНПравила заполнения и образец заявления на патент для ИП на 2020 год