Содержание статьи
Принцип формирования и внесения платежей за НВОС, который действует в настоящее время, является несовершенным, ведь зачастую субъекты вынуждены переплачивать. В связи с этим власти приняли решение об изменении ситуации и предоставлении плательщикам права выбора.
Кто должен платить за негативное воздействие на окружающую среду
В конце сентября 2018 года Комиссия, осуществляющая работы в сфере создания законопроектов, одобрила норму, созданную Министерством природы, связанную с изменениями порядка выявления суммы авансов за НВОС. Согласно ФЗ №7 от 10.01.2002 года предприятия и индивидуальные предприниматели, которые в процессе осуществления коммерческой деятельности негативно влияют на ОС, компенсируют это финансами. Физические лица, использующие природные ресурсы в личных целях, подобные выплаты не осуществляют.
В 2018 году внесение авансовые платежи за НВОС осуществлялось по следующей схеме: предприятия, применявшие природные ресурсы, вносили авансы по кварталам в сумме 25% от величины платы за НВОС. Не распространяется данное требование на субъекты малого и среднего бизнеса.
Однако в итоге практика показала, что такой подход неверный, так как влечет за собой переплату. Это оказывает негативное влияние на финансовые показатели фирмы, а также влечет повышение трудовых затрат работников Росприроднадзора. Поэтому целью нового законопроекта стала минимизация переплаты в процессе внесения авансовых сумм.
Изменения способа уплаты
В рамках нового законопроекта предусмотрена возможность выбора оптимального способа расчета между налогоплательщиком и государством. Чтобы сумма платы была максимально предсказуемой, в ст. 16.4 ФЗ №7 будут внесены изменения. В рамках этих перемен появится возможность совершения авансовых платежей и определения их сумм тремя способами:
- в сумме 25% от выплаты за НВОС за предыдущий отрезок времени, как и ранее;
- в величине ¼ платы НВОС, в процессе исчисления которой платежной базой является объем (масса) совершенных выбросов;
- в размерном показателе какой-то фиксированной части суммы платы за НВОС.
Порядок расчета величины
В качестве базового регламента, в рамках которого определяются ключевые аспекты расчета сумм платежей, выступает ФЗ №7 от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды». Именно в нем предусматривается обязательство для юридических лиц, не имеющих отношения к субъектам малого и среднего бизнеса, вносить плату авансов за НВОС на протяжении текущего года. По завершении этого отрезка времени произойдет уменьшение общей величины выплаты.
Начисление и уплата авансовых платежей осуществляется трижды в год, когда завершается 1, 2, 3 квартал. Происходит это до 20 числа следующего месяца, что прописано в рамках п. 3 ст. 16.4 ФЗ №7. Определить окончательную величину авансовых платежей достаточно просто. Каждый из них будет составлять ¼ от общего объема выплат. В данном случае было бы нерационально говорить о платежах, внесенных в рамках прошлого периода.
Ведь в качестве суммы, от которой определяется выплата, выступает суммарный объем начисленных к уплате величин. Ведь на практике нередко возникают ситуации, в которых величина авансов окажется больше, чем интегрированный платеж. Именно о вопросах такой переплаты речь ведется в Письмах Росприроднадзора от 15 марта 2017 года №АС-06-02-36/5195 или №АА-06-02-36/6198.
17 октября 2018 года в государственную думу произошло внесение законопроекта №568200-7. В соответствии с ним к нынешнему порядку выявления суммы добавится еще два алгоритма:
- 25% от величины платежа, определенного в соответствии с объемом/массой выбросов;
- часть суммы платы, определенной в соответствии с данными экологического контроля.
Составление декларации
Определение суммы выплат, которые устанавливаются по году, происходит в декларации. В ее составе присутствуют следующие элементы:
- титульный лист;
- раздел, включающий сводные итоги расчетов, в котором начисленные величины подлежат сокращению за счет затрат, способствующих снижению негативного влияния, а также авансов, внесенных на протяжении года;
- три раздела специального назначения в соответствии с количеством основных видов источников загрязнения.
Расчетные действия осуществляются в соответствии с правилами, перечень которых детально прописан в Приказе Минприроды России №3 от 9 января 2017 года. Также речь об этом аспекте ведется в Постановлении Правительства РФ №255 от 3 марта 2017 года. Оба этих регламента включают в себя информацию о требуемых значениях, используемых в расчетах коэффициентов.
Формула, в соответствии с которой определяется размер авансового платежа, выглядит так:
Ставки берутся из Постановления Правительства РФ №913 от 13 сентября 2016 года.
Дополнительная инструкция по составлению декларации за НВОС в “Модуле природопользователя” представлена ниже на видео.
https://www.youtube.com/watch?v=Kjow0EHQryw
Сроки для платежей
Оплата авансов юридическими лицами, за которыми закрепляется обязательство по внесению подобных платежей, осуществляется трижды в год. Завершение расчетов по году происходит еще одним платежом – итоговой суммой, которая была получена в разделе, где указываются сводные данные. В связи с этим для предприятий установлено два основных направлениях сроков.
- Для авансовых платежей. Истечение их в 2020 году произошло соответственно 20 апреля, 20 июля, 20 октября. Однако во всех новых месяцах этот срок передвигается на более ранний период времени. В связи с этим платежи нужно было совершить до 19 апреля, 19 июля и 18 октября. Происходит это по той причине, что 20-е числа – выходные дни.
- Для окончательного итога по годовому периоду. В данном случае речь ведется о предельной дате данного срока. Она имеет соответствие 1 марта года, который наступает за отчетным периодом. То есть, если вести речь о платеже за 2019 год, по нему нужно было рассчитаться до 1 марта 2020 года. Если говорить о выплате за 2020 год – до 28 февраля 2021 года.
Организации, за которыми не установлено обязательство по выплате авансов, вносят платежи за НВОС разово по итогам года. То есть в их отношении устанавливается исключительно один срок, то есть 1 марта. Общим для всех юридических лиц, исходя из масштабов их предпринимательской деятельности, является период, действующий для предоставления декларации. Он завершается 10 марта следующего года.
Как и куда платить
Место, в которое вносится та или иная выплата, зависит от типа выбросов. В п. 1 ст. 16.4 указаны следующие аспекты:
- за выбросы плата осуществляется в бюджет по месту нахождения источника, негативно влияющего на окружающую среду;
- за размещение отходов она вносятся в месте, где оно фактически производится.
Отличия платежей за НВОС от платежей по экологии
Наряду с выплатами по НВОС на практике применяются иные экологические платежи. Их официальное наименование, фигурирующее в документации – «экологические сборы». Регулирование таких сумм производится посредством прочих нормативных актов.
В частности, речь идет о Федеральном законе №89 «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года. В отличие от «загрязняющих» платежей суммы по НВОС имеют следующие особенности:
- круг налогоплательщиков включает в себя лиц, которые производят или импортируют изделия, подразумевающие последующую утилизацию;
- значение налоговой базы представляет собой объем товара, который утилизируется, важную роль играет его корректирование в соответствии с нормой утилизации;
- показатель ставки пребывает в зависимости от разновидности изделия;
- крайний срок, который действует для внесения сбора и является единственным, совпадает с моментом подачи отчетности, это дата 15 апреля следующего года.
- Различия заключаются, во-первых, в налоговой базе. Для НВОС она представляет собой объем вещества загрязняющего типа. Для экологического сбора – объем утилизируемого товара, включая его упаковочный материал.
- Во-вторых, во внимание принимаются основания для уплаты. В первом случае в качестве их выступают сбросы или отходы производства. Во второй ситуации учитывается утилизация позиций, утративших потребительские качества.
- В-третьих, авансовые платежи для НВОС уплачиваются по окончании 1, 2, 3 квартала, для ЭС они просто-напросто не предусмотрены.
- В-четвертых, срок уплаты для первого случая – до 1 марта 2020 года, для второй ситуации – до 15 апреля 2020 года.
Данные для расчета и КБК
В процессе определения окончательной суммы платы во внимание принимаются следующие сведения:
- нормативы максимально допустимых уровней загрязнений;
- лимиты на отходы (утверждены силами Росприроднадзора);
- порядки временно согласованных выбросов и сбросов;
- лимиты платы за загрязнение окружающей среды (Постановление Правительства РФ №344);
- инфляционный коэффициент;
- фактическое массовое значение сбросов и выбросов;
- показатель повышающего коэффициента.
Внесение платежей производится в бюджет по месту расположения источника или на территории выброса отходов, что прописано в п. 1 ст. 16.4 ФЗ №7.
Коды бюджетной классификации прописаны в Приказе Минфина №65н от 01 июля 2013 года. За размещение производственных отходов используется значение 048 1 12 01041 01 6000 120. За ТКО последние цифры – 01042 01 6000 120, за загрязнение атмосферы – 01010, за загрязнение воды – 01030.
Начисляемые штрафные санкции
Если опоздать с внесением платы за НВОС, последует начисление штрафных санкций и пеней в размере 1/300 от ставки Центробанка, которая действует на момент уплаты пени. Задолженность может быть взыскана в судебном порядке. Для физических лиц штраф равен 3000 – 6000 руб., для предприятий – 50 000 – 100 000 руб.
Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду? Ответ – ниже на видео.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются