Обоснование выбранного способа определения поставщика (подрядчика исполнителя)

Процедура обоснования способа определения поставщика должна соответствовать целям заказчика и нормам законодательства в контрактной сфере. Она прописывается в плане-графике и необходима при проведении аудита закупочной деятельности, мониторинга и контроля.

Если процедуру признают необоснованной, заказчик несет административную ответственность. Подробнее о порядке обоснования способа определения поставщика согласно Федеральному закону №44 можно узнать в Постановлении Правительства РФ №555 от 05 июня 2015 года, в котором представлены регламентирующие документы и формы обоснования.

Рассмотрим подробнее порядок обоснования выбранного способа определения поставщика, исполнителя или подрядчика, составлении отчетной документации и другие вопросы.

Основания проведения

Все заказчики обязаны опубликовать в ЕИС (единая информационная система в сфере закупок) планы закупок и планы-графики перед началом отчетного периода, а также предоставить обоснование определения поставщика по каждому конкретному заказу.

Согласно действующему законодательству РФ, организация в статусе заказчика обязана документально доказать и показать, почему на исполнение обязательств по закупке был выбран конкретный поставщик, согласно статье 18 ФЗ №44.

Обоснование должно быть сформировано на открытые и закрытые закупочные процедуры на конкурсной основе, на электронный аукцион. В случае с закупкой у единственного поставщика требуется предоставить не только обоснование выбора, но и доказать невозможность проведения закупки конкурентным способом.

В каких случаях составлять отчет

По отношению к отдельным видам закупок предусматривается измененная процедура обоснования, например, в случае единственного поставщика. В данном случае необходимо предоставить обоснование только годового объема закупок, а контракт заключается на участие в культурных мероприятиях, оказание услуг гида, экскурсовода, репетитора по отношению к физическим лицам, на сумму менее 100 000 рублей.

В случае необходимости проведения закупки у единственного поставщика, заказчик обязан предоставить аргументированную причину своего выбора, по которой использовать конкурентные способы закупки нецелесообразно, в отчетной форме.

Документ составляется в произвольном формате в следующих случаях:

Читайте так же:   Антидемпинговые меры при проведении закупки по Федеральному закону №44
  1. Поставка объектов культурных ценностей для пополнения фондов.
  2. Услуги по ремонту нежилых помещений, находящихся в оперативном управлении у заказчика.
  3. Закупка товаров в случае чрезвычайного происшествия или аварийной ситуации.
  4. Закупка произведений искусства и литературы у лица, которому принадлежат исключительные права.

Случаи, при которых отчет на обоснование составлять не обязательно, регламентированы частью 3 статьи 93 ФЗ №44.

Порядок обоснования в зависимости от способа проведения закупки

С 01 января 2019 года все государственные или муниципальные заказчики обязаны проводить закупки в электронном формате. Но на законодательном уровне предусмотрены исключения, по которым закупки еще можно проводить в «бумажной» форме:

  1. Заказы Правительства РФ, в особенности на обеспечение обороноспособности государства. Регламент – статья 111 ФЗ №44.
  2. Оказание экстренной и неотложной СМП, согласно статье 76 ФЗ №44.
  3. Проведение закрытых процедур, ограниченных количеством участников и требованиям к ним, согласно статье 84 ФЗ №44.
  4. Деятельность заказчика на территории иностранного государства. Регламент – статьи 75 и 111.1 ФЗ №44.
  5. Необходимость закупки у конкретного поставщика, согласно статье 93 ФЗ №44.
  6. Ликвидация последствий ЧС и оказание гуманитарной помощи. Регламентирующая база – статьи 80 и 82 ФЗ №44.

Для проведения обоснования требуется учитывать и иные критерии оценки, которые будут рассмотрены ниже.

В случае проведения электронного аукциона обоснование закупки конкретного товара, работы и услуги происходит в соответствии с Перечнем из Распоряжения Правительства РФ №471-р от 21 марта 2016 года.

Важно знать, что при электронном аукционе в обосновании указывается только один значимый критерий – стоимость контракта.

Обоснование проведения закупки в форме запроса котировок содержит обширный перечень случаев, среди которых выделяют:

  1. Начальная максимальная стоимость контракта составляет менее 500 000 рублей.
  2. Реализацию товаров, работ или услуг Перечня из Распоряжения Правительства РФ №1765-р от 30 сентября 2013 года.
  3. СГОЗ котировок не превышает 10% от общего СГОЗ компании и менее 100 млн. рублей в год.
  4. Реализацию товаров, работ или услуг, по отношению к которым заказчик проводит аукцион в условиях ограниченного размера суммы.

Запрос котировок в электронной форме не исключает проведение «бумажной» процедуры. Стоит отметить, что с 2019 года годовой объем закупок по всем типам запросов котировок не должен превышать 10% от общего годового объема и сумму в 100 млн. рублей. Регламентирующей базой в данном случае является часть 45 статьи 112 ФЗ №44.

В случае проведения конкурсных закупочных процедур обоснование следует проводить в зависимости от вида:

  1. Если заказчик выбирает победителя по лучшим условиям исполнения контракта, то заказ требуется обосновать в форме открытого конкурса.
  2. Конкурс с ограниченным количеством участников обосновывается в соответствии с Перечнем товаров, работ или услуг технической и технологической сложности в соответствии с Постановлением Правительства РФ №99 от 04 февраля 2015 года.
  3. Двухэтапная процедура возможна при соблюдении условий проведения по отношению к научно-исследовательским и проектным работам, поставке высокотехнологичной продукции, заключении энергосервисного контракта, реализации предметов культуры и искусства.

В случае проведения закрытых закупочных процедур обоснование не зависит от бумажного или электронного формата, согласно части 2 статьи 84.1 ФЗ №44. Проведение той или иной закупки может быть основано на распоряжении Правительства РФ.

Закрытые торги проводятся только после подтверждения от Антимонопольной службу РФ, согласно статье 84 ФЗ №44. Существует ряд заказов, которые не нужно согласовывать с ФАС РФ. К ним относятся следующие:

  1. Контракта на обеспечение обороны страны.
  2. Безопасность населения.
  3. Управление ресурсами.

Закрытый перечень таких заказчиков установлен на законодательном уровне и регламентируется Постановлением Правительства РФ №1428 от 27 ноября 2017 года. К ним относятся Служба внешней разведки, Министерство обороны и Министерство внутренних дел РФ.

Проведение обоснования способа определения поставщика в формате запроса предложений регламентируются Федеральным законом №44. Данный тип закупочной процедуры проводится в следующих случаях:

  1. Покупка спортивного инвентаря и сопутствующего оборудования для подготовки спортсменов к Олимпийским и Паралимпийским играм.
  2. Покупка изделий народного промысла.
  3. Реализация лекарственных средств по назначению врачебной комиссии. Требуется предоставить соответствующее решение.
  4. Покупка жилья детям-сиротам.
  5. Услуги по отношению к защите интересов Российской Федерации в судебных органах других государств.
  6. Несостоявшийся электронный аукцион или конкурс.

Бумажный запрос предложений целесообразно проводить по аналогичным причинам, но с небольшим дополнением – процедура проводится в случае несостоятельности повторного проведения конкурса, согласно части 4 статьи 55 Федерального закона №44.

Какие причины можно указать в обосновании

При всех типах закупочных процедур обоснование должно содержать условия, по которым данная закупка не нарушает правила и нормы законодательства контрактной системы.

В отчете по обоснованию выбранного способа указывают следующую информацию:

  1. Нерентабельность. Необходимо указать в случае, если исполнители не понижают ценовые предложения. Особенно актуально, когда необходимый товар может поставить только конкретный поставщик из региона, а привлечение исполнителя из другого – нецелесообразно.
  2. Срочность исполнения. В данном случае требуется указать, что торги проводят в конкретной форме, так как на реализацию другой не хватает времени.
  3. Отсутствие заинтересованности. Необходимо документально подтвердить отсутствие заинтересованности от других контрагентов при проведении аналогичных закупок.
  4. Проведение распродажи у поставщика по ценам, значительно ниже рыночных, в ограниченный промежуток времени.
  5. Отсутствие конкурентов в конкретном регионе из-за монополии поставщиков и наличия авторских прав на конкретные товары. Привлечение исполнителей из других регионов невозможно из-за низкого объема и сокращенных сроков.

Заказчик в обязательном порядке обязан доказать обоснованность выбора каждой конкретной закупки, чтобы не было ограничения конкуренции среди исполнителей и нарушения требований законодательства в контрактной сфере. В противном случае к заказчиком применяются штрафные санкции от Федеральной антимонопольной службы РФ вплоть до отстранения от ведения предпринимательской деятельности на срок до одного года.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных