Контрольный орган в сфере закупок согласно ФЗ №44

Система государственных или муниципальных закупок создана для обеспечения прозрачности и экономии в расходовании лимитов бюджетных средств, что достигается эффективной системой контроля. Поэтому закупки в государственной среде контролируются несколькими уполномоченными органами — как общественностью, так государством и заказчиками.

Контрольные мероприятия в сфере закупок регулируются главой 5 Федерального закона №44 и следующими органами власти:

  1. Федеральная антимонопольная служба – наиболее значимая структура для контроля закупочных процедур.
  2. Федеральное казначейство.
  3. Региональные органы власти и муниципалитеты.
  4. Общественные организации.
  5. Государственные заказчики.

Контрольный орган в сфере закупок

Разновидности контроля

Коррупция – это серьезная проблема всего российского общества в целом. Государственные закупки не стали исключение. Количество недобросовестных поставщиков и заказчиков постоянно увеличивается, для получения личной выгоды они вступают в преступный сговор и совершают серьезные мошеннические проступки.

Поэтому одной из основных задач контролирующих органов в сфере госзакупок является именно выявление подобных коррупционных факторов и принятие соответствующих мероприятий по предупреждению.

Существует три этапа контрольных мероприятий – ведомственные (регламент – статья 100 ФЗ №44), общественные (статья 102 ФЗ №44) и внутренние (статья 101 ФЗ №44). Они, в свою очередь, подразделяются на подгруппы, каждая из которых имеет свои цели, задачи и функции.

Рассмотрим первый этап – контрольные мероприятия на уровне ведомства. В данном случае надзор осуществляется со стороны государственных органов и корпораций за деятельностью подведомственных частных заказчиков.

Второй этап – общественные контрольные мероприятия, которые проводятся соответствующими объединениями, физическими лицами, юридическими лицами. Все полномочия осуществляются от своего имени:

  1. Запрос информации о проведении торгов.
  2. Подача в суд.
  3. Подача жалобы в правоохранительные органы и ФАС РФ в случае выявления нарушений.

Контрольные мероприятия проводятся на разных уровнях, которые, согласно статье 99 ФЗ №44, бывают:

  1. Региональные и муниципальные. Контрольные мероприятия регулируются региональными и локальными нормативно-правовыми актами.
  2. Федеральные:
  • Главный уполномоченный орган – ФАС РФ. Деятельность относительно проведения контрольных мероприятий регулируется пунктом 1 части 1 статьи 99. Контролируется деятельность в рамках формирования гособоронзаказа.
  • Федеральное казначейство РФ контролирует деятельность относительно движения финансовых потоков, выступает как исполнительный орган бюджетной системы, согласно подпунктам 2 и 3 части 1 статьи 99. Проверяется корректность отражения финансового обеспечения в плане закупок, ИКЗ и объем финансового обеспечения в закупочной документации.
  • ПФРФ, ФСС РФ, ФФОМС РФ. Регламент – пункт 2 части 1 статьи 99.
  • Росатом и Роскосмос.

Согласно пункту 13 статье 3 ФЗ №44, контрольные мероприятия должны быть уполномочены регулировать закупочную деятельность на разных уровнях системы – федеральном, региональном и местном. Деятельность главного подконтрольного органа – ФАС РФ – регулируется Положениями Правительства РФ №331 от 30 июня 2004 года.

Читайте так же:   Портал исполнения контрактов ЕАСУЗ

Согласно нормам законодательства, главная задача ФАС РФ – контроль надлежащего исполнения законодательных норм в сфере государственных и муниципальных закупов относительно конкуренции на рынке, образования естественной монополии, рекламных кампаний.

ФАС РФ по регламенту Правительства РФ – соответствующее Постановление №1489 от 25 декабря 2014 года – согласовывает проведение закрытых закупочных процедур, проводит контрольные мероприятия относительно иностранных инвестиций, разрабатывает локальные нормативно-правовые акты.

Меры допустимого воздействия

В случае поступления жалобы заказчик имеет полое право приостановить заключение контракта, согласно части 7 статьи 106. При обнаружении нарушений уполномоченное лицо составляет протокол, рассматривает дело и принимает меры по устранению правонарушения, выдает обязательное к исполнению указание об устранении или отменяет процедуру, а также обращается в суд с соответствующим иском.

Полномочия в рамках контроля

Контрольный орган по закупкам государственной среды занимается анализом информации по субъектам контроля. К нему относят:

  • заказчиков;
  • контрактных управляющих;
  • контрактную службу;
  • специализированные учреждения и органы;
  • операторов ЭТП;
  • специализированные организации.

Контроль осуществляется с помощью плановых и внеплановых проверок. Плановая проверка проводится не чаще одного раза в полгода по отношению к заказчику, его уполномоченной комиссии, контрактной службы или управляющего.

Плановая проверка по отношению к специализированной организации и комиссии заказчика не на постоянной основе осуществляется не чаще одного раза в течение закупочной процедуры.

Для получения правомочий на проведение внеплановой проверки, в уполномоченные органы должны поступить жалобы на деятельность субъектов контроля или по срокам проведения, согласно пункту 2 части 22 и пункту 3 части 27 статьи 99.

Информация о подготовке и подаче жалобы в контролирующий органов по Федеральному закону №44 представлена ниже на видео.

 

Внутренний контроль

Внутренний контроль по отношению к закупочной процедуре – это перечень мероприятий, регламентируемый статьей 101 ФЗ №44, согласно которому каждый заказчик обязан наблюдать и упреждать в случае нарушении деятельность поставщиков во время исполнения заказа. Надзорные мероприятия распространяются также на работу субподрядчиков и субисполнителей.

Цели и задачи данных мероприятий – устранение фактов серьезного нарушения законодательства РФ. Форма надзора регламентируется частью 15 статьи 95 ФЗ №44, но заказчик вправе определять ее самостоятельно. В случае нарушений со стороны поставщика, заказчик обязан расторгнуть с ним контракт.

О порядке привлечения к исполнению субподрядчиков и контрольных мероприятиях за их деятельностью в законе о контрактной системе не прописано. Но в данном случае стоит опираться на комментарии Минэкономразвития России, согласно которым подтверждением работы субподрядчика являются любая документация, которая относится к работам по контракту, например, акты приемки-передачи и платежные поручения.

Заказчик обязан контролировать и собственные действия. В рамках данных мероприятий разрабатываются исходные проекты контрактов и шаблоны технических заданий. Это позволяет не только исключить ошибки и несоответствия, но и автоматизировать процессы.

Контроль со стороны Антимонопольной службы

Как уже было сказано выше, Федеральная антимонопольная служба РФ является главным органом исполнительной власти в сфере закупочных процедур и осуществляет огромный спектр контрольных мероприятий.

Подконтрольными сферами службы являются торги по государственным оборонным заказам, соблюдение законодательных норм в контрактной сфере и соответствие требованиям по проведению обычных закупок. Вся информация о проверках публикуется в Единой информационной системе на сайте zakupki.gov.ru.

Контрольные мероприятия со стороны ФАС РФ подразумевают составление протоколов, выдачу предписаний, анализ и пересмотр дел, дальнейшее обращение в правоохранительные органы и судебные инстанции.

Объект проверки антимонопольной службы предоставляет уполномоченным специалистам полный доступ в помещение и к необходимым документам.

Важно знать, что по отношению к некоторым решениям и характеристикам специалистов заказчика проверка проводиться не может, причем как плановая, так и внеплановая.

  1. Качество, экологичность и функционал объекта закупки.
  2. Уровень квалификации участников и их работников.
  3. Ресурсность на исполнение контракта.
  4. Репутация и опыт работы.
Если результаты проверки не соответствуют ожиданиям участника, он имеет право подать на ФАС РФ в суд для обжалования решения.

Важно знать, что Антимонопольная служба регулирует деятельность и электронных торговых площадок для проведения закупочных процедур.

Ниже представлена информация об обжаловании действия и актов контрольных органов в сфере закупок.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных