Дробление закупок по 44 и 223 ФЗ: в чем суть, и какова ответственность и риски?

Чтобы сэкономить деньги, расходуемые на организацию торговых сделок. заказчики зачастую занимаются дроблением закупок. Такой поступок не воспринимается контролирующими органами как нарушение. Но если Федеральной антимонопольной службой будет обнаружен факт искусственного дробления внушительного по размерам заказа, заказчик понесет ответственность согласно нормам ФЗ№44. Что грозит ему при таких действиях, и чем еще регламентируется данный вопрос, будет рассмотрено в этой статье.

Понятие и смысл дробления по 44-фз

В ст. 93 ФЗ№44 речь идет о том, что заказчик имеет право на приобретение у единственного поставщика товарных позиций и услуг на сумму до 300 000 рублей. В отношении отдельных видов товаров эта сумма повышается до 600 000 рублей. Уложиться в такие строгие временные рамки получается далеко не всегда.

Поэтому заказчики прибегают к дроблению одного крупного контракта на несколько мелких сделок во избежание организации конкурентной процедуры – аукциона, запроса котировок, конкурса.

Такой подход позволяет заказчикам решить несколько задач одновременно:

  • ускорение процесса поставки товаров или обеспечения работ/услуг;
  • совершенствование протекания процедуры закупки для экономии временного ресурса;
  • закупка ТРУ у конкретного лица;
  • получение соответствующего вознаграждения.

В соответствии с нормами ФЗ№44 все закупки осуществляются на конкурентной основе.

В законе прописана только одна неконкурентная процедура, в ходе которой заказчик взаимодействует с единственным поставщиком (ст. 93). В этом случае процесс становится упрощенным, т. к. нет необходимости в выдерживании минимальных временных рамок для подписания договора и подготовке закупочной документации.

Признаки дробления закупки по 44-ФЗ

Выявить тот факт, что закупки были разделены искусственно, представители ФАС могут на основании следующих признаков:

  • заключение контрактов в течение одного дня или другого незначительного отрезка времени;
  • проведение работ на одном объекте;
  • поставка товара, относящегося к одной и той же категории;
  • заключение контрактных сделок с единственным поставщиком;
  • превышение суммарной суммы контрактов установленных норм;
  • идентичные объемы приобретаемых товарных позиций;
  • одинаковая периодичность совершения сделок;
  • равные условия составленных контрактов и специфика;
  • несоразмерность имеющимся у заказчика потребностям.

Именно такая закупка считается раздробленной.

Читайте так же:   Что такое совокупный годовой объем закупок согласно ФЗ №44

Если этот факт будет выявлен представителями Федеральной антимонопольной службы, заказчик понесет ответственность.

Ответственность

Согласно нормам ст. 7.29 Кодекса по административным правонарушениям, заказчику грозит штраф за такое нарушение, как выбор неправильного варианта закупки. Должностное лицо рискует заплатить 30 000 рублей. Если же раздробленная закупка была выбрана вместо конкурса или аукциона, начисляется штраф в 50 000 рублей.

Ответственность может быть назначена и в соответствии со ст. 14.32 Кодекса административных правонарушений. Она полагается за составление соглашения в обход конкурентного мероприятия. Должностное лицо платит до 50 000 рублей. Наряду с этим контролирующие органы могут дисквалифицировать его на 3 года. Юридические лица платят до 0,15% от величины выручки.

Если должностное лицо причиняет крупный ущерб, его могут привлечь и к уголовной ответственности по мотиву «злоупотребление полномочиями». Чтобы это произошло, контролирующие органы должны доказать тот факт, что деяния были совершены умышленно, и заказчик имел в этом персональную заинтересованность.

Риски для поставщика

Ответственность несет и поставщик. Причем его риски высоки. Есть вероятность признания того факта, что контракты недействительны. В этом случае выплаты по ним не осуществляются. То есть он может лишиться собственных денег и понести серьезные убытки.

Искусственное дробление закупки 223-ФЗ

Дробление закупок подразумевает несение ответственности и по другому регламенту – Федеральному закону №223. Данный термин в законодательной норме не содержится, но это не значит, что заказчик и поставщик смогут избежать ответственности.

В данной законодательной норме сказано, что заказчики в рамках своих положений могут устанавливать абсолютно любые условия. Это имеет отношение и к неконкурентным мероприятиям. Если возможность осуществления закупки у единственного продавца подразумевает законодательное ограничение по сумме, составление нескольких идентичных договоров в пределах данной суммы на протяжении короткого отрезка времени может расцениваться как ограничение конкуренции. Однако окончательные выводы может сделать исключительно судебная инстанция.

Ответственность за дробление закупок по 223-ФЗ

В соответствии с Кодексом по административным нарушениям при нарушении норм ФЗ№223 заказчик рискует уплатить штраф. Регламент по данному вопросу – ст. 14.32 КОАП РФ.

Риск для поставщика остается тем же: договор может быть признан недействительным, и заказчик не уплатит по нему оговоренную сумму, что чревато потерями.

Судебная практика

Судебная практика гласит, что для поставщиков принятие участия в подобных закупочных схемах сопряжено с колоссальными потерями. В ГК РФ сказано, что контракты, заключенные с дроблением, могут утратить юридическую силу. В качестве подтверждения этого факта можно использовать решение, принятое Арбитражным судом.

Заказчик закупил две партии компьютеров на сумму до 100 000 рублей. В итоге сделка была аннулирована, и поставщик не получил эту сумму. А заказчик был приговорен к административной ответственности за отказ от аукциона.

Зачастую в судебных инстанциях происходило рассмотрение дел, когда заказчики предпринимали попытки оспаривания наложенных штрафов. Однако на практике суды нечасто встают на их сторону. Особенно в случае выявления фактов ограниченной конкуренции.

Таким образом, разделяя закупки, заказчик не нарушает закон прямо, т. к. непосредственного запрета на дробление в нем не содержится. Но если в процессе проверки будет выявлено, что это было сделано преднамеренно во избежание организации конкурентной закупки, имеется высокая вероятность привлечения к ответственности. Она является административной и предполагает необходимость уплаты штрафной санкции в размере до 50 000 рублей. В некоторых случаях действует уголовное наказание (при причинении ущерба в крупном размере).

Таким образом, искусственное разделение закупок на несколько сделок – административно наказуемое деяние.

Большой вебинар на тему дробления

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных