Что такое банковская гарантия по ФЗ №44

В процессе подписания важных соглашений и последующего отказа одной стороны от исполнения условий сделки другая сторона несет убытки. Такие риски на практике не оправданы, поэтому в качестве дополнительного обеспечения используется банковская гарантия. Что это такое, когда необходимо ее применение, как ведется учет?

Банковская гарантия

Что это такое

Под банковской гарантии принято понимать инструмент обеспечения обязательств, при применении которого банк на основании просьбы должника, являющегося принципалом, дает письменное обязательство по уплате денежной кредитору (бенефициару) суммы по первому требованию. Это понятие прописано в ст. 368 Гражданского кодекса РФ. Банковское учреждение, в свою очередь, становится гарантом того, что условия и положения сделки будут соблюдены.

Если должник игнорирует необходимость исполнения договорных условий, кредитное учреждение принимает на себя обязательство по уплате кредитору определенной суммы средств. В качестве гаранта при этом выступает не только финансовое учреждение, но и любое коммерческое предприятие.

В качестве исключительного случая стоит рассматривать сделки, проводимые с участием государственной стороны. В этой ситуации в качестве гаранта может выступать исключительно финансовое учреждение, которое находится в соответствующем списке, установленном Минфином. Применение банковской гарантии является обязательным для компаний, принимающих участие в государственных аукционах, конкурсах.

Для чего нужна банковская гарантия

Гарантийное обязательство выступает в качестве распространенного вида обеспечения сделки. Она применяется в большом количестве рыночных сегментов. Исходя из конечной цели проводимой операции, выделяют банковские гарантии нескольких разновидностей. Так, она может быть тендерной, платежной, таможенной или же посвящаться выполнению, возврату. Этот феномен является хорошим началом для предпринимателя во всех направлениях экономической деятельности.

Рациональное оформление банковской гарантии позволяет кредитору получить своеобразный «страховой полис», который подтверждает высокую степень платежеспособности заемщика и его добросовестность.

Обеспечение вероятного обязательства

Под банковской гарантией принято понимать документ, выдача которого производится банком в адрес конкретного кредитора предприятия. В соответствии с ним финансовое учреждение обязуется обеспечить погашение вероятного долга компании перед кредитором на основании его требования в случае наступления особых обстоятельств. Сумма сделки при этом оговаривается заблаговременно.

Особенности оформления такого договора заключаются в том, что в момент создания само обязательство у банка перед бенефициаром отсутствует, т. к. он выступает в качестве потенциального кредитора. В будущем времени задолженность может как появиться, так и отсутствовать.

Виды банковских гарантий

Исходя из конкретной сферы использования, банковская гарантия представлена в нескольких разновидностях:

  1. На исполнение обязательств. Данный инструмент предоставляется банковским учреждением непосредственно перед заключением государственного контракта организации, победившей в торгах. Ее обязательство заключается в предоставлении заказчику гарантии того, что финансовое учреждение компенсирует бенефициару нужную сумму.
  2. Тендерная. Альтернативное наименование этого инструмента – на обеспечение заявки. Это банковская гарантия участия в тендере организаций, которые имеют высокий уровень платежеспособности. Она обеспечивается в целях отсеивания ненадежных фирм, которые могут отозвать заявку на принятие участия в торгах.
  3. Таможенная. Это обязательство, оформляемое в письменном виде, которое дает гарантию оплаты предприятием таможенных платежей. Выдача документа производится со стороны таможенного органа. С его помощью можно добиться отсрочки оплаты сумм.
  4. Возврата авансового платежа. Предоставление документа производится силами исполнителя. Цель – обеспечение уверенности заказчика в целевых растратах денежных средств. В ряде ситуаций условия договора могут предусматривать уплату аванса в сумме до 30% стоимости договора.
  5. В пользу налоговых служб. Это письменная обязанность банка, которая предоставляется в адрес налоговых органов. Так, инспекторы будут уверены в погашении налоговых платежей. Гарантом является банк, который отвечает набору требований.

Дополнительная информация представлена ниже на видео.

Этапы оформления для обеспечения контракта

Составление банковской гарантии предполагает следование определенной инструкции. Пошаговый алгоритм действий будет рассмотрен далее.

Читайте так же:   Внесение авансового платежа: как подстраховаться с помощью банковской гарантии?

Оценка собственного положения

Прежде чем обратиться за банковской гарантией, нужно оценить и проанализировать базовые показатели бизнеса, чтобы знать его положительные и отрицательные аспекты. Практика российского рынка гласит, что для успешного заключения соглашения принципал должен отвечать ряду требований:

  • работа исключительно в своем секторе;
  • наличие оборотов для выполнения контрактных обязательств;
  • отсутствие периодов, в которых наблюдались убытки;
  • отсутствие просроченных долговых обязательств.

Выбор гаранта

Целесообразнее всего обратиться в финансовое учреждение, прописанное в перечне Министерства финансов. В этом случае произойдет внесение гарантии в соответствующий реестр, и она может быть принята абсолютно любым бенефициаром. Если в качестве лица, рекомендующего гаранта, выступает непосредственно сам заказчик, и составитель не имеет возражений, отказываться не стоит, т. к. уровень доверия к нему будет выше.

Оптимальным будет решение по обращению в банк в том случае, если в нем уже имеется расчетный счет. Это позволит получить одобрение гарантии как можно быстрее. На практике считается, что наиболее надежное сотрудничество возникнет с гарантом, услуги которого уже использовались. Также можно обратиться в территориальное отделение федерального учреждения.

Сбор и предоставление документов

Список документов выглядит следующим образом:

  • заявление и заполненная анкета;
  • ИНН в копии;
  • выписка из ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
  • свидетельство о регистрации ИП или ЮЛ в копии;
  • протокол учредительного собрания (для ООО);
  • лицензионное разрешение при необходимости;
  • положения о назначении руководящих лиц;
  • бухгалтерский баланс;
  • отчетность финансового и налогового характера;
  • справка из бухгалтерского отдела (подтверждает отсутствие просрочек по долговым обязательствам);
  • справка о расчетном счете предприятия;
  • договор в копии.
Все документы должны быть созданы своевременно, т. к. для некоторых устанавливается ограниченный срок действия. При получении банковской гарантии в электронном формате потребуется заверение подписью у нотариуса.

Рассмотрение заявки

На этот этап у гаранта уходит порядка 5-20 дней времени, исходя из типа гарантии, которая запрашивается. Оперативно банки действуют в случае получения заявок на малые суммы и электронный документ.

В случае запроса крупных сумм финансовое учреждение может инициировать проверку бизнеса и запросить сведения у контрагентов.

Заключение договора между принципалом и гарантом

Традиционно принципал не обладает большим количеством возможностей для влияния на текст договора. У большинства крупных финансовых структур заполнение этого документа происходит по шаблонному формату.

Наиболее важные пункты, которые он должен в себя включать, выглядят так:

  • права и обязательства сторон-участников;
  • сумма гарантии;
  • ее суть и содержание;
  • величина вознаграждения;
  • период действия.

При отсутствии возражений со стороны гаранта необязательно заключать письменное соглашение.

Образец банковской гарантии

Уплата суммы вознаграждения гаранту

Выплата этой денежной величины всегда осуществляется до того, как наступил гарантийный случай. Это основная причина, по которой требуется проведение тщательного анализа статуса гаранта перед оформлением соглашения.

Если сделка окажется мошеннической, и появится информация об отсутствии внесения гарантии в реестр, она не будет принята бенефициаром, а вернуть средства будет проблематично. При действии через брокерскую фирму придется выплатить процент вознаграждения сразу же, по факту оказания услуги.

Выдача банковской гарантии, ее использование

В бумажном или электронном формате клиент банка получит текст банковской гарантии и свой экземпляр заключенного соглашения. Также будет выдана выписка из реестра. В законодательстве конкретного образца текста не имеется. В связи с этим каждым банком форма устанавливается индивидуально.

Если заказчик планирует принимать участие в государственных закупках, после получения банковской гарантии ему следует проверить соответствующую информацию на официальном сайте. Она должна быть внесена в реестр на протяжении суток. Проверка остальных гарантий производится на web-ресурсе Центробанка РФ. Документ действует с момента выдачи.

Бенефициар вправе рассчитывать на получение от банка гарантийной суммы при возникновении следующих обстоятельств:

  • отсутствие выполнения со стороны принципала условий договора;
  • отказ от документального подтверждения исполнения норм соглашения;
  • иные причины, прописанные в договоре БГ.

Принципал не принимает участия в процессе внесения гарантийной выплаты, этот вопрос решается бенефициаром и гарантом.

Порядок проверки в реестре гарантий

На сайте Центробанка нужно найти вертикальное меню и выбрать в нем пункт «Информация по кредитным организациям». После этого необходимо зайти в справочник, ввести наименование банка и выбрать «Данные оборотной ведомости». Останется посмотреть в колонку 91315.

Поиск на сайте ЦБ РФ

Стоимость и пример расчета

Сумма вознаграждения, которое будет предоставлено финансовому учреждению за обеспечение гарантии, определяется строго его индивидуальной политикой. На нее в основном оказывают влияние следующие факторы:

  • сумма, указанная в документе;
  • продолжительность действия банковской гарантии;
  • тип залогового обеспечения;
  • степень платежеспособности принципала;
  • прочие условия.

Наряду с этим от клиента потребуется несение прочих расходов. Вот их основные направления:

  • открытие расчетного счета;
  • обслуживание расчетного счета (1000 — 3000 руб. в месяц);
  • банк в интернете;
  • иные услуги.

Еще один способ действий – обращение к брокеру. Преимущество такого подхода заключается в возможности перекладывания обязанностей по заполнению документов на стороннее лицо и отсутствии необходимости предоставления залога и обеспечения.

Сфера, в которой осуществляются закупки, регулируется нормами ФЗ №44 от 5 апреля 2013 года. В этом нормативно-правовом акте прописано несколько важнейших аспектов:

  • ст. 96 – размер обеспечения должен представлять собой сумму в 5-30% от начальной стоимости лота, которая прописана в извещении;
  • если цена превосходит отметку в 50 миллионов рублей, сумма может находиться в диапазоне 10-30% и быть не меньше, чем размер аванса;
  • размер обеспечения равен 0,5-5% от начальной стоимости и может составлять сумму аванса (до 30%);
  • согласно ст. 338 ТК РФ, окончательный показатель определяется силами таможенного органа в соответствии с суммами платежей, которые подлежат уплате в ходе ввоза/вывоза товарных позиций.
Если точная величина по каким-то причинам определена быть не может, размер выявляется в соответствии с наибольшей суммой ставок пошлины и налогов.

Банковский учет и налогообложение

Стоимость банковской гарантии становится частью себестоимости актива. Составляются следующие проводки:

  • Дт 76 Кт 51 – перечисление вознаграждения банковской организации;
  • Дт 08 (10, 20, 41) Кт 76 – получение гарантии по соглашению подряда или поставки.

Стоимость услуги не подлежит обложению НДС, что прописано в п. 8 ч. 1 ст. 5 ФЗ №395-1 от 2 декабря 1990 года. Вместо этого уплачивается налог на прибыль, и предприятие само решает, к какой группе она будет отнесена.

Преимущества и недостатки

Плюсы данного подхода очевидны. Они заключаются в относительно низкой стоимости составления документа, отсутствии необходимости изъятия средств из оборота.

Кроме того, не имеется привязки к истории базовой сделки, а банковская гарантия выступает в качестве надежной меры обеспечения. Недостаток заключается в высоком уровне риска и необходимости организации большого количества проверок.

Что такое банковская гарантия? Как ее получить? Ответы на вопросы — ниже на видео.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных