Претензионный порядок урегулирования споров по договорам подряда

Составление претензииПретензия по договору подряда считается эффективным вариантом урегулирования спорных моментов без привлечения судебных инстанций. Указанный документ регламентирует взаимоотношения подрядчиков и заказчиков, позволяет контролировать условия соглашения.

Бумага имеет официальный статус, составляется для того, чтобы все нюансы исполнения сделки соответствовали ранее заключенным договоренностям.

Для успешного проведения досудебного урегулирования нужно четко уяснить, что представляет собой данный документ, какие правила действуют касательно его составления, на какие тонкости нужно обратить самое пристальное внимание.

Нормативная база в отношении договоров подряда и ведения претензионной работы

Ключевым законодательным актом, регламентирующим правоотношения в сфере трудового подряда, является глава 37 ГК РФ. Здесь обозначено, какие виды работ могут быть оформлены в виде договора подряда. В частности, бытовой подряд, исполнение неких операций, имеющих важное государственное значение, строительные работы и многое другое.

В зависимости от конкретного типа договора, в перечень нормативной документации, ответственной за регулирования взаимоотношений подрядчика и заказчика добавляются другие акты. Так, при исполнении услуг бытового назначения участники соглашения ориентируются на положения закона «О защите прав потребителей» № 2300-1.

Для строительной сферы список нормативной документации значительно шире:

  • Градостроительный кодекс РФ;
  • ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», № 122-ФЗ;
  • различные СНиПы и ГОСТы, имеющие непосредственное отношение к строительству.

Законодатель предусматривает два типа соглашений подряда – генподряд и субподряд. Основываясь на указанном квалификационном разделении, нормативно-правовой базой предусмотрена обязанность проведения претензионных работ по сделкам данного типа. Это закреплено рекомендациями ст.148 АПК РФ и ст.135 ГПК РФ. В противном случае, судебная инстанция вправе отклонить жалобу, поданную без предварительных попыток разрешить конфликт мирным путем.

Причины для направления претензии

Выдвигать претензии по конкретному договору подряда нужно в ниже перечисленных ситуациях для каждой из сторон отдельно.

Самыми востребованными причинами подготовки претензионных требований считают:

Читайте так же:   Составление соглашения о прощении долга
  1. Несоблюдение сроков, обозначенных в соглашении.
  2. Недостаточное качество исполненных обязательств.
  3. Повышение стоимости работ, имеющее одностороннюю форму.
  4. Отказ от уплаты штрафных санкций и пени, предусмотренных подрядом.
  5. Неисполнение части оплаченных работ.
  6. Отказ в возмещении материальных потерь.

Особенности составления

Законодатель предусматривает единый алгоритм составления претензионных требований. Он не зависит от текущих обстоятельств, условий соглашения и индивидуальных особенностей. Единственное послабление – документ составляется в произвольной форме, так как единый унифицированный образец законодательной базой не предусмотрен.

Впрочем, это не мешает государству выдвигать ряд требований к документу, в частности к его содержанию. Необходимо помнить о следующих нюансах при составлении претензии:

  • указываются полные наименования сторон договоренностей;
  • обозначаются контактные реквизиты, в частности почтовый адрес;
  • дается отсылка на текущий договор подряда, нарушенный одним из участников (указывается номер контракта, дата составления и ключевые положения, не соблюденные при исполнении обязательств);
  • не допускается наличие в тексте ошибок и опечаток любого характера (пунктуационные, грамматические, орфографические);
  • претензия должна в полной мере соответствовать требованиям и рекомендациям делопроизводства, ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Документ визуально разделяется на несколько частей:

  1. Преамбула. Указывается суть обращения, контактные данные участников подряда, информация о действующем договоре с отсылкой на законодательные акты и нормы.
  2. Описание претензии. Обозначаются нарушения, обнаруженные при приемке или сдаче работ. Дается ссылка на условия действительного подряда с указанием конкретных пунктов, что были проигнорированы.
  3. Заключение. Формируется перечень требований, обозначается ряд положений, призванных обеспечить тщательное исполнение контрактных обязательств.

Обращение подкрепляется доказательной базой. Необходимо сделать фото- или видео свидетельства нарушений, приложить письменные отказы ответчика по выполнению требований.

Допускается использовать свидетельские показания, при условии, что они даны посторонними лицами, не заинтересованными в исходе процесса.

К подрядчику

Претензионные требования заказчика могут быть нескольких видов:

  • возврат аванса за объем работ, исполненных не в полной мере;
  • компенсация оплаченных материалов, которые не были возвращены по окончанию срока соглашения;
  • возврат оплаченных денежных сумм за ряд некачественно выполненных работ;
  • требование устранить все недочеты, обнаруженные в результате проверки в сроки, оговариваемые в контракте;
  • компенсация расходов на привлечение третьих лиц, занимающихся устранением недостатков;
  • уменьшение цены контракта, если запрошенная сумма излишне велика;
  • требования соблюдения гарантийного срока;
  • прочие претензии, связанные с неисполнением текущих условий.

Если заказчика не удовлетворяет качество исполнения, или часть работ остались невыполненными, он вправе потребовать вернуть ему деньги в полном или частичном выражении. Главное условие – нарушение действительных норм подписанных договоренностей.

В случаях с поломками сразу после приемки работ, законом предусматривается, что в обязанности исполнителя входит устранение любых поломок, недочетов и недостатков, возникших в процессе эксплуатации.

Требование об устранении  недочетов допустимо в ситуациях, когда в соглашении указывается конкретный гарантийный период, и письменно зафиксирована готовность исполнителя следовать данному пункту.

К заказчику

Исполнитель контрактных обязательств также может составить жалобу, основываясь на следующих моментах:Проектная документация

  • работы исполнены в полном объеме и с соблюдением временных рамок, но заказчик задерживает оплату;
  • несоответствия полноты оплаты исполненных работ к моменту расторжения подряда;
  • требование обеспечить свободный доступ к объекту, указанному в соглашении;
  • непредоставление или неполное предоставление материальной, технической базы, инструментария для исполнения подряда, если в соглашении обозначена ответственность заказчика за материальное обеспечение;
  • непредоставление проектно-сметной документации.

Назначение и роль претензии в отношениях контрагентов

Закон предусматривает, что договор подряда наряду с прочими документами данной категории подразумевает исполнение всех обязательств, возложенных на участников соглашения по исполнению неких работ. Кроме того, изначально предполагается, что за исполненные работы последует оплата в размере, определенном заранее.

Если хотя бы одно из условий нарушается, контрагенты вправе сформулировать претензию, которая выступит первым шагом на пути к разрешению конфликтной ситуации. Исходя из вышесказанного, роль претензии имеет большое значение, так как помогает определить конкретные проблемы, своевременно предотвратить проявление конфликтных ситуаций и доведение спора до внимания судебных инстанций.

Сроки при составлении и отправке претензии

Порядок досудебного разрешения конфликтов, а также сроки приемки и сдачи работ регламентируются ст. 720 ГК РФ. Здесь указано, что при составлении подряда нужно учитывать возможные негативные последствия сотрудничества, потому в текст договора включается условие, регламентирующее указанные вопросы.

Если договор не предусматривает данных обстоятельств, стороны все равно обязаны придерживаться действительных требований законодательства. Так, одним из ключевых нюансов считают недопущение пропуска гарантийного срока и сроков исковой давности (ст. 722 ГК РФ). Исковая давность будет напрямую зависеть от того, какие временные отрезки обозначены в качестве гарантийного подтверждения. Если конкретный срок не обозначен в тексте договоренностей, в силу вступают текущие рекомендации гражданского права:

  • 1 год при ненадлежащем качестве исполнения обязательств — по ст. 725 ГК РФ;
  • 3 года, как общие условия о давности – по ст. 196 ГК РФ.

Законодатель предусматривает несколько вариантов отправки претензионных требований:

  1. Вручение документа лично. Представитель компании приходит в офис, регистрирует претензию и передает ее на рассмотрение. В данной ситуации документ составляется в 2-х экземплярах, одна копия остается у подрядчика, оригинал передается исполнителю. На копии проставляется дата вручения, печать организации и подпись уполномоченного лица, принявшего жалобу.
  2. Использование почтовых услуг. Отправление претензии заказным письмом позволяет избежать волокиты. Данный вариант считается наиболее приемлемым, так как при вручении письма заполняется уведомление, которое является подтверждением попытки досудебного урегулирования конфликтных моментов.

Порядок оформления

Заключение подрядаПретензия составляется в письменной форме на бумажных листах удобного формата или официальных бланках предприятия. Ее можно писать вручную, или печатать на компьютере или печатной машинке.

Документ составляется по мере обнаружения несоответствий действующим договоренностям. Как только выявлены проблемы, сторона соглашения вправе инициировать претензионное разбирательство. В обязательном порядке жалоба подписывается руководителем компании или уполномоченным сотрудником.

Бумага составляется в 2-х экземплярах, один из которых передается ответчику. В течение 30 дней должен прийти ответ на выдвинутые требования. Если он не удовлетворяет автора, и ответчик не осознает степень своих нарушений, претензия передается в суд, инициируется полномасштабное судебное разбирательство в порядке искового производства.

Порядок составления и особенности написания претензии в адрес нерадивого контрагента описан в ролике ниже.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных