Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Сущность утилизационного сбора на прицепы в 2020 году

Утилизационный или экологический сбор – это обязательный разовый платеж за утилизацию, который гарантирует, что по окончанию срока службы техника или автотранспортное средство не останется гнить на улице, стоять в лесу, ржаветь на дне водоема и так далее.

Утилизационный сбор на прицепы

Уплачивая этот взнос в бюджет, производитель или продавец (в случае, если техника импортная), по сути, оплачивает утилизацию, которая произойдет гораздо позже, может даже спустя десятилетия. С момента принятия в 1998 году Федерального закона N89 «Об отходах производства и потребления» ставки и условия оплаты многократно менялись.

Изменения и характеристики

Изменения и характеристикиВ 2012 году пошлины на импорт транспортных средств пришлось снизить. Это произошло из-за вступления РФ в ВТО. Параллельно появился специальный сбор на утилизацию автомобилей, поступающих из-за рубежа, который уплачивался при таможенном оформлении.

Сумма платежа значительно возросла – базовая ставка на легковой автотранспорт составляет 33 000, а на грузовики и автобусы – 150 000 рублей. К номиналу применялись корректирующие коэффициенты, зависящие от технических характеристик и возраста авто.

При этом увеличение размера платежа для авто с большим износом было довольно значительно. Для автомобиля старше 5 лет применялся коэффициент 35,1, и порой величина экологического платежа была в несколько раз выше, чем стоимость самого автомобиля. Эта мера была направлена на сокращение потока подержанных иномарок, ввозимых в РФ, а также на поддержку российского автопрома.

Правила членства России в ВТО таковы, что положения для российских производителей и зарубежных партнеров должны быть равными. Поэтому уже с 2012 года сбор на утилизацию стали применять к автомобилям и технике отечественного производства. При этом существовали госгарантии по возмещению расходов на создание утилизационной инфраструктуры.

Резонансным нормативным актом можно считать поправки, внесенные Федеральным законом N392 от 29.12.2015. Увеличилось количество лиц, обязанных платить за будущую утилизацию, выросли и суммы платежа.

С февраля 2016 года плательщиками сбора стали компании, производящие и ввозящие самоходную технику. Сумма сбора выросла, но не за счет увеличения ставки, а благодаря индексации коэффициента. На новую технику коэффициенты увеличились в среднем на 65%.

На транспортные средства, с момента производства которых прошло более 3 лет, индексация коэффициентов не производилась, так как они изначально были высокими.

Кто сегодня платит

ПлательщикиСегодня плательщиками экологического сбора являются производители, если техника изготовлена в РФ, или импортеры, если транспортное средство произведено за границей. В большинстве случаев при покупке транспортного средства в РФ этот платеж производить не нужно.

В отношении ввозимых в Россию транспортных средств сбор осуществляет Таможенная служба, для производимых в РФ – налоговые органы. В ПТС к автомобильному средству ставится специальная отметка об уплате данного сбора.

В некоторых случаях экологический сбор не применяется:

  • транспортные средства, ввозимые в качестве личного имущества по государственной программе добровольного переселения соотечественников из других стран;
  • раритетные экземпляры, которые были произведены более чем 30 лет назад и не используемые с целью извлечения коммерческой выгоды,они должны иметь оригинальные кузов и раму, быть отреставрированными до первоначального состояния;
  • если транспортное средство является собственностью консульства, дипломатического представительства, принадлежит сотрудникам этих ведомств и членам их семей;
  • в случае, если транспортное средства не входит в установленные законом перечни, определяемые Постановлением правительства РФ №1291 и №81.

В редких случаях покупателю транспортного средства нужно оплатить утилизационный сбор самостоятельно, а именно, когда:

  • автомобиль или иная техника приобретены за рубежом и ввезены на территорию РФ;
  • лица, у которых был куплен транспорт, уплачивали данный сбор в силу освобождения от уплаты по закону;
  • при покупке у лиц, которые по каким-либо иным причинам не совершали этот обязательный платеж.

Ставки, коэффициенты и объекты применения

Объекты сбораДля полуприцепов утилизационный сбор никогда не начислялся. Согласно ГОСТ, прицепы и полуприцепы имеют разную конструкцию и принцип действия, в связи с этим утилизационный сбор на ввозимые или произведенные в РФ полуприцепы не предусмотрен.

Производители прицепов обратились с письмом к Правительству, в котором выразили крайнюю обеспокоенность о возможном закрытии всей отрасли, так как сбор превышал все производственные расходы в несколько раз, и при такой стоимости техники покупать ее никто не будет.

В рамках проекта «Прямая линия с Президентом» главой государства было дано Поручение правительству РФ об урегулировании данного вопроса. В результате “новогодним подарком” для российских машиностроителей стала отмена непосильного платежа практически на все прицепы.

Исключение составили десятитонники и более тяжелые прицепы. Поправки вступили в силу с 1 января 2017 года.

Сегодня базовая ставка на прицепы весом 10 тонн и выше составляет 150 000 рублей. Эта ставка корректируется коэффициентами, для прицепов младше трех лет он равен 1, а старше 3 лет – 7.

Читайте также:   Что такое бортовое устройство Платон?

Сумма платежа рассчитывается по формуле:

U = B * K, где

U – сумма платежа, B – базовая ставка, K – коэффициент.

Например: новый автоприцеп массой 12 тонн, ввезенный из-за границы, будет облагаться сбором в сумме:

150 000 * 1 + 150 000 рублей = 150 000 руб.

Сумма сбора на прицеп массой 15 тонн, произведенный более чем три года назад с момента уплаты сбора:

150 000 * 7 = 1 050 000 рублей.

Нормативные акты

Основным документом, который регулирует уплату утилизационного сбора, является Федеральный закон №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления».

Правовые акты, которыми были внесены изменения и дополнения в эти законы:

  1. Нормативные актыФедеральный закон от 29.12.2015 №392-ФЗ.
  2. Постановление Правительства РФ от 06.02.2016 №81.
  3. Постановление Правительства от 11 декабря 2015 №1350 “О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2013 года №1291”.
  4. Постановление Правительства от 6 февраля 2016 года №81 “Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”.
  5. Постановление Правительства РФ от 11.05.2016 №401 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”.

Также ФНС утвердила формы по утилизационному сбору. Расчет суммы в отношении самоходных машин и прицепов к ним регулируется Приказом от 24.10.2016 №ММВ-7-3/578.

Расчет суммы сбора для колесных транспортных средств и прицепов к ним можно сделать, руководствуясь Приказом от 24.10.2016 №ММВ-7-3/577.

Реальные затраты

Освобождение от платежа позволило вздохнуть с облегчением как производителям большинства прицепов, так и покупателям. До исключения из перечня прицепов массой от 0,75 до 10 тонн ставка и коэффициенты были таковы, что сумма сбора превышала себестоимость техники в несколько раз.

Правительство пыталось «мягко приучить» бизнес, что платить придется, предоставив отсрочку оплаты на срок до девяти месяцев для крупнейших производителей. Производители же просто приостановили выпуск новых изделий, а импортеры перестали ввозить прицепы из-за рубежа. В результате перечни пересмотрели, и правительство приняло единственно верное продуктивное решение.

Что же касается десятитонных и более тяжелых прицепов, то они составляют небольшую долю предложения на рынке и имеют высокую себестоимость. В среднем, реальные затраты на уплату экологического сбора составят от 5 до 10% к себестоимости единицы новой техники.

Как учесть утилизационный сбор

В бухгалтерском учете данный сбор отражается на счете 76 (Расчеты с разными дебиторами и кредиторами). На 68 счете, на котором обычно отражают расчеты по налогам и сборам, эти суммы проводить нельзя, потому как утилизационный сбор не обладает обязательными признаками налогообложения и не соответствует определению сбора, которое дает глава 8 НК РФ.

Прицеп-дача

Сумма сбора относится на расходы в период, когда он был начислен. При этом сам платеж может быть осуществлен в следующем отчетном периоде, например, крупные производители обязаны уплатить сбор в течение 45 дней в следующем квартале. Датой начисления сбора считается день, когда возникла обязанность по его уплате, то есть день схода транспортного средства с конвейера или день пересечения границы.

Некоторые плательщики относят сумму сбора на расходы в тот период, в котором была произведена фактическая выплата, с целью снизить себестоимость готовой продукции, но это является нарушением.

Налогооблагаемая база при расчете НДС определяется как договорная цена транспортного средства. При этом по отдельным составным частям этой базы НДС не начисляется, то есть выделять сбор в налогооблагаемой базе не нужно.

Расчет сбора предоставляется по специальной форме производителями в налоговый орган, импортерами – в таможенные органы. Если при проверке расчета не обнаружено недочетов и есть подтверждение поступления платежа в бюджет, ФНС или орган ФТС ставит специальную отметку в паспорта технических средств.

Особый порядок администрирования предусмотрен для крупнейших производителей, состав которых отражен в специальном реестре. Они имеют возможность самостоятельно ставить специальную отметку с последующей проверкой в налоговом органе.

История существования утилизационного сбора в России неоднозначна, и, скорее всего, в ближайшем времени по данному виду платежа произойдут изменения. В частности, планируется ввести утилизационный сбор на станки и производственное оборудование.

Новости относительно утилизационных сборов до их отмены приведены ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector