Содержание статьи
На сегодняшний день ФНС использует несколько основных видов различных налоговых проверок для контроля полной и своевременной уплаты налогов организациями и ИП. Делятся они в общем случае на выездные и камеральные.
В статье подробно разберем понятия, общие характеристики, формы, цели и методы контроля налоговой инспекции в РФ.
Выездная проверка
Для инициирования выездной налоговой проверки требуется либо решение руководителя территориального налогового органа, либо решение его заместителя. В среднем она не должна занимать более двух месяцев, но по решению ФНС срок может быть увеличен до четырех месяцев. В виде исключения в сложных ситуациях период может затянуться до полугода.
Текущее законодательство не разрешает ФНС проверять в один налоговый период одни и те же налоги. Но и здесь есть исключения, и по решению вышестоящих органов может проводиться повторная выездная проверка.
Исключениями являются следующие случаи:
- Если проводится закрытие компании или крупная реорганизация. При ликвидации всегда проводится проверка ликвидационного баланса, декларации и других важных для налоговой документов.
- Если при подачи декларации сумма дохода и подлежащих к уплате налогов оказывается меньше ранее заявленной.
- Если ФНС, проводящая проверку, сама находится под контролем вышестоящего налогового органа.
Полная информация о данной процедуре представлена на следующем видео:
Камеральная проверка
Проводится налоговой инспекцией по месту ее нахождения. В ходе процедуры анализируются все документы, предоставленные компанией и необходимые ФНС для расчета и контроля налогов: декларации и другие бумаги в зависимости от деятельности фирмы.
Так как для начала проверки требуется предоставление этих документов, ее срок рассчитывается с момента подачи документации и составляет три месяца. Весь процесс является штатной ситуацией и проводится сотрудниками налоговой, в чьи должностные обязанности входит проведение такого контроля.
Классифицируются проводимые проверки на основании следующих признаков:
- В зависимости от метода проведения:
- Выборочные – налоговые органы проверяют только некоторую часть документов компании. Эти бумаги могут вызывать сомнения, либо не были предоставлены вовремя, либо требуются для уточнения информации из других источников или деклараций.
- Сплошные – процедура затрагивает все без исключения документы конкретной организации. Так как это огромная работа, подобный контроль организуется в отношении небольших компаний с соответствующим количеством документации либо при восстановлении учета в отдельно взятых фирмах.
- В зависимости от объема вопросов, ответы на которые налоговая хочет получить в ходе проверки:
- Выборочные. В отличие от прошлой ситуации с выборочной проверкой, здесь уже рассматривается вопрос расчета и уплаты отдельно взятых видов налогов.
- Комплексные, в ходе которых в рамках конкретного налогового периода рассматривается вопрос полного соблюдения налогового законодательства по всем направлениям.
- Целевые – обычно производятся одновременно с выборочными или комплексными, но могут организовываться и сами по себе. Здесь ФНС рассматривает отдельные операции или ответвления деятельности, не охватывая компанию и ее документацию целиком.
Многие нюансы камерального контроля разобраны здесь:
Результат проверки
После того, как проверка будет окончена, налоговая выдает справку, в которой написана цель, предмет и сроки проведения контроля.
После этого момента у ФНС есть два месяца, чтобы составить и предоставить акт проведенной проверки. В нем указываются все выявленные нарушения, статьи закона, в соответствии с которыми эти нарушения были классифицированы, а также советы и предложения по исправлению ситуации.
Такой отказ должен быть рассмотрен в течение десяти рабочих дней руководителем налогового отделения по месту регистрации. После рассмотрения отказа и вынесения решения налогоплательщик получит уведомление об этом с указанной суммой, которую (при необходимости) нужно доплатить в виде налогов, штрафов или пенни по доказанным случаям нарушения налогового законодательства.
Правовое регулирование, важные нюансы
Для того чтобы налоговые проверки не стали для компании обыденным делом, достаточно знать факторы риска и принципы составления плана проверок налоговыми службами. Даже если контроль свалился как снег на голову, важно уметь отстаивать свои права, знать не только обязанности налогоплательщика, но и допустимый уровень полномочий налоговых инспекторов.
В случае с выездным контролем все документы должны оцениваться и проверяться на территории компании. Проверка бумаг на территории ФНС проводится в исключительных случаях и при невозможности разобраться на месте.
Решение о проведении рассматриваемой процедуры должно содержать в себе всю необходимую информацию:
- Какие налоги будут проверяться, то есть назначение проводимой проверки.
- ФИО налогоплательщика, а также сокращенное и полное название проверяемой организации, срок проведения процедуры.
- Должности и фамилии с инициалами всех сотрудников налоговых служб, которым было поручено проведение контроля.
Если в ходе процедуры сотрудники ФНС будут задавать вопросы и просить документы, не касающиеся предмета проведения проверки, в этой просьбе можно отказать, поскольку законных оснований для нее нет. Общий срок проверяемых документов не должен превышать трех лет. В общих случаях более старые бумаги никого не интересуют и не будут проверяться.
Процесс может быть приостановлен (в случае выездного контроля) руководителем налогового органа или его заместителем по следующим причинам:
- Для продолжения требуется уточнение каких-либо данных либо дополнительные документы, должна быть проверена или запрошена какая-либо информация.
- Требуется проведение экспертизы для установления достоверности какой-либо информации.
- Если требуется получить информацию или документы от органов за пределами РФ. В данном случае процесс происходит в рамках международных соглашений России с другими странами.
- Для проведения процедуры требуется перевод документации на русский язык, если изначально она была составлена на другом языке.
По окончанию процесса составляется акт. Его оформление идет в соответствии с приказом № САЭ-3-06/892@. Стоит отметить, что в течение одного года два и более раз проводить выездные проверки в отношении одного налогоплательщика запрещено. Для этого должны быть весомые основания, указанные выше.
[docs]
Что проверяется во время камеральной проверки:
- Грамотность и правильность данных в вычислениях налоговой базы. Оцениваются отдельные расчетные показатели и отчеты.
- Данные за текущий налоговый период сопоставляются и сравниваются с информацией, предоставленной налогоплательщиком в прошлый налоговый период.
- Насколько бухгалтерские документы расходятся или сходятся с информацией, предоставленной в налоговой декларации.
Кого проверяет ФНС или факторы риска
Один из основных факторов риска – проведение встречных налоговых проверок. В этом случае проверяется соответствие информации и документов у обоих участников сделки или соглашения.
Налоговые службы вычисляют таким способом:
- Различные схемы, придуманные и используемые для уклонения от уплаты налогов или уменьшения налоговой базы.
- Если подлинность документов, предоставленных одним из участников сделки, вызывает у налоговой службы сомнения.
- Все несоответствия в данных о сделке и вообще каком-либо сотрудничестве (несоответствие количества товаров, различных единиц измерения и так далее).
- В случае, если есть подозрения считать конкретную сделку фиктивной.
- Если у налоговой есть основания считать, что ООО не отражает всю информацию о своей деятельности или средствах в отчетах, счетах в банке, в кассе или где-то еще.
Иначе говоря, в большинстве случаев причиной контроля являются действительно существующие нарушения налогового законодательства. Шанс на проверку вырастает и в том случае, если налогоплательщик отказывается/избегает проведения обыденных мероприятий или запросов налоговой, то есть явно что-либо скрывает.
Перед проведением проверки контрагента ФНС должна отправить:
- Запрос на проведение процедуры, в котором указывается ее предмет и необходимые документы.
- Требование предоставить конкретную документацию для проверки.
При этом требование должно содержать в себе следующую информацию:
- ИНН и КПП проверяемой организации, а также ее полное наименование.
- ИНН, КПП, полное название поставщика/контрагента.
- Перечень документов, необходимых инспекторам для проверки.
- Вид проводимого налогового контроля и основания для его проведения (чаще всего основанием является статья 87 НК РФ).
- Срок, в который требуемые бумаги должны быть подготовлены и предоставлены. Обычно – 5 рабочих дней с момента получения запроса и требования.
Также требование должно указывать, копии каких документов нужно сделать и каким образом они должны быть заверены. Отдельно указывается, какое наказание и по какой статье последует, если указанные требования не будут выполнены и документация не будет предоставлена. Наконец, рассматриваемые бумаги должны быть подписаны либо руководителем территориального органа, либо его заместителем.
Факторы риска, которые можно оценить самостоятельно
При планировании выездных проверок налоговая опирается в первую очередь на информацию о следующих сомнительных организациях:
- Если у конкретного налогоплательщика налоговая нагрузка существенно ниже, чем у остальных компаний аналогичного размера в такой же сфере деятельности. Рассчитывается это исходя из данных Росстата и других источников.
- Если за последние 12 месяцев вычетов по НДС 89% или более от общей суммы налогов. Вообще, если в отчетности отображено огромное количество вычетов, это может стать причиной проверки.
- Если в течение двух или более лет бухгалтерская отчетность фирмы показывает стабильные убытки (проверяется сокрытие доходов и налогов).
Чем отличается камеральная проверка от выездной?
Сравнение приводится в следующей таблице:
Форма налогового контроля | Выездная проверка | Камеральная проверка |
---|---|---|
Что проверяется | Правильность расчета и полнота уплаты налогов за период сроком максимум за три года. Налоговые органы сами решают, какие документы или сделки должны быть проверены. | Документы, предоставленные налогоплательщиком в соответствии с п.1 ст. 88 НК РФ — налоговая декларация и прочая подобная документация. |
Повод начала проверки | План проверок, выработанный в соответствии с приказом № ММ-3-06/333. | Подача декларации и других документов в территориальный налоговый орган. |
Необходимость получения разрешения | Выездная проверка производится только с указания руководителя территориального налогового органа либо его заместителя. | Для проведения камерального контроля ФНС не должна получать дополнительные разрешения. |
Сколько занимает времени | В общих случаях до двух месяцев. Может быть продлена до четырех или даже шести месяцев в исключительных случаях. Процедура может быть приостановлена для получения документов из-за границы, для перевода документации на русский язык и в некоторых других случаях. | Документы проверяются в течение 3 месяцев с момента их подачи. Дополнительные сроки не предусмотрены, приостановка также не предусмотрена. |
Составление акта | Акт составляется в течение двух месяцев после процедуры. В случае, если проверялась группа налогоплательщиков, срок может быть увеличен до трех месяцев. | Если нарушений в ходе проверки выявлено не было, акт не составляется. В противном случае составление занимает до 10 суток с момента окончания контроля. |
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.12.08Инструкции для ИПКак ИП перейти с УСН на патент
- 2020.09.09В помощь каждомуКак подготовиться ко второй волне коронавируса
- 2020.09.08Договорные отношенияЗаключение договора в электронном виде: а так можно?
- 2020.07.29Инструкции для ИПКак ИП без работников заполнить заявление и получить субсидию