Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Последние новости по маркировке товаров с 2020 года

Под маркировкой товаров принято понимать текст, рисунок или иное условное обозначение, наносимое на товар или его упаковку. Цель – доведение до потребителя ключевых сведений о товаре.

В качестве регламента по данному вопросу выступает Закон РФ «О защите прав потребителей» №2300-1. Каковы нормативные требования к маркировке товаров, и есть ли изменения в 2020 году?

Маркировка товаров

Что такое маркировка товаров

Маркировка товаров – любая информация о товаре, нанесенная на него или упаковку, этикетку. Основные функции маркировки – информационная, идентифицирующая, эмоциональная, мотивационная.

  1. Информационная. В рамках этой функции маркировка позволяет предоставить покупателю необходимую информацию о товаре. Это адрес и название производителя, технический регламент, регулирующий качество товара, данные о ключевых потребительских качествах, состав, пищевая ценность, эффективность с энергетической точки зрения, продолжительность службы.
  2. Идентифицирующая. В ходе обеспечения этой функции маркировка доводит до продавцов, покупателей, контролирующих служб сведения, способствующие идентификации товаров и установления факта их соответствия действующим законодательным нормативам – государственным стандартам, уровню безопасности, договорам.
  3. Эмоциональная. В этом случае товарная маркировка призвана оказать влияние на психическое и эмоциональное состояние потребителя, вызвать у него определенные ассоциации, привлечь внимание в целях повышения объема продаж.
  4. Мотивационная. Основная задача – стимулирование реализации товара. Ведь это позволит производителю увеличить объемы реализации и нарастить прибыль.

Структура маркировки товара является достаточно простой. Это первое, с чем сталкивается потребитель в процессе совершения покупки товара. Есть несколько элементов, из которых она состоит:

  • текстовая часть;
  • рисунок;
  • знаки информационного характера.

На практике чаще всего используется текст, т. к. это самый простой и доступный способ донесения сведений до потребителя. Наряду с этим законы маркетинга и государственные нормативы выделяют несколько требований, которым должна соответствовать качественная маркировка:

  • простота понимания и восприятия;
  • четкость и разборчивость;
  • устойчивость к влиянию климатических условий;
  • сохранность в течение всего времени использования;
  • обеспечение безопасного применения товаров.

Маркировка может быть производственной и торговой. В первом случае информация наносится изготовителем товаров, во втором – посредником (продавцом или поставщиком).

Таким образом, под маркировкой принято понимать информационную запись, наносимую на упаковку, этикетку, продукцию или ярлык в целях повышения идентификации товара и ускорения процесса перевозки, хранения, реализации. Она представлена кодом, цифрами, записями и изображениями, а также прочими условными обозначениями. Детальное определение дано в ФЗ №487 от 31 декабря 2017 года.

Внедрение маркировки

Необходимость внедрения в России на 2020 год

Правительством Российской Федерации 28 апреля 2018 года было выпущено Распоряжение №792-р. Цель его формирования – утверждение перечня из десяти товарных позиций, которые станут подлежать обязательной маркировке, начиная с 2019 года.

Пояснительная записка к данной законодательной норме свидетельствует о том, что цель данного нововведения заключается в снижении оборота контрабанды и контрафактной продукции.

В качестве инициатора выпуска документа выступает Министерство промышленности и торговли РФ. Государство старается построить систему, позволяющую отследить изделия, оказывающиеся на российском рынке. Конечная задача заключается в создании единой информационной базы, содержащей данные об изготовителе, нюансах доставки, поступления товаров на оптовые базы и в розничные торговые объекты.

В Распоряжении устанавливаются временные рамки внедрения нового торгового режима. Автоматизированная база, попадающая под учет, формируется в качестве каталога (электронного). В нее будут включены данные об изготовителях, поставщиках, подрядчиках, промежуточных оптовых звеньях, транспортировке товаров.

Посредством данной системы предприниматели смогут оценивать степень активности рынка, а потребители – получать интересующую информацию. Государственные органы, в свою очередь, получат возможность обеспечения борьбы с незаконным оборотом торговли в РФ.

Какие товары должны маркироваться, и в какие сроки

Начало действия Распоряжения, изданного Правительством, приходится на 1 января 2019 года. Однако для различных товарных групп предусмотрены разные временные рамки внедрения маркировки. В Распоряжении №792-р присутствует информация о следующих категориях:

  • табачные изделия – с 1 марта 2019 года;
  • постельное белье и прочие бытовые принадлежности из текстиля, а также одежда – с 1 декабря (включая верхнюю одежду, блузы и рубашки для женщин);
  • обувь – с 1 июля 2019 года;
  • продукция для создания фото – камеры и вспышки – с 1 декабря;
  • парфюмерия – с 1 декабря;
  • покрышки и шины – с 1 декабря.

Последние новости

Министерство промышленности и торговли стало инициатором не только маркировки, но и регулятором порядков, сроков начала работы по новым правилам. Более того, предприниматель вправе осуществить переход на обновленную систему раньше установленного срока. Это позволит:

  • произвести оценку степени готовности бизнеса к работе по новому регламенту;
  • упорядочить внутренний функционал;
  • адаптировать предпринимательскую деятельность к изменениям в законодательстве;
  • организовать обучение работников;
  • полностью подстроиться под новые правила;
  • избежать штрафов, которые во время тестового периода не действуют.

Чтобы включиться в проект, предприятие должно:

  • зарегистрироваться и иметь на руках комплекс учредительных документов;
  • обзавестись техническим обеспечением – контрольно-кассовыми машинами, сканером 2D, программным обеспечением;
  • оформиться в системе ЭДО в целях дальнейшего распознавания кодов и фиксирования перемещения товарных позиций.
Изменения затронут предпринимателей, осуществляющих деятельность с применением специальных режимов. Так, для ЕНВД и ПСН будут введены определенные ограничения по реализации маркированных товаров. Новшества коснутся и тех ИП, которые работают с онлайн-кассами, ведь придется оснащать торговые точки объектами вспомогательного оборудования.

Оператор системы маркировок

В качестве оператора системы маркировок в России выступает организация ЦПРТ – Центр развития перспективных технологий – Честный ЗНАК. Это единый орган, обеспечивающий контроль и учет движения тех или иных товаров, а также защиту прав потребителей.

Цель данной организации заключается в полном вытеснении с рынка отраслей подделок, контрабандных, контрафактных товаров.

Порядок проведения и этапы внедрения цифровой маркировки товаров

Процесс внедрения нововведений и сроки его завершения определяются конкретной категорией товаров.

Лекарства

В настоящее время их маркировка не является обязательной, последние новости по этой теме выходили 24 января 2017 года. Постановление Правительства РФ №62 содержит информацию о том, что нанесение на ампулы, блистеры, коробки и флаконы информации происходит в качестве эксперимента.

Читайте также:   Как написать ответ на жалобу: образец письма

Добровольное присоединение к новой программе может быть осуществлено только в том случае, если бизнес зарегистрирован официально, а торговые точки имеют нужное материально-техническое обеспечение. Немаловажную роль играет прохождение процедуры регистрации в автоматизированной базе фармацевтических препаратов.

Маркировка таблеток

Срок, в который нужно уложиться в процессе внедрения маркировки, был продлен Правительством. Изначально устанавливались временные рамки до завершения 2018 года. Однако после того как был принят ФЗ №425, срок продлили до окончания 2019. Предполагаются следующие нововведения:

  • снабжение заводских упаковок специальными идентификационными кодами;
  • синхронизация сведений с автоматизированной базой.

Табачные изделия

Начиная с марта 2019 года, сигареты, не подвергшиеся маркировки, станут товарами незаконного оборота. Производители обязуются:

  • заняться установкой считывающего оборудования в целях синхронизации функционирования сканирующих устройств;
  • купить и настроить принтеры;
  • обеспечить внедрение ЭДО.

Оптовые специалисты в соответствии с нормами законодательства должны:

  • установить терминалы формата 2D, предназначенные для сбора данных;
  • получить КЭП усиленного типа;
  • пройти официальную процедуру регистрации в ЭДО.
Розничные торговые объекты также обязуются смонтировать сканеры и терминалы, изучить документооборот в электронном формате. До 1 марта 2019 года процедура генерации кодов проводилась на бесплатной основе.

Обувь

Тестовый проект относительно маркировки обуви начнет действовать с 1 июля 2019 года. До этого времени каждый желающий предприниматель может стать участником программы в добровольном порядке и адаптировать весь бизнес.

Новые требования распространяются на отечественных производителей, лиц, осуществляющих импорт, оптовую, розничную торговлю. Нанесению кодовых обозначений и знаков подлежат следующие виды продукции:

  • кожа;
  • замша;
  • текстиль;
  • фетр;
  • материалы синтетического происхождения.

Обувь специального назначения, как и войлок, резина в этот перечень не входят.

Вебинар по маркировке обуви представлен ниже.

Одежда (товары легкой промышленности)

Согласно Распоряжению №792-р от 28 апреля 2018 года, срок внедрения обязательной маркировки одежды – с 1 декабря 2019 года. Нововведение распространяется на следующие товарные группы:

  • одежда из натуральной кожи;
  • изделия из композиционного кожного материала;
  • рабочие костюмы;
  • блузы из трикотажа ручного и машинного изготовления;
  • предметы верхней одежды (пальто, накидки, куртки, плащи, ветровки).

Духи и туалетная вода

Парфюмерия также будет подлежать маркировке с 1 декабря 2019 года. Многие крупные магазины, такие как ЛЭТУАЛЬ, ИВ РОШЕ, уже начали активную подготовку к вступлению в программу.

Обязательным станет нанесение кодов и знаков. Подвергать этой процедуре нужно будет следующие товарные категории: духи (сухие и жидкие), туалетная, парфюмерная вода.

Пивная продукция

На сегодняшний день, в соответствии с нормами российского законодательства, маркировке подлежит спиртное повышенной крепости и вино. Но планируется ужесточить требования, включив в этот перечень пенные напитки – пиво, сидр, медовуху.

Объяснить такие идеи можно тем, что согласно данным Российского алкогольного регулирования одна из двадцати бутылок является контрафактной, что может нанести здоровью граждан непоправимый вред.

Внедрение нововведения является актуальным в силу большого количества причин:

  • без применения специальных акцизов легальные рыночные участники не могут стать конкурентами продавцам доступной по цене продукции;
  • отсутствие маркировки создает трудности в процессе контроля подпольных производств.

Шины и покрышки

С 1 декабря 2019 года идентификация затронет торговую деятельность, подразумевающую реализацию пневматических покрышек. Штриховой код будет содержать следующие сведения:

  • страна-изготовитель продукции;
  • имеющиеся производственные мощности;
  • импортер товара;
  • дата производства;
  • срок полезного использования;
  • сезонные особенности (нюансы эксплуатации в тех или иных температурных условиях).

Продажа покрышек подразумевает сканирование 2D-кода, посредством которого онлайн-касса сможет зафиксировать продажу товаров конечному потребителю. После этого оператор фискальных данных отправит сведения в соответствующую базу.

Маркировка шин

Фотоаппараты и лампы-вспышки

С 1 декабря 2019 года обязательной станет маркировка фотоаппаратов и ламп-вспышек. В соответствии с нормами законодательства она должна содержать те же сведения, что и прочие товары. Многие производители данной техники уже перешли на новую систему и тестируют ее.

Работа системы маркировки и закон о маркировке товаров

Данная система опирается на уже существующую законодательную норму – ФЗ №487 от 31 декабря 2017 года. В нем сказано, что товары, не соответствующие нормам и принципам маркировки, не могут быть реализованы.

В Распоряжении №792-р утверждены базовые принципы, в соответствии с которыми будет производиться обязательная маркировка товаров, а также списки товаров, подлежащих ей.

Маркировка товарных позиций осуществляется в соответствии с определенной последовательностью. Коды генерируются посредством оператора ЦРПТ (Честный ЗНАК).

Подготовка к маркировке

Чтобы принять участие в системе маркировки, к этому нужно подготовиться.

  1. Подать заявление на официальном web-ресурсе ЦРПТ. Делается это на бесплатной основе и оперативно, т. к. имеется готовая форма.
  2. Подключить онлайн-кассу. Сведения о реализации ОФД будут отправляться в автоматическом порядке, а оттуда поступят в ЦРПТ.
  3. Активировать сканер штриховых кодов с опцией 2D считывания.
  4. Обеспечить взаимодействие с кодовыми обозначениями маркировки.

Штрафы и ответственность

Несоблюдение норм законодательства чревато несением административной ответственности по ст. 15.12 КоАП РФ. В ч. 1 сказано, что несоответствие маркировки нормам законодательства подразумевает начисление штрафа в следующих размерах:

  • для ИП – 5000 – 10 000 руб.;
  • для ЮЛ – 50 000 – 100 000 руб.

Наряду с этим продукция, которая не была маркирована, изымается из оборота в принудительном порядке. В ряде ситуаций наступает уголовная ответственность. Например, если стоимость продукции выше, чем крупный или особо крупный размер, установленный на законодательном уровне.

Согласно ст. 169 УК РФ, крупный ущерб – 1,5 млн. руб. По ст. 171.1 УК РФ в этом случае предусмотрен штраф в размере до 300 000 руб. или лишение свободы до трех лет с сопутствующей штрафной санкцией в 80 000 руб.

Оборот алкогольной продукции без маркировки карается штрафом в 500 000 руб. или лишением свободы на тот же срок с санкцией в 120 000 руб.

Специальный репортаж канала Россия-24 о системе маркировки Честный ЗНАК представлен ниже на видео.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector