Содержание статьи
Когда предприятие нуждается в особых навыках и квалификации работников, требуется проведение адаптации персонала. Это позволяет полноценно использовать новые технологии, необходимые для выполнения задач производства.
Чтобы пройти все этапы адаптации, следует детально изучить ее цели и задачи, а также составить программу действий.
Раскрытие понятия
Адаптация – это получение новых навыков, знаний, полная корректировка прежних действий и привычек.
Она необходима как новым, так и старым сотрудникам, особенно если дело касается использования предприятием новых технологий.
Под данным понятием подразумеваются не только трудовые изменения, но и социальные, административные и психофизиологические.
В результате происходит приобщение работника к новым условиям труда и особенностям осваиваемой им профессии, а в дальнейшем появляется возможность достигать самого высокого показателя производства.
При этом в рамках данного понятия можно овладевать не только трудовыми навыками, но и осваивать корпоративные правила.
Цель и задачи
Проведение адаптации в коллективе обусловлено достижением определенных целей и решением поставленных задач.
Цель адаптации заключена в следующем:
- сокращение расходов и материальных потерь на стадии изучения новичком технологий процесса;
- снижение чувства неуверенности и неопределенности у нового работника;
- ускорение привыкания новичка в коллективе с целью снижения текучки кадров;
- экономия трудового времени работников и руководителей;
- формирование положительного мнения со стороны сотрудников к деятельности новичка.
Задачи ставятся перед лицом, непосредственно руководящим процессом изменений, и заключаются в следующих пунктах:
- организация индивидуального обучения новичка;
- проведение курсов повышения квалификации для существующих работников и семинаров для новичков;
- проведение интенсивных и краткосрочных курсов для топ-менеджеров и руководящего состава, призванных повысить их навыки и способности управления персоналом;
- помощь в быстрой адаптации специалиста в коллективе за счет постановки общих задач для штата, усложнения индивидуальных задач для новичка;
- подготовка квалифицированной замены при ротации коллектива.
После прохождения всех этапов руководитель может сделать адаптационную оценку действиям работников.
Правовое регулирование
Любое взаимодействие работников и руководства осуществляется на основании Трудового кодекса РФ. Именно он определяет весь процесс взаимодействия сторон.
Кроме этого, используются такие трудовые законодательные акты, как Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и ряд других.
Процесс адаптации также регулируется подзаконными актами:
- указы и распоряжения Президента РФ;
- постановления Правительства РФ;
- нормативные акты различных министерств, ведомств, органов местного самоуправления;
- локальные акты предприятия.
Ст. 37 Конституции РФ обеспечивает граждан правом выбора вида трудовой деятельности и распоряжения своими способностями.
Основные виды (формы)
Трудовая адаптация бывает нескольких видов:
- Профессиональная. Необходима для обучения персонала новой трудовой деятельности, повышения уровня квалификации и методов использования новых технологических процессов. Скорость ее прохождения зависит от способности работника к обучению, оборудования рабочего места и обеспечения работника необходимыми материалами.
- Социально-психологическая. Данный вариант вливания в коллектив предусмотрен для быстрой адаптации новичка среди уже давно работающих сотрудников, приспособления к руководству и внутренним правилам организации.
- Организационная. Необходима для изучения работником роли и значимости своей должности, а также с целью определения своих непосредственных должностных обязанностей.
- Профессиональная. Предполагает развитие работника как высококлассного специалиста, который приспособился к особым характеристикам профессии и способен продвинуться дальше по карьерной лестнице без привязки к определенному производству.
- Экономическая. Не всегда работник получает ожидаемое вознаграждение, поэтому такой вариант адаптации дает ему возможность справиться со стрессом, а работодателю – эффективно использовать инструменты мотивации.
Роль наставника
Обычно на предприятии существует специальный сотрудник, курирующий вопрос адаптации, поэтому к новичку приставляется наставник.
Данный способ является достаточно действенным: с одной стороны, он облегчает «процесс выживания» новичку, а с другой – дает мотивацию для бывалых коллег, ведь в качестве наставника может выступить не только руководитель фирмы, но и опытный работник с приличным стажем.
В его обязанности входит:
- адаптация новичка в коллективе;
- освоение им корпоративной этики;
- овладение сотрудником новых обязанностей в рамках вменяемой должности.
При этом куратор получает за свой труд вознаграждение.
Процесс адаптации
Чтобы весь процесс внедрений проходил слаженно и структурированно, на предприятии разрабатывается своя методика его внедрения с учетом опыта и рекомендаций специалистов, в том числе и зарубежных коллег.
Возможно назначение ответственных за этот процесс лиц.
Назначение ответственных
В качестве ответственного лица могут выступить специалисты кадрового отдела, служб управления и обучения персонала, а также HR-отдела.
В этой роли встречаются и непосредственные начальники структурных подразделений или руководители предприятия.
Могут также привлекаться специалисты из таких специализированных организаций, как:
- социологические лаборатории;
- центры переподготовки или обучения персонала.
Крупные предприятия вводят штатную единицу в качестве менеджера по адаптации, который обеспечивает безболезненное внедрение новичка в коллектив.
Последовательность этапов
Итак, каждая компания разрабатывает собственную программу, но при этом за ориентир берется та, которая уже используется многими компаниями, поэтому так или иначе программы имеют сходные признаки.
В большинстве случаев в этапы реализации адаптации входят:
- Подготовительный, а именно знакомство с историей самой компании и ее основными задачами, изучение рабочего места и вменяемых обязанностей, а также знакомство работника с коллективом, корпоративной культурой и распорядком дня предприятия.
- Обучение (изучение теории и функций будущей должности).
- Практика, включающая в себя стажировку новичка (наблюдение за деятельностью коллег) и получение несложных индивидуальных заданий.
- Испытательный срок, состоящий из самостоятельного труда новичка, наблюдения куратора за деятельностью подопечного и формулирования выводов относительно его способностей занять должность.
При этом используются такие вспомогательные приемы и методы, как:
- приветственная речь для знакомства;
- планы первых дней на работе;
- организация обратной связи;
- тренинги, ролевые игры;
- стажировка и дополнительное обучение, а также промежуточный контроль.
Программа первичной и вторичной адаптации служащих
Чтобы разработать программу, необходимо сначала провести подготовительную работу, в процессе которой собираются необходимые данные, которые далее подробно анализируются.
Порядок разработки и утверждения
Программа внедрения сотрудника складывается из следующих пунктов:
- Сбор информации о квалификационных требованиях к кандидату.
- Изучение предложений подготовительных учреждений, в особенности зарегистрированных в центре занятости, относительно наличия соответствующих кадров.
- Оценка действующей системы адаптации в организации на наличие высокой оценки.
- Изучение нормативной базы, которая регулирует весь процесс на факт возможных к применению моментов.
- Разработка тестов и программ, на основании которых проводится контроль усвоения полученных знаний.
- Определение срока действия программы.
- Определение целевой аудитории программы (для молодых специалистов или с целью повышения уровня квалификации остальных работников).
- Изучение информации о самом сотруднике.
- Разработка инструментария по определению успешности программы и доступа к ее корректировке.
Структура документа
Такая программа состоит из двух структурных частей:
- Общая (первые пункты программы), призванная дать общее впечатление о предприятии, коллективе, работе в нем, обязанностях, о самой атмосфере между рабочими.
- Индивидуальная, которая формируется непосредственным начальством с дальнейшим утверждением руководителем предприятия. В нее необходимо включить процесс оценки полученных специалистом знаний.
При этом моменты, которые следует включить в состав документа, в обязательном порядке являются следующими:
- знакомство с должностными инструкциями и локальными актами предприятия, а также пунктами коллективного договора о предоставления отпуска, отгулов, начисления штрафов и пени;
- изучение техники безопасности и возможных передвижений в процессе эвакуации;
- представление новичка руководящему составу фирмы и коллективу;
- оценка работника и утверждение его в должности.
Важные моменты при составлении
В документе следует указать, кто именно будет курировать молодого специалиста.
Кроме этого очень важно:
- обозначить все этапы процесса, используя таблицу;
- четко разграничить обязанности руководителя и HR-менеджера, чтобы не произошло перекладывания ответственности с одних плеч на другие;
- включить в программу план работы новичка в первые дни на предприятии, оформив его в качестве приложения к документу, и ознакомить с ним работника;
- дополнить программу пунктом о профессиональном развитии работника;
- составить и закрепить в политике предприятия отчетные формы для каждого участника программы отдельно.
Каждое предприятие заинтересовано в росте собственных кадров, в их развитии и продвижении по карьерной лестнице.
Образец одной из программ
Для продавцов сетевого магазина в 1-й день запланирована информационная беседа, представляющая собой повествование относительно:
- истории компании, ее предназначения и развития;
- условий и графика работы;
- требований к квалификации;
- должностной инструкции;
- требований к внешнему виду и графику работы;
- представления коллектива;
- экскурсии по магазину.
Со 2-го по 7-й дни проводится:
- изучение цен и ассортимента;
- взаимодействие с коллективом и покупателями;
- пробные продажи.
В период с 8-го по 10-й дни осуществляется:
- сбор мнения коллег об испытуемом;
- изучение поведения новичка в экстренной ситуации (включая вариант обслуживания взвинченных потребителей).
Время, проведенное с 11-го по 14-й дни, расходуется на:
- работу под контролем наставника;
- подведение результатов.
После двух недель (с 15-го по 21-й дни) происходит:
- работа по графику;
- дальнейшее внедрение в коллектив;
- получение опыта непосредственно в процессе работы;
- исправление недочетов.
В последние дни (с 22-го по 30-й) запланированы:
- самостоятельная работа;
- самооценка;
- принятие обоюдного решения о дальнейшем сотрудничестве;
- оценка работы наставника и руководителя.
Проблемы эффективности
Адаптация по факту не имеет конечного результата: в общей сложности это непрерывный процесс, который может постоянно возобновляться в зависимости от возникающих острых ситуаций.
Поэтому руководство должно учитывать сложность данного явления, а именно:
- невозможность определить четкие критерии оценки результатов;
- нерегулярность использования программ адаптации первичного и вторичного уровня;
- недостаток индивидуальной приоритетности для сотрудников, занимающих различные должности;
- отсутствие четко возложенных обязанностей на наставника;
- проблемы в качественной обратной связи;
- отсутствие предварительного ознакомительного периода.
Заключение
Адаптация является очень важным трудовым и социальным моментом внедрения работника в новые для него условия труда.
При этом следует понимать, что ему в связи с новой работой или измененными условиями труда придется менять не только навыки, но и жизненные устои, режим и проч.
О правилах адаптации сотрудника на новом месте работы можно узнать из видеоролика.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2018.12.04НДФЛПравила проставления печати на 2-НДФЛ в 2020 году
- 2018.12.04Уставные документыЧто означает ОГРН и как его узнать по ИНН
- 2018.11.13Получить или проверить лицензиюПолучение лицензии для медкабинета: какое требуется оснащение
- 2018.11.13Общие вопросыКакие права есть у акционеров: основания для классификации