Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Образец заполнения формы 4-ФСС в 2020 году

Отчет по форме ФСС-4 сдается в Фонд социального страхования (Соцстрах) всеми организациями-работодателями. Этот вид отчетности отражает суммы страховых взносов, уплаченных организацией в ФСС за своих сотрудников, оформленных по любому из существующих видов договоров.

Форма 4-ФСС

Традиционно форма ФСС-4 включает собственно страховые взносы (по фиксированной ставке), сведения о расходах работодателя на оплату листков временной трудоспособности (больничных), а также связанных с материнством — декретных отпусков и тому подобного.

В отдельный раздел вынесены взносы «на травматизм», то есть расчеты сумм уплаченных взносов на страхование работников от несчастных случаев на рабочем месте. Кроме того, в эту же форму включаются сведения о проведении аттестации рабочих мест сотрудников на соответствие установленным требованиям и необходимых медицинских осмотров.

Изменения на 2020 год

Изменения 4-ФССОсновной новостью в сфере начисления страховых взносов было то, что Фонд социального страхования и Федеральная налоговая служба поделили между собой расчеты и проверки уплаченных страховых сумм.

Соответственно, раздел, касающийся расчета страховых взносов на временную нетрудоспособность и нетрудоспособность, связанную с материнством, полностью «ушел» в налоговую службу, и из формы №4 для ФСС исключен. Это заверено Приказом ФСС РФ №381 от 26.09.2016 года и Федеральным законом №243-ФЗ от 03.07.2016.

Новое название этого вида отчетности: “Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС)”.

Таким образом, в форме ФСС-4 остались только разделы, связанные с:

  • общим расчетом базы страховых взносов;
  • расчетом от травматизма на производстве, профессиональных заболеваний и так далее;
  • подачей общих сведений о проведенной оценке условий труда и состоянию рабочих мест.

Кроме того, изменения практически не коснулись дополнительных таблиц формы, которые заполняются только по мере наличия таких данных, как расчеты условий, дающих право на пониженный тариф, указание численности пострадавших на рабочем месте (если они имели место быть), и так далее.

На 2020 год изменений не планируется.

Важные нюансы

Несмотря на то, что отчетность по материнству, декретным отпускам и больничным листкам в ФСС более не сдается, необходимые выплаты все равно осуществляет Фонд социального страхования, а не налоговая служба.

Среди других важных нюансов можно обозначить:

  • каждая страница отчета удостоверяется подписью лица, уполномоченного подавать отчет;
  • появилась возможность в отчете на бумаге исправлять описки, то есть неверные данные — ошибку следует зачеркнуть (использовать корректоры запрещено), рядом вписать истинное значение, исправленное заверить подписью и датой;
  • сам отчет теперь состоит всего из пяти таблиц, обязательными из которых является первая, вторая и пятая;
  • третья и четвертая таблицы заполняются только по мере необходимости.

Кроме того, теперь в отчете указывается не полная, а среднесписочная численность застрахованных сотрудников на конец отчетного периода.

Образец заполнения

Образец заполнения 4-ФССПеред тем как переходить к правилам заполнения формы ФСС-4, отметим, что согласно последним правилам, все организации, в которых работает 25 и более сотрудников, обязаны сдавать этот отчет только в электронной форме, с помощью специальной программы. Для этого необходимо иметь усиленную квалифицированную электронную подпись.

Сдача отчета на бумаге допустима только для малых фирм. При этом форма заполняется шариковой или перьевой ручкой, исключительно синими или черными (не фиолетовыми!) чернилами, печатными буквами. Как упоминалось выше, допустимы исправления, если они аккуратно, с возможностью прочитать зачеркнутые данные, исправлены лицом, их внесшим, заверены его подписью с проставлением даты.

Бумажный вариант визируется подписью руководителя организации или доверенного лица на каждом (!) листе. Электронный защищается усиленной квалифицированной электронной подписью, которую нужно предварительно получить у уполномоченной организации.

Новая форма ФСС-4 состоит из:

  • титульного листа;
  • таблицы 1 — расчета базы для начисления страховых взносов;
  • таблицы 2 — расчета базы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • таблицы 3 — понесенных фактически расходов на страховку от несчастных случаев и профзаболеваний;
  • таблицы 4 — численности застрахованных пострадавших от травматизма на рабочем месте за отчетный период;
  • таблицы 5 — сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и обязательных медосмотрах работников на начало года.

[docs]

Заполнение формы начинается с титульного листа, на котором в соответствующих разделах указывается:

  1. Регистрационный номер страхователя, то есть фирмы-работодателя.
  2. Код подчиненности — номер местного отделения Фонда, где предприятие зарегистрировано.
  3. В поле «Номер корректировки» трехзначным кодом указывается, первичный ли это отчет за данный период (код 000), либо это отчет со внесенными изменениями (коды от 001 до 010 включительно).
  4. В графе «Отчетный период (код)» проставляются коды отчетных периодов (кварталов) и общее количество случаев, когда страхователь обращался в Фонд за денежными средствами на выплату страховки. Код указывается в первых двух ячейках и маркируется как «03», «06», «09» либо «12», что, соответственно, первый, второй, третий кварталы и расчетный период год (последний, четвертый квартал). Если данный отчет сдается только для получения от фонда средств на выплату страхового обеспечения, то заполняются лишь последние две ячейки данной графы. Маркировка количества обращений идет как «01..10».
  5. В графе «Календарный год» соответственно обозначается год, который был расчетным периодом при составлении отчета (в расчетный период входят три отчетных — кварталы).
  6. Графа «Прекращение деятельности» заполняется по необходимости.
  7. В следующем поле отмечается полное наименование организации-страхователя в соответствии с Уставом, в случае подачи отчета ИП или другим физическим лицом — ФИО.
  8. Далее необходимо в соответствующих полях указать ИНН, КПП, ОГРН и ОКВЭД. После этого на титульном листе проставляется стационарный либо мобильный телефон страхователя без тире и скобок, только цифры, и юридический адрес.
  9. На финальном этапе в титульном листе проставляется численность сотрудников-инвалидов и сотрудников, занятых на вредной/опасной работе. В конце всего в соответствующую ячейку ставится код страхователя, его представителя либо правопреемника, указываются личные данные, и все это визируется печатью.
Читайте также:   Пилотный проект ФСС в 2020 году

В дальнейшем подробно заполняются все существенные таблицы, к которым относятся первая, вторая и пятая. Порядок и особенности их заполнения подробно изложены в Приложении №2 к Приказу ФСС №381 от 26 сентября 2016 года.

Третья и четвертая таблицы, в которых отражаются фактически наступившие страховые случаи, заполняются только по мере необходимости.

Нулевая форма

Нулевая форма«Нулевую» форму ФСС-4 приходится сдавать организациям, фактически не ведущим деятельность, а значит, не начисляющим сотрудникам зарплату либо вообще таковых не имеющим. Для ФСС это не имеет значения, иначе говоря, Фонду также необходимо знать периоды, когда сотрудникам зарплата не начислялась.

В этом случае в отчете ФСС-4 заполняется только титульный лист, содержащий данные о страхователе и о численности работников. Во всех остальных графах раздела, во всех таблицах ставятся прочерки. При заполнении отчета в электронной форме соответствующие разделы остаются пустыми.

Рекомендуется приложить к отчету пояснительную записку в свободной форме, поясняющую, по какой причине начисление зарплаты и, соответственно, отчисление страховых взносов за сотрудников не велось.

Возмещение пособий и расходов

За ФСС напрямую остаются только выплаты по страховым случаям, касающимся травматизма на работе или получения работником профессионального заболевания. Новое законодательство оставляет вопросы расчета возвращения пособий по нетрудоспособности, отпуска по уходу за ребенком либо беременности и родам проясненными не в полной мере.

Так, поскольку отчетность по больничным листам и вопросам, связанным с материнством и детьми, перешла в налоговую службу, то если сумма выплаченных пособий в отчетный период (квартал) не превысила сумму взносов, которые необходимо уплатить, то страхователь вправе подать в ИФНС в новом документе — едином расчете на страховые взносы —  сведения об уменьшенной сумме взносов, с указанием суммы выплаченных пособий.

Данную информацию налоговая передает в ФСС, который определяет, принимать уплаченные суммы пособий в зачет страховых взносов либо нет, и ретранслирует эту информацию обратно в налоговую службу, которая и сообщает страхователю принятое решение, а при необходимости возмещает разницу между расходами и взносами.

Если суммы выплаченных пособий, в том числе не только по травматизму, но и по больничным листкам или вопросам, связанным с материнством и/или уходом за ребенком (декретные отпуска и т. д.), превысили за отчетный период суммы уплаченных взносов, то страхователь вправе либо зачесть разницу между выплаченными пособиями и уплаченными в ФСС платежами на следующий отчетный период (квартал) в пределах расчетного (года), то есть уменьшить платежи в фонд на следующий квартал на эту разницу, либо обратиться в Соцстрах для получения компенсации за выплату пособий. Обращаться в любом случае следует в Фонд социального страхования, а не в налоговую.

ФСС может назначить камеральную проверку обоснованности расходов. Если он этого не сделает, то перечислит деньги на расчетный счет предприятия в течение 10 календарных дней с момента приема заявления.

Чтобы получить возмещение расходов на пособия, потребуется предоставить в ФСС, кроме заявления с реквизитами и суммой и копий подтверждающих документов, подробную справку-расчет, предварительно полученную от самого же Фонда, которой отражаются все начисленные, доначисленные, принятые и непринятые взносы и расходы, суммы полученных от Фонда ранее средств, суммы задолженностей, в т.ч. списанных, и другие свидетельства движения средств между Фондом и страхователем.

Форма справки в настоящее время не утверждена и предполагается свободной.

Как предоставляется отчет

Отчет сдается в бумажном или электронном виде. Для предприятий с численностью работников более 24 человек — только в электронном. «Бумажную» версию отчета крупного страхователя в ФСС примут, но придется заплатить штраф в размере 200 рублей.

Предоставления отчета

Для сдачи отчета в электронной форме необходимо иметь усиленную квалифицированную электронную подпись, подтверждающую личность отправителя. Ее следует получать в коммерческих структурах, имеющих аккредитацию на подобную деятельность от ФСБ и Минсвязи.

Сроки сдачи и штрафы

Срок сдачи отчетности в «электронке» на 5 дней больше, чем в бумажном варианте.

Для сдачи отчета поквартально срок сдачи — до 20 (бумага) или 25 (электронная версия) числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Это апрель, июль и октябрь соответственно. За несвоевременную сдачу отчетности предусмотрен штраф в размере 5% от суммы всех взносов, начисленных за весь отчетный период, если это квартал, либо за три месяца расчетного периода — года. При этом штраф не может быть меньше 1000 рублей (при несвоевременной сдаче, к примеру, нулевой отчетности).

Подробная инструкция по заполнению 4-ФСС представлена ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector