Содержание статьи
Опасный производственный объект (ОПО) – ключевой термин, применяемый в сфере промышленной безопасности. Если промышленный объект относится к ОПО, к нему выдвигаются соответствующие требования безопасности, предусмотренные нормой федерального законодательства.
Что это такое
ОПО – производственный объект, в процессе эксплуатации которого могут возникать различные аварийные ситуации либо негативные обстоятельства. В соответствии с нормами федерального законодательства под критерии объекта может попасть:
- цех;
- производственный участок;
- площади;
- иные помещения.
Полный список указан в Приложении №1 Федерального закона №116.
Признаки и классы опасности
Чтобы отнести объект к одной из категорий ОПО, уполномоченными лицами предприятия осуществляется идентификация опасного производственного объекта. Полученные результаты берутся в учет во время регистрации в Росреестре и при подписании договора о страховании рисков ответственности.
Процедура считается обязательной и несет за собой необходимость в заполнении многочисленных бланков с последующей передачей в уполномоченные регистрирующие органы. Завершительным этапом считается занесение в базу данных Росреестра информации об эксплуатируемых объектах и получение:
- свидетельства о регистрации;
- идентификационного заключения;
- карточки учета объектов.
Следовательно, каждое крупное предприятие может насчитывать множество опасных производственных опасных объектов, каждый из которых нуждается в регистрации. При возможности доказать регистрирующему органу эксплуатацию вредных компонентов в объеме не более 2% от допустимого значения, что не может повлечь за собой возникновение аварийной ситуации, процедура постановки на учет не обязательна.
В зависимости от уровня опасности, опасные производственные объекты разделяются на следующие классы опасности:
- первый – максимально высокий уровень;
- второй – высокий уровень;
- третий – средний уровень;
- четвертый – наименьший уровень опасности.
Присвоение одного из перечисленных классов осуществляется в период регистрации в Государственном реестре.
Руководство компании, где эксплуатируется опасный производственный объект, несет полную ответственность за предоставление достоверных данных в Росреестр в установленном нормами федерального законодательства порядке.
Государственный реестр опасных производственных объектов
В качестве заявителей, которые должны регистрировать ОПО, могут выступать:
- юридические лица;
- индивидуальные предприниматели.
Ключевым условием является наличие прав собственности на ОПО.
Заявление должно быть передано на рассмотрение в местное отделение Ростехнадзора, согласно установленным правилам своего месторасположения в течение 10 дней с начала производственной эксплуатации.
[docs]
Перечень наименований ОПО
В январе 2018 году получил юридическую значимость новый перечень наименований ОПО, которые присваиваются по результатам проведенной идентификации, учитывая имеющиеся особенности, предусмотренные Приказом Ростехнадзора №495 от 25 ноября 2016 года.
Ранее используемый Перечень, который был закреплен Приказом Ростехнадзора №168, утратил силу.
Одновременно с перечнем было установлено:
- По итогам идентификации используемого компаниями ОПО определятся ряд конкретных требований.
- Наименование определяется в четком соответствии с нормами федерального законодательства.
- Класс опасности определяется по признакам и критериям, которые установлены законодательством РФ.
- Идентификации в обязательном порядке отображает все имеющиеся риски.
Административный регламент по регистрации
В феврале 2017 году Ростехнадзор разместил регламент относительно предоставления государственных услуг по ведению Единого реестра ОПО. В соответствии с разработанным регламентом, процедура считается обязательной для всех без исключения компаний, используемых в своей деятельности объекты повышенной опасности.
Регламент является сводом основных правил, чем утверждается:
- Перечень заявителей, в отношении которых регистрация в Едином реестре считается обязательной.
- Правило информирования потенциальных заявителей.
- Основные причины для принятия решения об отказе во внесении данных в реестр.
- Ответственность, которая наступает в отношении должностных лиц Ростехнадзора за их совершенные деяния либо наоборот, включая принятые решения в тех вопросах, которые напрямую связаны с предоставлением тех или иных услуг.
- Установленный порядок обжалования действий/бездействий либо же решений уполномоченных должностных лиц в сфере ведения реестра.
В соответствии с регламентом, заявителями могут выступать предприятия любой формы собственности. В разработанном приложении можно найти данные относительно:
- месторасположения;
- зарегистрированного юридического адреса;
- актуального адреса электронной почты уполномоченного государственного органа – Ростехнадзора.
Информация дублируется на официальном портале Ростехнадзора. Также можно найти перечень документации, которая необходима с целью регистрации в утвержденном реестре ОПО, включая рекомендации по заполнению.
Основанием для проверки поданного заявления выступает утверждение структурными подразделениями, которые несут персональную ответственность за выполняемую работу с запросом. Сформированное заключение должно быть предоставлено в уполномоченное территориальное представительство Ростехнадзора в течение 10-ти дневного периода. Отказ может последовать по причине выявленного несоответствия заявки с предоставленными на проверку документами требований Регламента.
Дополнительная информация по ОПО и промышленной безопасности представлена ниже на видео.
Законодательная база
В основной перечень нормативно-правовой базы принято относить:
Указанная законодательная база включает в себя ключевые особенности, о которых нужно знать, чтобы исключить вероятность привлечения к ответственности.
Требования и правила промышленной безопасности к эксплуатации ОПО и охрана труда
Под требованиями промышленной безопасности принять понимать условия, ограничения и ряд многочисленных обязанностей, которые закреплены нормами федерального законодательства в сфере обеспечения промышленной безопасности на территории России.
В обязательном порядке требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в сфере обеспечения защиты населения и окружающей среды от негативного воздействия и возникновения аварийных ситуаций, включая:
- санитарно-эпидемиологическое положительное воздействие на население;
- обеспечение охраны окружающей среды;
- экологическую и пожарную безопасность;
- охрану труда в сфере строительства.
Дополнительно обязательные требования закреплены нормами федерального законодательства относительно технического урегулирования.
Нормы федерального законодательства и установленные правила в сфере промышленной безопасности определяют следующие ключевые требования в отношении:
- занятости в сфере промышленной безопасности, включая наемных сотрудников, занятых на ОПО;
- обеспечения максимального уровня безопасности технологического процесса, организованного на ОПО, включая правила работы и меры на случай возникновения аварийных ситуаций;
- подтверждения безопасности производственных объектов.
Кроме того, требуется обеспечивать:
- Максимальный уровень безопасности квалифицированного использования технического оборудования.
- Достаточную численность наемного штата сотрудников.
- Организацию подготовки и аттестации наемных рабочих в сфере обеспечения промышленной безопасности.
- Достаточное количество и работоспособность приборов и систем надзора за текущими производственными процессами.
- Организацию экспертизы в сфере промышленной безопасности сооружений и технического оборудования, включая исследование, испытания и документальное подтверждение в строго оговоренные периоды либо же на основании сформированного запроса уполномоченными лицами Ростехнадзора либо территориального представительства.
- Соблюдение и исполнение требования в отношении хранения опасных веществ на производстве.
Среди прочих немаловажных обязанностей, которые предусмотрены нормами федерального законодательства, принято выделять:
- Наличие соответствующей лицензии, которая допускает ведение деятельности в сфере промышленности при условии ее оформления.
- Своевременное уведомление Ростехнадзора либо территориального представительства о начале своей деятельности в четком соответствии с установленными нормами федерального законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в период государственного надзора и муниципального в частности.
- Предоставление допуска к занятости тех сотрудников, которые в полной мере удовлетворяют требованиям занимаемой должности и не обладают медицинскими противопоказаниями к исполнению должностных обязанностей.
- Наличие нормативно-правовых актов, определяющих критерии в сфере промышленной безопасности, включая порядок осуществления работ на производстве.
- Организация и проведение производственного надзора на предмет соответствия промышленным нормам.
- Исключение вероятности попадания на опасные производственные территории сторонних лиц.
- Формирование и утверждение декларации в сфере повышения уровня безопасности.
- Подписание соглашения об обязательном страховании гражданской ответственности на предмет причинения вреда при авариях.
- Четкое выполнение предписаний, распоряжений и приказов Ростехнадзора, включая его региональных представительств и уполномоченных должностных лиц.
- Принимать решение о приостановке производственной деятельности на свое усмотрение либо по требованию судебных органов по причине возникновения аварии либо выявленных обстоятельств, оказывающих негативное воздействие.
- Выполнять разработанный комплекс мер по локализации и ликвидации последствий возникшей аварии, включая оказание всяческого содействия уполномоченным государственным органам в расследовании обстоятельств.
- Принимать активное участие в организованном техническом расследовании причин аварии, а также участвовать в действиях, которые были предприняты с целью устранения последствий.
- Проводить комплексное исследование обстоятельств, которым было место на предприятии, устранять причины в максимально сжатые сроки.
- В случае возникновения чрезвычайной ситуации своевременно информировать местный орган самоуправления, Ростехнадзор и прочие контролирующие органы с целью устранения последствий и снижения вероятности повторения.
- Разрабатывать и выполнять комплекс мер с целью повышения уровня безопасности наемного штата сотрудников, проводить в оговоренные сроки инструктаж на случай возникновения аварий.
Соблюдение рекомендаций и предписаний позволяет обеспечить максимальный уровень безопасности ОПО. При игнорировании возможно привлечение к административной ответственности, что чревато существенными последствиями.
Лекция по промышленной безопасности опасных производственных объектов представлена ниже.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются