Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Определение и порядок эксплуатации опасного производственного объекта (ОПО)

Опасный производственный объект (ОПО) – ключевой термин, применяемый в сфере промышленной безопасности. Если промышленный объект относится к ОПО, к нему выдвигаются соответствующие требования безопасности, предусмотренные нормой федерального законодательства.

Опасный производственный объект

Что это такое

ОПО – производственный объект, в процессе эксплуатации которого могут возникать различные аварийные ситуации либо негативные обстоятельства. В соответствии с нормами федерального законодательства под критерии объекта может попасть:

  • цех;
  • производственный участок;
  • площади;
  • иные помещения.

Полный список указан в Приложении №1 Федерального закона №116.

Признаки и классы опасности

Чтобы отнести объект к одной из категорий ОПО, уполномоченными лицами предприятия осуществляется идентификация опасного производственного объекта. Полученные результаты берутся в учет во время регистрации в Росреестре и при подписании договора о страховании рисков ответственности.

Процедура считается обязательной и несет за собой необходимость в заполнении многочисленных бланков с последующей передачей в уполномоченные регистрирующие органы. Завершительным этапом считается занесение в базу данных Росреестра информации об эксплуатируемых объектах и получение:

  • свидетельства о регистрации;
  • идентификационного заключения;
  • карточки учета объектов.
Справка: в процессе идентификации ОПО признается не отдельно взятый механизм, емкость с опасными веществами, а вся производственная площадка, на которой объект эксплуатируется.

Следовательно, каждое крупное предприятие может насчитывать множество опасных производственных опасных объектов, каждый из которых нуждается в регистрации. При возможности доказать регистрирующему органу эксплуатацию вредных компонентов в объеме не более 2% от допустимого значения, что не может повлечь за собой возникновение аварийной ситуации, процедура постановки на учет не обязательна.

В зависимости от уровня опасности, опасные производственные объекты разделяются на следующие классы опасности:

  • первый – максимально высокий уровень;
  • второй – высокий уровень;
  • третий – средний уровень;
  • четвертый – наименьший уровень опасности.

Присвоение одного из перечисленных классов осуществляется в период регистрации в Государственном реестре.

Руководство компании, где эксплуатируется опасный производственный объект, несет полную ответственность за предоставление достоверных данных в Росреестр в установленном нормами федерального законодательства порядке.

Государственный реестр опасных производственных объектов

В качестве заявителей, которые должны регистрировать ОПО, могут выступать:

  • юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели.

Ключевым условием является наличие прав собственности на ОПО.

Заявление должно быть передано на рассмотрение в местное отделение Ростехнадзора, согласно установленным правилам своего месторасположения в течение 10 дней с начала производственной эксплуатации.

[docs]

Перечень наименований ОПО

В январе 2018 году получил юридическую значимость новый перечень наименований ОПО, которые присваиваются по результатам проведенной идентификации, учитывая имеющиеся особенности, предусмотренные Приказом Ростехнадзора №495 от 25 ноября 2016 года.

Ранее используемый Перечень, который был закреплен Приказом Ростехнадзора №168, утратил силу.

Одновременно с перечнем было установлено:

  1. По итогам идентификации используемого компаниями ОПО определятся ряд конкретных требований.
  2. Наименование определяется в четком соответствии с нормами федерального законодательства.
  3. Класс опасности определяется по признакам и критериям, которые установлены законодательством РФ.
  4. Идентификации в обязательном порядке отображает все имеющиеся риски.
Учитывая перечисленные особенности, есть вероятность избежать ошибок и недопонимания с контролирующим органом со всеми вытекающими последствиями.

Административный регламент по регистрации

В феврале 2017 году Ростехнадзор разместил регламент относительно предоставления государственных услуг по ведению Единого реестра ОПО. В соответствии с разработанным регламентом, процедура считается обязательной для всех без исключения компаний, используемых в своей деятельности объекты повышенной опасности.

Регламент является сводом основных правил, чем утверждается:

  1. Перечень заявителей, в отношении которых регистрация в Едином реестре считается обязательной.
  2. Правило информирования потенциальных заявителей.
  3. Основные причины для принятия решения об отказе во внесении данных в реестр.
  4. Ответственность, которая наступает в отношении должностных лиц Ростехнадзора за их совершенные деяния либо наоборот, включая принятые решения в тех вопросах, которые напрямую связаны с предоставлением тех или иных услуг.
  5. Установленный порядок обжалования действий/бездействий либо же решений уполномоченных должностных лиц в сфере ведения реестра.

В соответствии с регламентом, заявителями могут выступать предприятия любой формы собственности. В разработанном приложении можно найти данные относительно:

  • месторасположения;
  • зарегистрированного юридического адреса;
  • актуального адреса электронной почты уполномоченного государственного органа – Ростехнадзора.

Информация дублируется на официальном портале Ростехнадзора. Также можно найти перечень документации, которая необходима с целью регистрации в утвержденном реестре ОПО, включая рекомендации по заполнению.

Основанием для проверки поданного заявления выступает утверждение структурными подразделениями, которые несут персональную ответственность за выполняемую работу с запросом. Сформированное заключение должно быть предоставлено в уполномоченное территориальное представительство Ростехнадзора в течение 10-ти дневного периода. Отказ может последовать по причине выявленного несоответствия заявки с предоставленными на проверку документами требований Регламента.

Читайте также:   Что относится к отходам класса "Д"

Дополнительная информация по ОПО и промышленной безопасности представлена ниже на видео.

Законодательная база

В основной перечень нормативно-правовой базы принято относить:

Указанная законодательная база включает в себя ключевые особенности, о которых нужно знать, чтобы исключить вероятность привлечения к ответственности.

Требования и правила промышленной безопасности к эксплуатации ОПО и охрана труда

Под требованиями промышленной безопасности принять понимать условия, ограничения и ряд многочисленных обязанностей, которые закреплены нормами федерального законодательства в сфере обеспечения промышленной безопасности на территории России.

В обязательном порядке требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в сфере обеспечения защиты населения и окружающей среды от негативного воздействия и возникновения аварийных ситуаций, включая:

  • санитарно-эпидемиологическое положительное воздействие на население;
  • обеспечение охраны окружающей среды;
  • экологическую и пожарную безопасность;
  • охрану труда в сфере строительства.

Дополнительно обязательные требования закреплены нормами федерального законодательства относительно технического урегулирования.

Нормы федерального законодательства и установленные правила в сфере промышленной безопасности определяют следующие ключевые требования в отношении:

  • занятости в сфере промышленной безопасности, включая наемных сотрудников, занятых на ОПО;
  • обеспечения максимального уровня безопасности технологического процесса, организованного на ОПО, включая правила работы и меры на случай возникновения аварийных ситуаций;
  • подтверждения безопасности производственных объектов.
Все без исключения компании, которые эксплуатируют ОПО, берут на себя обязанность соблюдать требования промышленной безопасности, включая целесообразность использования.

Кроме того, требуется обеспечивать:

  1. Максимальный уровень безопасности квалифицированного использования технического оборудования.
  2. Достаточную численность наемного штата сотрудников.
  3. Организацию подготовки и аттестации наемных рабочих в сфере обеспечения промышленной безопасности.
  4. Достаточное количество и работоспособность приборов и систем надзора за текущими производственными процессами.
  5. Организацию экспертизы в сфере промышленной безопасности сооружений и технического оборудования, включая исследование, испытания и документальное подтверждение в строго оговоренные периоды либо же на основании сформированного запроса уполномоченными лицами Ростехнадзора либо территориального представительства.
  6. Соблюдение и исполнение требования в отношении хранения опасных веществ на производстве.

Среди прочих немаловажных обязанностей, которые предусмотрены нормами федерального законодательства, принято выделять:

  1. Наличие соответствующей лицензии, которая допускает ведение деятельности в сфере промышленности при условии ее оформления.
  2. Своевременное уведомление Ростехнадзора либо территориального представительства о начале своей деятельности в четком соответствии с установленными нормами федерального законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в период государственного надзора и муниципального в частности.
  3. Предоставление допуска к занятости тех сотрудников, которые в полной мере удовлетворяют требованиям занимаемой должности и не обладают медицинскими противопоказаниями к исполнению должностных обязанностей.
  4. Наличие нормативно-правовых актов, определяющих критерии в сфере промышленной безопасности, включая порядок осуществления работ на производстве.
  5. Организация и проведение производственного надзора на предмет соответствия промышленным нормам.
  6. Исключение вероятности попадания на опасные производственные территории сторонних лиц.
  7. Формирование и утверждение декларации в сфере повышения уровня безопасности.
  8. Подписание соглашения об обязательном страховании гражданской ответственности на предмет причинения вреда при авариях.
  9. Четкое выполнение предписаний, распоряжений и приказов Ростехнадзора, включая его региональных представительств и уполномоченных должностных лиц.
  10. Принимать решение о приостановке производственной деятельности на свое усмотрение либо по требованию судебных органов по причине возникновения аварии либо выявленных обстоятельств, оказывающих негативное воздействие.
  11. Выполнять разработанный комплекс мер по локализации и ликвидации последствий возникшей аварии, включая оказание всяческого содействия уполномоченным государственным органам в расследовании обстоятельств.
  12. Принимать активное участие в организованном техническом расследовании причин аварии, а также участвовать в действиях, которые были предприняты с целью устранения последствий.
  13. Проводить комплексное исследование обстоятельств, которым было место на предприятии, устранять причины в максимально сжатые сроки.
  14. В случае возникновения чрезвычайной ситуации своевременно информировать местный орган самоуправления, Ростехнадзор и прочие контролирующие органы с целью устранения последствий и снижения вероятности повторения.
  15. Разрабатывать и выполнять комплекс мер с целью повышения уровня безопасности наемного штата сотрудников, проводить в оговоренные сроки инструктаж на случай возникновения аварий.

Соблюдение рекомендаций и предписаний позволяет обеспечить максимальный уровень безопасности ОПО. При игнорировании возможно привлечение к административной ответственности, что чревато существенными последствиями.

Лекция по промышленной безопасности опасных производственных объектов представлена ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector