Содержание статьи
Начиная с 10 января 2002 года, вступил в силу Федеральный закон “Об охране окружающей среды”, один из пунктов которого предусматривает необходимость в перечислении взносов за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Чтобы избежать недопонимания, целесообразно рассмотреть подробней критерии отнесения к одной из категорий и сопутствующие особенности.
Что это такое и зачем нужна
НВОС считается одной из ключевых мер государственного надзора за уровнем загрязнения окружающей среды. В соответствии с федеральным законодательством, положенная плата должна быть перечислена всеми без исключения компаниями, работа которых напрямую связана с негативным воздействием на экосистему.
В список включены не только российские, но и зарубежные предприятия.
Использование НВОС позволяет контролировать уровень загрязнения экосистемы и при необходимости внедрять своевременный комплекс мер для улучшения ситуации.
Присвоение категории объектам
Законодательством РФ предусмотрено 4 категории, каждая из которых отличается своим уровнем воздействия на окружающую среду. Чтобы избежать недопонимания, целесообразно рассмотреть каждую из них по отдельности.
Категория I
В нее входят все без исключения компании, деятельность которых направлена на:
- производство кокса;
- нефтедобычу и газ, включая дальнейшую переработку;
- производство нефтепродуктов;
- обогащение железной руды;
- добычу и дальнейшую обработку цветных металлов;
- обеспечение электроэнергией, газом и паром;
- металлургическое производство с применением соответствующего специализированного оборудования;
- производство нематериальных продуктов;
- химическое производство и переработку химических веществ;
- химическое производство неорганических веществ;
- производство агрохимической продукции;
- изготовление субстанции для фармацевтики.
В зависимости от сферы деятельности, устанавливается 1 категория воздействия на окружающую среду.
Категория II
Вторая категория присваивается в случае занятости в сфере:
- Обеспечения электроэнергией с установками мощностью до 250 МВт. Дополнительно требуется потребление твердого либо жидкого топлива с установками, мощность которых не превышает 500 МВт.
- Добычи и переработки/подготовки руды, песка драгоценного металла, оловянных, титановых и хромовых руд исключительно на рассыпном месторождении.
- Производства стекла, в том числе и стекловолокна, производительностью не более 20 тонн в сутки.
- Производства огнеупорной группы товаров и строительной керамики на установках, способных изготавливать до 1 миллиона единиц в год.
- Изготовления оксида магния. Мощности установок способны выдавать не больше 50 тонн ежедневно.
- Сбора и последующей переработки сточных вод в области, которая напрямую относится к осуществлению очистки сточных вод специализированными централизованными установками (канализационной системой), мощность которых способна перерабатывать не более 20 тыс. куб. ежедневно.
- Изготовления картонно-тарной продукции на установках мощностью до 20 тонн в сутки или более.
- Текстильного производства, с обязательным использованием специализированного оборудования, основная задача которого заключается в процессе отбеливания, окрашивания – производительность не превышает 10 тонн в сутки.
- Изготовления кожи и кожаных изделий на специализированном оборудовании, использование которого позволяет дублировать, окрашивать, осуществлять выделку шкур – производительность не превышает 12 тонн в сутки.
- Пищевой промышленности.
- Введения сельского хозяйства – выращивание птицы в количестве до 40 000 голов.
- Ведение сельского хозяйства – выращивание свиней в количестве до 2000 голов и свиноматок до 750 единиц.
Категория III
К третьей категории принято относить:
- Эксплуатацию специализированного ядерного оборудования с имеющейся нулевой мощностью, включая радиационные источники, которые включают в себя исключительно радионуклиды с присвоенной 4-й либо 5-й категорией.
- Ведение занятости, которая не предусмотрена 1, 2 и 4 категорией и одновременно отсутствует подтверждающий факт несоответствия уровню воздействия на экосистему, предусмотрены в отношении четвертой категории.
Категория IV
С целью присвоения четвертой категории, необходимо обязательное соблюдение одновременно таких условий, как:
- Обязательное наличие на объекте непереносных источников загрязнения экосистемы, причем суммарная масса вредных компонентов во время выбросов в атмосферу не превышает 10 тонн в год, при условии отсутствия в содержании химических элементов из 1-й и 2-й категории, в том числе и радиоактивных компонентов.
- Отсутствие факта сбросов вредных веществ в составе сточных вод в установленные централизованные системы водоотвода, в том числе иные конструкции и механизмы очистки сточных вод. Исключением являются сбросы вредных компонентов, которые формируются по результатам применения воды для бытовых потребностей, а также не выявленных негативных компонентов.
Среди дополнительных немаловажных критериев принято относить:
- Ведение деятельности на конкретном объекте в сфере обеспечения электроэнергией, газом либо паром (с обязательной эксплуатацией проектной тепловой мощности, которая не превышает 2 Гкал/час при условии потребления газообразного вида топлива), если подобные требования отвечают установленным нормам федерального законодательства.
- Применение на интересующем объекте специализированного оборудования с целью анализа, многочисленных разработок и различных испытаний новой изготовленной продукции и технологического процесса в частности. К ним часто относятся научно-исследовательские институты, компании опытного производства, конструкторские бюро с практикой и прочие организации, предусмотренные нормами федерального законодательства.
Требования к объектам
Требования к объектам напрямую зависят от категории. К примеру, в отношении первой:
- обязательное оформление КЭР;
- разработка современной программы по снижению выбросов в экосистему;
- утверждение технических нормативов;
- разработка и внедрение ПНООЛР;
- регулярные плановые проверки.
Ко второй категории:
- разработка и внедрение ПНООЛР;
- формирование специализированной декларации относительно уровня негативного воздействия на экосистему;
- разработка и внедрение комплекса мер для повышения безопасности окружающей среды;
- плановое проведение проверок.
К третьей категории применимы:
- разработка и внедрение комплекса мер для повышения безопасности окружающей среды;
- формирование отчетности относительно проведенных действий по снижению концентрации негативных веществ;
- регулярные плановые проверки.
К четвертой категории относят рекомендации и предписания, предусмотренные нормами федерального законодательства.
Нормативно-правовая база
К основным нормативно-правовым документам принято относить:
- Распоряжение Правительства РФ от 08 июля 2015 года №1316-р – распоряжение включает в себя перечень вредных компонентов, к которым применяются установленные нормы государственного регулирования в сфере обеспечения безопасности окружающей среды.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от декабря 2017 года №165 относительно утверждения гигиенических нормативов в области предельно допустимых концентраций негативных компонентов в атмосфере вблизи населенных пунктов.
Учитывая все имеющиеся особенности, которые закреплены за указанными нормативно-правовыми документами, можно исключить вероятность возникновения недопонимания с многочисленными контролирующими органами со всеми вытекающими последствиями.
Объекты НВОС в 2019 году подробно представлены ниже на видео.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются