Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Критерии отнесения объекта к 1-4 категории негативного воздействия на окружающую среду

Начиная с 10 января 2002 года, вступил в силу Федеральный закон “Об охране окружающей среды”, один из пунктов которого предусматривает необходимость в перечислении взносов за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Чтобы избежать недопонимания, целесообразно рассмотреть подробней критерии отнесения к одной из категорий и сопутствующие особенности.

Критерии отнесения к НВОС

Что это такое и зачем нужна

НВОС считается одной из ключевых мер государственного надзора за уровнем загрязнения окружающей среды. В соответствии с федеральным законодательством, положенная плата должна быть перечислена всеми без исключения компаниями, работа которых напрямую связана с негативным воздействием на экосистему.

В список включены не только российские, но и зарубежные предприятия.

Использование НВОС позволяет контролировать уровень загрязнения экосистемы и при необходимости внедрять своевременный комплекс мер для улучшения ситуации.

Присвоение категории объектам

Законодательством РФ предусмотрено 4 категории, каждая из которых отличается своим уровнем воздействия на окружающую среду. Чтобы избежать недопонимания, целесообразно рассмотреть каждую из них по отдельности.

Категория I

В нее входят все без исключения компании, деятельность которых направлена на:

  • производство кокса;
  • нефтедобычу и газ, включая дальнейшую переработку;
  • производство нефтепродуктов;
  • обогащение железной руды;
  • добычу и дальнейшую обработку цветных металлов;
  • обеспечение электроэнергией, газом и паром;
  • металлургическое производство с применением соответствующего специализированного оборудования;
  • производство нематериальных продуктов;
  • химическое производство и переработку химических веществ;
  • химическое производство неорганических веществ;
  • производство агрохимической продукции;
  • изготовление субстанции для фармацевтики.

В зависимости от сферы деятельности, устанавливается 1 категория воздействия на окружающую среду.

Категория II

Вторая категория присваивается в случае занятости в сфере:

  1. Обеспечения электроэнергией с установками мощностью до 250 МВт. Дополнительно требуется потребление твердого либо жидкого топлива с установками, мощность которых не превышает 500 МВт.
  2. Добычи и переработки/подготовки руды, песка драгоценного металла, оловянных, титановых и хромовых руд исключительно на рассыпном месторождении.
  3. Производства стекла, в том числе и стекловолокна, производительностью не более 20 тонн в сутки.
  4. Производства огнеупорной группы товаров и строительной керамики на установках, способных изготавливать до 1 миллиона единиц в год.
  5. Изготовления оксида магния. Мощности установок способны выдавать не больше 50 тонн ежедневно.
  6. Сбора и последующей переработки сточных вод в области, которая напрямую относится к осуществлению очистки сточных вод специализированными централизованными установками (канализационной системой), мощность которых способна перерабатывать не более 20 тыс. куб. ежедневно.
  7. Изготовления картонно-тарной продукции на установках мощностью до 20 тонн в сутки или более.
  8. Текстильного производства, с обязательным использованием специализированного оборудования, основная задача которого заключается в процессе отбеливания, окрашивания – производительность не превышает 10 тонн в сутки.
  9. Изготовления кожи и кожаных изделий на специализированном оборудовании, использование которого позволяет дублировать, окрашивать, осуществлять выделку шкур – производительность не превышает 12 тонн в сутки.
  10. Пищевой промышленности.
  11. Введения сельского хозяйства – выращивание птицы в количестве до 40 000 голов.
  12. Ведение сельского хозяйства – выращивание свиней в количестве до 2000 голов и свиноматок до 750 единиц.

Категория III

К третьей категории принято относить:

  1. Эксплуатацию специализированного ядерного оборудования с имеющейся нулевой мощностью, включая радиационные источники, которые включают в себя исключительно радионуклиды с присвоенной 4-й либо 5-й категорией.
  2. Ведение занятости, которая не предусмотрена 1, 2 и 4 категорией и одновременно отсутствует подтверждающий факт несоответствия уровню воздействия на экосистему, предусмотрены в отношении четвертой категории.
Учитывая то, что объекты третьей категории согласно нормам федерального законодательства несут за собой серьезную опасность для окружающей среды, чем из четвертой, ключевым признаком принято считать превышение показателя отрицательного влияния на экосистему.

Категория IV

С целью присвоения четвертой категории, необходимо обязательное соблюдение одновременно таких условий, как:

  1. Обязательное наличие на объекте непереносных источников загрязнения экосистемы, причем суммарная масса вредных компонентов во время выбросов в атмосферу не превышает 10 тонн в год, при условии отсутствия в содержании химических элементов из 1-й и 2-й категории, в том числе и радиоактивных компонентов.
  2. Отсутствие факта сбросов вредных веществ в составе сточных вод в установленные централизованные системы водоотвода, в том числе иные конструкции и механизмы очистки сточных вод. Исключением являются сбросы вредных компонентов, которые формируются по результатам применения воды для бытовых потребностей, а также не выявленных негативных компонентов.
Читайте также:   Форма декларации о воздействии на окружающую среду для объектов 2 категории

Среди дополнительных немаловажных критериев принято относить:

  1. Ведение деятельности на конкретном объекте в сфере обеспечения электроэнергией, газом либо паром (с обязательной эксплуатацией проектной тепловой мощности, которая не превышает 2 Гкал/час при условии потребления газообразного вида топлива), если подобные требования отвечают установленным нормам федерального законодательства.
  2. Применение на интересующем объекте специализированного оборудования с целью анализа, многочисленных разработок и различных испытаний новой изготовленной продукции и технологического процесса в частности. К ним часто относятся научно-исследовательские институты, компании опытного производства, конструкторские бюро с практикой и прочие организации, предусмотренные нормами федерального законодательства.
Справка: если установлен факт использования вод не только для реализации бытовых потребностей, то абоненту может быть присвоено третью категорию.

Требования к объектам

Требования к объектам напрямую зависят от категории. К примеру, в отношении первой:

  • обязательное оформление КЭР;
  • разработка современной программы по снижению выбросов в экосистему;
  • утверждение технических нормативов;
  • разработка и внедрение ПНООЛР;
  • регулярные плановые проверки.

Требования к объектам

Ко второй категории:

  • разработка и внедрение ПНООЛР;
  • формирование специализированной декларации относительно уровня негативного воздействия на экосистему;
  • разработка и внедрение комплекса мер для повышения безопасности окружающей среды;
  • плановое проведение проверок.

К третьей категории применимы:

  • разработка и внедрение комплекса мер для повышения безопасности окружающей среды;
  • формирование отчетности относительно проведенных действий по снижению концентрации негативных веществ;
  • регулярные плановые проверки.

К четвертой категории относят рекомендации и предписания, предусмотренные нормами федерального законодательства.

Нормативно-правовая база

К основным нормативно-правовым документам принято относить:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 08 июля 2015 года №1316-р – распоряжение включает в себя перечень вредных компонентов, к которым применяются установленные нормы государственного регулирования в сфере обеспечения безопасности окружающей среды.
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от декабря 2017 года №165 относительно утверждения гигиенических нормативов в области предельно допустимых концентраций негативных компонентов в атмосфере вблизи населенных пунктов.

Учитывая все имеющиеся особенности, которые закреплены за указанными нормативно-правовыми документами, можно исключить вероятность возникновения недопонимания с многочисленными контролирующими органами со всеми вытекающими последствиями.

Объекты НВОС в 2019 году подробно представлены ниже на видео.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector