Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Товар ненадлежащего качества: как вернуть или обменять на доброкачественный

Возврат товара ненадлежащего качества

Множество людей хотя бы раз в своей жизни сталкивались с проблемой возврата товара ненадлежащего качества.

Ответы на вопросы, каков порядок и правила возврата некачественной продукции, какие вещи не подлежат возврату и как поступить, если продавец отказывается принять обратно некачественную продукцию, можно узнать в рассматриваемой статье.

Что считать ненадлежащим качеством

Ненадлежащее качество товара — это несоответствие товара заявленным свойствам, характеристикам и условиям, которые определены законом или договором купли-продажи.

Вещь также является некачественной, если вследствие ее использования подвергаются опасности человеческая жизнь или здоровье, среда обитания и др.

Вещь не может относиться к некачественной продукции, если недостатки возникли вследствие действий покупателя, который, например, случайно уронил утюг и повредил одну из его деталей.

Вопрос возврата некачественной вещи регулируется следующими законодательными актами РФ:

Требования покупателя при возврате товара

Если гражданин не доволен качеством вещи, он вправе требовать, чтобы продавец сделал следующее:

  • заменил приобретенную вещь на иной товар, имеющий такие же характеристики;
  • уменьшил стоимость продукции;
  • устранил дефекты или вернул деньги потребителю;
  • вернул сумму покупки посредством аннулирования контракта купли-продажи по взаимному согласию.
Потребитель может вернуть продающему лицу товар ненадлежащего качества, если при этом сохранил товарный чек или может привлечь к делу свидетелей, которые своими показаниями подтвердят факт приобретения этой продукции.

Договор купли-продажи может быть также аннулирован, если у продающей стороны нет аналога приобретенной вещи.

Стороны контракта заранее могут прийти к обоюдному согласию об обмене некачественной вещи в иное время, то есть тогда, когда привезут аналог некачественной вещи.

Порядок возврата недоброкачественной вещи

Чтобы вернуть денежные средства, приобретателю следует соблюсти определенный алгоритм действий.

Обращение к продавцу

Если продавец откажет в просьбе, то потребитель может обжаловать его действия руководству магазина.

При обращении к продавцу желательно подать письменное заявление, составленное в 2-х экземплярах.

Один из них направляется продавцу, а другой экземпляр, в котором поставлены дата и подпись получателя, остается у приобретателя.

Возврат денежных средств

Если продающая сторона откажется принять данное заявление, покупатель может отправить документ по адресу компании заказным письмом с уведомлением о вручении.

Квитанция, устанавливающая факт получения адресатом вышеуказанного письма, понадобится в качестве доказательства при обжаловании действий продавца в вышестоящей инстанции.

Продавец обязуется заменить товар в 7-дневный срок с момента предъявления требования.

Если возникает надобность провести проверку качества этой вещи, то последняя должна быть заменена в течение 20 дней с того момента, когда было предъявлено требование.

Если продавец не имеет требуемую для замены вещь, то товар должен быть заменен в продолжение месяца.

Когда продающая сторона в течение 7 дней не имеет возможности передать потребителю требуемую для замены продукцию, то контрагентам нужно прийти к согласию.

Продавец должен временно вручить или бесплатно доставить на адрес приобретателя продукцию, обладающей теми же основными потребительскими свойствами, что и заменяемая вещь.

Эта вещь должна быть передана по истечении 3-х дней с того момента, когда потребитель предъявил требование.

Составление претензии

Документ составляется на имя директора или руководителя магазина, который и рассматривает претензию.

После принятия руководством удовлетворительного решения денежные средства подлежат возврату в пределах 3-дневного срока.

Заявление на возврат товара

Продающая сторона для выявления причины недостатков товара может назначить экспертизу за свой счет.

На практике продавцы (производители), ценящие свою репутацию среди покупателей, редко отказывают последним в возврате купленной продукции.

Если все-таки конфликт созрел, то покупателю следует написать претензию на имя руководителя компании.

Претензию рекомендуется составить в форме письма в 2-х экземплярах, в каждом из которых нужно указать:

  • данные о продавце или организации;
  • ФИО, паспортные данные заявителя;
  • номер, артикул купленной продукции;
  • основания для возврата вещи и ссылки на статью нормативно-правового акта, нормы которого были нарушены;
  • требования к магазину (снижение цены, устранение дефектов);
  • дата и подпись.

К этому документу покупатель должен приложить чек. В нем проставляются реквизиты и печать юридического лица со своей подписью.

Руководство при рассмотрении претензии может предпринять одно из нижеуказанных действий:

  1. Удовлетворить требование потребителя.
  2. Назначить независимую экспертизу, целью которой является выявление причин появления недостатков в товаре.
Услуги за проведение экспертизы должен оплатить тот контрагент, который является виновником возникновения этого дефекта или несет ответственность за причиненный вред.

[docs]

Подача жалобы в Роспотребнадзор

При получении неудовлетворительного ответа покупатель вправе направить жалобу в Роспотребнадзор.

Подать письменную жалобу можно:

  • лично на месте;
  • посредством почтовой службы;
  • через интернет.

Жалоба оформляется в виде письма, в котором указываются:

  • наименование территориального органа надзора;
  • данные о заявителе (ФИО, паспортные данные);
  • информация о гражданине, продающем товар;
  • сведения о компании, нарушившей права покупателя;
  • содержание жалобы (обстоятельства по делу, причины обращения);
  • требования заявителя.

В конце прописывается дата и ставится подпись покупателя.

Поданная жалоба рассматривается сотрудниками уполномоченного органа около месяца.

Рассматриваемый документ необходимо составлять в деловом стиле без употребления нецензурных слов и угроз. При предъявлении анонимной жалобы последняя не будет рассмотрена уполномоченным органом.

При получении неудовлетворительного решения Роспотребнадзора покупатель может пойти в суд с исковым заявлением.

Читайте также:   Журнал кассира-операциониста по форме КМ-4

Обращение в суд

Идти в мировой суд (если предмет иска стоит меньше 50 тыс. руб.) или в районный суд (если цена иска превышает 50 тыс. руб.) следует по месту регистрации ответчика.

В заявлении указываются следующие данные:

  • название суда, уполномоченного рассмотреть данное дело;
  • ФИО, паспортные данные сторон;
  • обстоятельства по делу;
  • требования насчет возврата денежной суммы;
  • список документов, прилагаемых к заявлению.

Данное дело обычно рассматривается в течение месяца.

При принятии судом решения в пользу приобретателя бремя оплаты судебных расходов будет нести ответчик.

Истец может также потребовать в суде возмещения вреда (как морального, так и имущественного), причиненного вследствие использования указанной вещи.

Законодательством не предусматривается обязанность лица оплатить госпошлину при подаче в суд искового заявления о возврате продукции ненадлежащего качества.

Кроме заявления, покупатель обязывается запастись:

  • чеком или контрактом купли-продажи;
  • накладной, подтверждающей сдачу вещи на проверку;
  • досудебной претензией (при наличии).

Назначение независимой экспертизы и получение денег

В итоге экспертизы специалист составляет заключение насчет причины возникновения дефектов.

Истец может вернуть средства обратно после вступления судебного решения в законную силу.

Требования к возвращаемым предметам

Одним из условий возврата приобретенной вещи является ее отсутствие в списке продукции, не подлежащей возврату.

Есть определенное количество правил, которые должны быть соблюдены при возврате некачественной вещи.

Этими требованиями являются:

  • сохранение внешнего вида продукции;
  • целостность ее упаковки;
  • отсутствие следов эксплуатации.

Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 установлен список вещей, которые не могут быть возвращены.

Итак, запрещается возвращать продающему лицу:

  • трикотажную продукцию;
  • предметы, предусмотренные для личной гигиены;
  • парики;
  • автотранспортные средства и номерные запчасти к ним;
  • ювелирные изделия, созданные из драгоценных металлов и камней;
  • гражданское оружие;
  • посуду и контейнеры, предназначенные для хранения продуктов и т. д.

Данный список довольно большой, за полной информацией можно обратиться к указанному нормативному акту.

Законные сроки рассмотрения

Нужно учесть, что некачественную продукцию можно вернуть в пределах гарантийного срока (если изготовитель установил срок гарантии на товар), иначе законодательство дает возможность вернуть вещь в течение двух лет.

Срок гарантии продукции исчисляется с того момента, когда приобретателем была получена продукция (если контрагенты не указали иное в контракте).

Некачественный товар

Если установить день передачи товара невозможно, то срок гарантии начинается со дня изготовления этой вещи.

В случае с сезонными вещами данные сроки исчисляются со дня наступления того или иного сезона.

Когда продукция потребителю была доставлена посредством почтовой службы, а даты, указанные в контракте и в квитанции, не совпадают, то срок начинает исчисляться со дня получения покупателем посылки.

Стороны контракта купли-продажи могут указать в этой сделке также другие сроки возврата продукции.

Основаниями для возврата денег являются заявление и паспорт приобретателя. Каждая компания имеет свою установленную форму заявления.

Денежные суммы могут быть переданы покупателю посредством:

  • наличной выплаты;
  • банковского перевода;
  • почтового перевода.

Денежные средства могут быть возвращены в 10-дневный срок с момента подачи претензии покупателем или передачи товара последнему.

Коротко о главном

Итак, если потребитель не доволен качеством продукции, то закон предоставляет ему возможность вернуть ее обратно, соблюдая установленный период (в пределах гарантийного срока или 2-х лет в иных случаях).

При возврате продукции для потребителя могут возникнуть разные проблематичные ситуации, например:

  1. Продавец (руководство компании) может отказать покупателю в возврате уплаченных денег. Тогда заявитель может обжаловать действия продавца или руководства компании в вышестоящей инстанции.
  2. Нет товарного чека, устанавливающего факт приобретения гражданином той или иной продукции. Последнее не может стать основанием для отказа в возврате покупателю его денег, так как тот вправе привести свидетелей, которые могут дать показания в его пользу.
  3. Продавец может пропустить срок возврата продукции.
  4. Вещь включена в список предметов, которые вернуть нельзя.
  5. Продающая сторона может нарушить срок перечисления денег покупателю. В таком случае она обязана оплатить пеню в размере 1% от суммы предмета иска.
  6. Если клиент сам был виновником возникновения дефектов или был осведомлен насчет наличия недостатков, но все равно согласился купить вещь, то он не сможет рассчитывать на возврат денежных средств.
Чтобы избежать вышеперечисленных проблем, покупателю нужно соблюдать сроки возврата продукции, сохранять товарный чек при покупке вещи, а в случае отказа продавца и руководства компании вернуть обратно вещь – грамотно составить жалобу или исковое заявление в уполномоченные органы.

Перед предъявлением иска в суд потребитель может обратиться к специалисту по юридическим вопросам, который поможет грамотно составить исковое заявление, а также представить интересы заявителя в суде.

О правах потребителя при обнаружении в товаре дефекта подробно рассказывается в видеоролике.

Об авторе

Григорий Знайко
Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector