Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

Автор:Иван Иванов

Процесс ведения бухгалтерского учета регулируется нормативно-правовыми актами, которые обладают различным статусом.

Нормативное регулирование бухучета

Одни из них (к примеру, Федеральный закон «О бухучете») обязателен к использованию, а другие несут в себе только консультативные вопросы (к примеру: методические указания, план счетов и так далее).

Уровни системы с позиции регулирования

Уровни системыВ зависимости от того, как назначается и каким статусом обладает тот или иной нормативно-правовой акт целесообразно будет предоставить их в виде таких систем:

  1. Первый уровень. Содержит в себе все нормативно-правовые акты руководства страны: Федеральные законы и различные Постановления Правительства. Все они должны иметь непосредственное отношение к процессу организации бухгалтерского учета, включая формирование необходимых отчетов.
  2. Второй уровень. Содержит исключительно рабочую документацию по бухгалтерскому учету и отчетности. К ним относят стандартные положения.
  3. Третий уровень. Под ним подразумевается использование руководств и методических указаний, которые были разработаны государственными ведомствами.
  4. Четвертый уровень. Содержит исключительно рабочую документацию по бухучету конкретной компании.

Ключевым нормативно-правовым актом из первого уровня принято считать Федеральный закон «О бухучете» от ноября 1996 года № 129, которые четко регулирует правовой базис бухучета, включая его содержание, принципы, организацию, основные направления в бухгалтерской деятельности и формирования отчетной документации.

Закон распространяется на компании, которые должны вести бухучет и предоставлять по ней соответствующую отчетность.

Кроме того, в первый уровень относят дополнительно:

  • Гражданский Кодекс РФ;
  • Федеральный закон «Об использовании УСН, учета и формирование отчетов для компаний из малого бизнеса» от декабря 1995 года №222;
  • ФЗ «О мерах государственной поддержки малого бизнеса на территории РФ» №88 от июня 1995 года;
  • Федеральный закон «Об акционерных обществах», который был принят в декабре 1995 года под №208;
  • Постановление Правительства РФ №283 от марта 1998 года.

Уровни системы регулированияВторой уровень определяется как совокупность ключевых правил, которые регулируют порядок учета и формирование оценки той или ной компании по отдельности либо, в общем.

Предусмотренные Положения правил разработаны с целью разъяснения принятого ранее Федерального закона «О бухучете». На сегодня уже было разработано и принято свыше 10 положений по бухучету и формированию финансовой отчетности.

Второй уровень системы с позиции нормативного регулирования находиться под контролем Министерства финансов РФ.

Имеющееся Положение по ведению бухгалтерского учета стандартно содержит в себе такие компоненты:

  • наименование и номер ПБУ;
  • общие положения (необходимо будет отображать сферы использования, исходя из ПБУ и иных условий признания согласно объекту учета);
  • терминологии (подразумеваются ключевые определения и термины, которые соответствуют имеющемуся объекту учета);
  • оценка (подразумевается отображение различных типов оценки используемых по имеющемуся объекту);
  • порядок ведения учета (содержит подробное описание поочередных этапов учета, а также наличие либо видоизменение самого объекта по отношению к которому он ведется);
  • расшифровка сведений (под этим подразумевается отображение состава сведений, которые должны в обязательном порядке быть раскрыты на основании учетной политики компании).

Российские ПБУ в отличие от международных стандартов несут не рекомендательный, а исключительный обязательный характер. Большая часть ПБУ предусматривает разнообразные способы учета соответствующих объектов.

Методические указания и инструкции из третьего уровня, сформированные с целью конкретизировать разработанные учетные стандарты согласно с отраслевыми и другими особенностями. Они были сформированы Министерством финансов и иными многочисленными государственными ведомствами. Рабочая документация, разработанная самим предприятием (из четвертого уровня) способная определить особенности компании и порядка учета в ней.

Основной рабочей документацией в компании принято считать:

  • по имеющейся учетной политике;
  • по утвержденной форме первичной учетной документации:
  • по разработанному графику документооборота;
  • по сформированному и утвержденному плану счетов бухучета;
  • по сформированной и принятой руководством компании внутренней разновидности отчетов.

Многие компании ограничиваются формированием приказа об учетной политике.

Остальная рабочая документация либо же полностью отсутствует (к примеру, график документооборота, разновидность внутреннего отчета и так далее) либо же не приняты руководством компании (к примеру, форма «первички», план счетов и так далее).

Такие компании признаются таковыми, которые грубо нарушили порядок ведения бухгалтерского учета, предусмотренный Федеральным законом «О бухучете» и рядом иных нормативно-правовых актов.

Основные нормативные документы

Основными нормативно-правовыми актами на сегодня принято считать:

  1. Основные нормативные документыФедеральный закон №129, принятый в ноябре 1996 года.
  2. Федеральный закон №209.
  3. Частью 1-5 Гражданского кодекса РФ.
  4. Частью 2 Налогового кодекса РФ.
  5. Федеральным законом №117, принятого Правительством РФ в августе 2000 года.
  6. Федеральным законом №22 от декабря 1995 года по вопросу применения упрощенного режима налогообложения, включая учет и формирование различных отчетов для компаний из малого или среднего бизнеса.
  7. Рекомендации по вопросу ведения бухгалтерского учета и формирования необходимых отчетов, включая использование определенные регистры для субъектов из малого либо среднего бизнеса, осуществляющего свою трудовую деятельность на территории РФ. Были приняты Министерством финансов в декабре 1995 года.
  8. Положением, относительно ведения бухучета и формирования необходимого числа отчетов на территории РФ, который был принят Министерством финансов РФ еще в июле 1998 года;
  9. План счетов бухгалтерского учета по всевозможным финансово-хозяйственным операциям компании, включая Инструкцию по их использованию, которые вступили в юридическую силу на основании Приказа Министерства финансов РФ в октябре 2000 года.
  10. Правилами по бухучету «Учетная политика компаний», которые вступили в юридическую силу на основании утвержденного Приказа Министерства финансов РФ в октябре 2008 года.
Необходимо отметить, что данный перечень не является исчерпывающим, однако включает в себя наиболее важные нормативно-правовые акты, знания которых может быть задействовано на любых этапах трудовой деятельности компании.

Из всего вышеуказанного перечня наиболее весомыми по праву считаются:

  • ФЗ «О бухучете»;
  • Положение о бухгалтерском учете 1992, 1994 и 1998 годов;
  • План счетов бухучета и отчетности 1991 и 2000 года.

Благодаря указанным законам, каждая отдельно взятая компания имеет полное право самостоятельно выбирать метод учета и оценивания определенных объектов (готового товара, иного вида имущества, выпуска с целью дальнейшей реализации товара и так далее) согласно принятой учетной политике.

Кроме того, в учетную практику были внедрены новые объекты учета, а именно:

Дополнительно существенно изменилась и методология учета большинства объектов, а именно:

  • основных денежных средств;
  • капитального вложения;
  • уставного капитала;
  • дохода;
  • финансовых затрат и прочего.

Полную ответственность по вопросу бухгалтерского учета в компаниях возложено исключительно на их руководство. Помимо этого компании стали обладать правом, дополнительно привлекать посторонних лиц из иных компаний, которые готовы оказать услуги за денежную плату в бухгалтерском учете. Иными словами у них может отсутствовать отдел бухгалтерии.

Компании, которые относятся к малому бизнесу, имеют полное право на совмещение обязанности бухгалтера и кассира, включая возможность использовать упрощенный тип бухучета.

Существенным видоизменениям была подвержена бухгалтерская отчетность. В частности изменился:

  • состав;
  • период;
  • адрес.

Внесенные коррективы стали в полной мере отвечать международным стандартам.

Внесение коррективыКроме того, бухгалтерская отчетность стала обладать характером публичной отчетности, которая доступна для всех без исключения пользователей.

Большая часть компаний в обязательном порядке должны предоставлять в содержании годовой отчетности заключение аудита, что гарантирует подтверждение сведений, предоставленных в отчете.

С того периода, когда было внедрено в учетную практику Положение “Учетная политика компании” (еще с января 1995 года) в российской системе бухучета стали активно применять международные принципы.

Такие видоизменения были направлены с целью отображения реальных процессов, которые можно наблюдать на территории РФ, включая возможность максимально приблизиться к зарубежным стандартам. Это предоставляет основания для выводов по тому вопросу, что в период 1991 – 2000 годов были сделаны первые ключевые шаги в модернизации старой системы бухучета, а также в полной мере отвечать рыночной экономике.

Законодательные основы

Всегда необходимо помнить об одном немаловажном нюансе: система нормативного регулирования в бухучете включает в себя персональную иерархию (управленческая документация указывается в порядке убывания значимости):

  • Федеральный закон №402;
  • Положение о порядке ведения бухгалтерского учета и формирования необходимой отчетности, которое было принято Приказом Министерства финансов РФ от июля 1998 года №34н;
  • сформированный План счетов и ПБУ, включая положение о документации и организации документооборота в бухгалтерском учете, который был принят Министерством финансов СССР от июля 1983 года №105;
  • Руководства и Методические указания, включая локальную регулирующую документацию.

Благодаря использованию четко сформулированным правилам, сотрудники фискального ведомства могут в полной мере осуществлять необходимый контроль за уровнем их соблюдения и при выявлении факта противоправных действий привлекать нарушителей к административной, и возможно, уголовной ответственности.

В разработке правил порядка ведения и организации бухгалтерского учета на территории РФ за базу используются сведения из принятой Программы реформирования рассматриваемого учета в полном соответствии с действующими международными стандартами финансовой отчетности, которая была утверждена Постановлением Правительства в марте 1998 года под №283.

Системы регулирования бухгалтерского учета приведены в данной статье.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных

Adblock
detector